Высшее образование и наука

Школьное образование позволяет вам овладеть только элементарным уровнем научных знаний, а их углубление происходит только благодаря высшему образованию. Оно завершается в аспирантуре и док­торантуре, после окончания которых индивид в состо­янии профессионально заниматься приращением новыхзнаний.

Наука — самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она воз­никла позже религии, искусства, образования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в 5 веке до н. э., настоящий ее расцвет наступил толь­ко в Новое время — в XVI—XVII веках и был тесно связан с научно-техническим прогрессом и индус­триальной революцией.

Основная функция науки — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действи­тельности. Цель научной деятельности — получение нового знания. Цель образования — передача нового знания новым поколениям людей, т. е. молодежи. Если нет первого, то не будет и второго. В этом смысле на­ука важнее образования.

В большинстве европейских стран два процесса— получение и распространение нового знания— стараются не разрывать. Поэтому западные университеты выполняют обе функции — научную и педагогическую. Университетский профессор — од­новременно исследователь-ученый и педагог-практик. В СССР и России сложилась иная традиции. Здесь науку делают одни люди, а образование-другие. Большой наукой занимается Академия наук имеющая в своем составе около 300 научно-исследавательских институтов, а образованием занимаете Министерство среднего и высшего образовани которому подчинены сотни тысяч школ и вузов.

Структура и кадры науки. Центральным учре> дением в нашей стране, ответственным за состояние и уровень науки, выступает Российская академия наук (РАН). Она учреждена в 1991 г. на базе Академии наук СССР, но ведет свою историю с 1724 г. от Петербургской АН. В 1994 г. в ней было свыше 440 действитель­ных членов, 600 членов-корреспондентов, 120 иностран­ных членов. РАН объединяет 18 отделений по отраслям и направлениям наук: математики; общей физики и астрономии; ядерной физики; информатики, вычисли­тельной техники и автоматизации; общей технической химии; физиологии; общей биологии; геологии; геогра­фии; истории; философии и права; экономики; мировой экономики и международных отношений; литературы и языка и др. У нее есть региональные отделения (Сибир­ское, Уральское, Дальневосточное) и научные центры.

Наряду с Академией наук в нашей стране суще­ствовали и отчасти существуют сегодня сотни отрас­левых НИИ. Так называются научно-исследовательс­кие институты, которые подчинены и финансируются всевозможными министерствами и ведомствами. Если академические институты, по определению, развива­ют фундаментальную науку, то отраслевые НИИ зани­маются прикладной наукой, т. е. приспосабливают к конкретным техническим задачам фундаментальные знания.

Основу высшего образования составляют вузы. Они готовят специалистов с высшим образованием для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, осуществляют повышение квалификации преподавателей. К вузам относятся уни­верситеты, институты, высшие училища, учебные ака­демии, консерватории. В Японии, как и в некоторых других странах, к вузам относятся университеты, кол­леджи с четырехлетним, медицинские колледжи с шестилетним, младшие колледжи с двухлетним и спе­циализированные училища, т. е. технические колледжи, с пятилетним обучением. Но подлинно высшим сами японцы считают только университетское образование. Чтобы поднять престиж колледжей, в некоторых из них введена аспирантура, что, по мнению японских соци­ологов, оказывает позитивное влияние на репутацию учебных заведений и помогает сохранять устоявшую­ся численность студентов.

Основными разновидностями вуза в нашей стране сегодня являются университеты, академии и институты. Многоуровневая система высшего образования в России включает три типа образования в соответствии с 4-летней, 5-летней или б-летней программой обучения.

Среди трех форм высшего образования самым престижным и модным в 90-е годы являлся универси­тет. По стране прошла волна перименований институ­тов в университеты, в результате чего количество пос­ледних за период 1986 —1997 гг. возросло с 40 до 236, т. е. в 5,9 раза.

В 90-е годы отечественная наука и высшее образо­вание вошли в полосу неблагоприятных, а по мнению отдельных специалистов, катастрофических перемен. В период с 1991 по 1994 гг. объем федеральных отчис­лений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31—45 лет за границу ежегодно составляет 70—90 тыс.2 Сегодня приток молодых кад­ров резко уменьшился. Экспериментальное оборудо­вание в научных институтах устарело и используется неэффективно. Все это крайне негативно сказывается на состоянии научных исследований и разработок, а следовательно, и на возможностях технологической модернизации производства.

Научный потенциал России за последние 10— 15 лет резко сократился. Численность занятых в сфере науки и научного обслуживания постоянно сокраща­ется. Если в 1970 г. в СССР на 90 млн занятых в народ­ном хозяйстве приходилось 3,3 млн специалистов, за­нятых в науке, в 1980 г. — 3 млн, то в 1996 г. в России на 66 млн занятых было менее 1 млн ученых и преподавателей. И спад продолжается. Несколько иначе выглядит статистика подготовки научных кадров высшей квалификации. С 1991 по 1997 г. число кандидатов наук снизилось на 24%, а численность докторов наук, выполняющих исследования и разработки, увеличилась на 28%. Наибольший прирост наблюдался в области физико-математических, медицинских, педагогических, психологических, социологических наук3.

Научный потенциал определяется прежде всего количеством и качеством специалистов. Их готовят высшие учебные заведения. Но и сейчас высококвали­фицированных специалистов (в расчете на 100 жите­лей), способных воспринять и адаптировать науку к технологии и жизни, у нас меньше, чем в развитых странах. В начале 90-х годов на каждую сотню трудо­способного населения в возрасте от 25 до 64 лет в США приходилось 35 человек с высшим образованием, в Канаде — 30, в Швейцарии — 28, в Японии и Швеции — 21, в Финляндии — 18, в Германии — 17, Англии — 15, во Франции — 14 человек. У нас дело обстоит гораздо хуже, чем у лидеров этого списка.

До начала проведения реформы высшей школы кадровый научный потенциал научных учреждений и подразделений в России распределялся следующим образом: отраслевые институты — 84%, вузовские на­учные подразделения — 12% и академические струк­туры — 4% (преподавательский состав, согласно дей­ствовавшим тогда правилам статистического учета, к научным кадрам не причислялся)5.

В результате ликвидации ряда министерств, межот­раслевой и профессиональной мобильности (миграции и эмиграции научных кадров) структура занятых в науке значительно изменилась:

• резко сократилось (почти вдвое) число занятых в отрасле­вых институтах (в том числе и по причине ликвидации ряда из них);

• многие кадры из академических отраслевых институтов перешли работать в вузы, усилив их научный потенциал;

• расширилась научная и учебная деятельность вузов, чему способствовало увеличение доли хозрасчетных и финан­сируемых различными фондами научных проектов;

• появилась новая система — негосударственные («част­ные») научно-образовательные структуры;

• резко расширились формы «двойной» занятости: на кафедрах и в исследовательских подразделениях.

Сегодня в вузовском секторе занято 48%, академи­ческом — 27%, отраслевом — 26%, в негосударствен­ном— 16% научных работников. В целом по науке статистика такова: за период с 1991 по 1998 г. число организаций, выполняющих исследования и разработ­ки, в стране сократилось с 4646 до 4110. Однако начи­ная с 1995 г. наметилась тенденция к сокращению темпов падения научного потенциала. В 1998 г. НИИ составляла 61,2% всех научных организаций, конструк­торские бюро — 9,8%, вузы — 9,3%, проектные органи­зации — 2,8%, промышленные предприятия — 8,1%.

Средний возраст преподавателей российских ву­зов довольно высокий — 46,4 лет. Средний стаж пре­подавательской работы — 19 лет. В структуре научно-педагогических кадров кафедр сегодня преобладают лица от 41 до 60 лет и старше (69,6%). Очень небольшой процент молодежи до 30 лет — 9,9%.

В Америке картина в чем-то схожая с нашей. Сред­ний возраст преподавателей, занимающих постоянные штатные должности в Гарвардском университете (США), составляет примерно 55 лет, и обычно профессор явля­ется признанным мировым авторитетом в той или иной области. Среднегодовой заработок профессора состав­ляет 70 тыс. долл.

Исследования подтверждают процесс старения научных и профессорско-преподавательских кадров российских вузов. В наибольшей степени он затронул классические университеты, в 2/3 которых практичес­ки прекратился приток молодых кадров. Состав пре­подавателей по полу пропорциональный: 50,4% — муж­чин и 49,6% — женщин. Доля мужчин меньше, чем женщин, в составе преподавателей гуманитарных ву­зов (факультетов) — 39,4%, педагогических вузов — 30%; в экономических вузах (факультетах) примерно равная — 48,4%, и больше, чем доля женщин, в техни­ческих вузах — 57,1%. Доля женщин значительно выше среди молодых преподавателей, а мужчин — среди преподавателей старшего возраста.

«По общему признанию экспертов, кадровое обеспечение вузов является сегодня наиболее слож­ной и противоречивой проблемой. С одной сторо­ны, в образовательные учреждения пришли уче­ные из академических структур: за последние 5—6 лет количество докторов наук в каждом вузе возросло в среднем с 18 до 25; намечается коли­чественный рост аспирантского корпуса. С другой стороны, по мнению опрошенных проректоров, в перспективе (4—5 лет) следует ожидать трудно­стей, связанных со сменой поколений, недостат­ком преподавателей молодого и среднего возраста, уходом из вузовской системы наиболее квалифи­цированных кадров, относительным снижением квалификационного уровня набираемых преподавателей.

Ухудшение качественного состава кадров отча­сти вызвано тяжелым материальным положением ву­зов и снижением престижа преподавательского труда. По состоянию на апрель 1997 г. среднемесячный бюд­жет семьи преподавателей из трех человек составлял примерно 245 долл. 18,4% преподавателей жили в ни­щете (чтобы прожить, им приходилось занимать день­ги или продавать личные вещи); еще 62,8% преподава­телей находились в бедности, т. е. денег у них хватало на питание и оплату коммунальных услуг, но не более. В итоге в условиях бедности или нищеты находилось 81,2% преподавателей.

Из-за плохих материальных условий примерно 40% преподавателей «подумывают» об уходе из вуза (в первую очередь молодые преподаватели). Посколь­ку средний возраст преподавателей приближается к 50 и на кафедрах много пожилых, большинству из них уходить некуда. В вузах часть преподавательских кад­ров, особенно пожилого возраста, оказалась в ситуа­ции «вынужденного закрепления». Им остается только подрабатывать. Чтобы выжить, так поступают две тре­ти преподавателей. В результате общая нагрузка резко увеличивается, а если учесть возраст, то для некото­рых она становится критической. На дополнительной работе приходится трудиться не менее интенсивно, чем на основной. Но и на основной работе, когда из вуза уходит молодежь, нет притока кадров, а сфера коммер­ческого обучения расширяется, средняя часовая нагруз­ка не уменьшается, но часто даже возрастает. К тому же, надо поспевать за ростом информации и обновле­нием научных знаний. Следовательно, возрастают зат­раты времени и сил на предлекционную подготовку, ос­воения нового учебно-методического материала.

В 90-е годы в стране одновременно наблюдались два противоположных процесса: падение престижа перво­го высшего образования и бум на второе образование. Бывшие инженеры, физики и педагоги, некогда закон­чившие вузы и не сумевшие устроиться по специально­сти, переобучались на более рыночные профессии, тех же менеджеров и юристов. Таким образом, в тот период одни профессии оказались нерыночными и вступитель­ный конкурс в соответствующие вузы резко снизился, а другие пользовались огромным спросом и по ним откры­вали дополнительный прием, в том числе для получения второго образования. Самым популярным оказалось второе экономическое образование. Сегодня экономи­ческие факультеты есть практически во всех высших учебных заведениях, как государственных, так и не­государственных. Если в 1986 г. обучение экономичес­кой специальности осуществлялось в 186 вузах, то в 1994 г. — в 372 университетах, академиях и инсти­тутах.

Финансирование. В 70-е годы наша страна расхо­довала на образование 10—12% национального дохо­да, поэтому в тот период СССР лидировал в соревно­ваниях с США по числу обучающихся и высших и средних специальных учебных заведений на 10 тыс. человек населения. В 80-е годы СССР утерял свое лидерство. На обучение школьника в СССР тратили в 12 раз меньше, чем США, а на студента — в 6 раз. Наш специалист был и остается самым дешевым в мире. В 90-е годы ситуация не улучшилась, а скорее ухуд­шилась: выделение денег на науку и образование су­щественно сократилось. Годовой расход на подготов­ку студента в вузах США в 8,4 раза, в Англии в 6,4 раза, в Японии в 6,3, в ФРГ — 5,4 раза больше, чем в России. Годовой бюджет Мэрилендского университе­та США составлял в начале 90-х годов более 1 млрд долларов, а МГУ — примерно 10 млрд рублей. В целом же доля затрат на народное образование в процентах к национальному доходу в России составляет около 3% (1992 г.), в США— 12,2%, в ФРГ— 12,1%. В начале 90-х годов доля национального дохода на образование в Россия составляла 4—5%, США— 10—12%>. В США расходы на образование с 1960 по 1990 г. выросли с 24 до 353 млрд долларов, или в 14,7 раза; при этом на высшую школу они увеличились в 20 раз. На обучение одного студента в Японии расходуется средств в 4,7 раза, в США — в 5,4 раза, в Англии — в 5,8 раз больше, чем в нашей стране.

Несмотря на некоторый рост объемов затрат на науку за два последние года, их доля в валовом внут­реннем продукте (ВВП) остается низкой и сильно от­стает от уровня, достигнутого в странах «Большой семерки». Так, если этот показатель в Японии дости­гал 2,83%, в США— 2,61%, во Франции— 2,32%, в Германии— 2,28%, в Великобритании— 1,94%, то в России в 1997 г. он составил 0,94%3. Хотя объем ас­сигнований на науку из федерального бюджета в 1997 г. повысился на 27% по сравнению с 1996 г., он все еще недостаточен и составляет всего 25% от уров ня 1991 г. В федеральном бюджете 2000 г. предусмотрено повышение расходов на науку на 124% больше чем в 1999 г.

Сегодня в колледжах и университетах США трудятся 700 тыс. профессоров и преподавателей, а учат­ся 12 млн студентов. Ежегодно профессора получают более 6 млрд долл. от федерального правительства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Государство ежегодно выделяет 35 млрд долл. на государственные вузы.

В 1997 г. на высшую школу российское государство тратило всего 1,76% расходной части бюджета. Существующий уровень финансового обеспечения сферы высшего образования экспертами оценивается в 30—40% от необходимого для нормального ее функ­ционирования.

Вузы пытаются приспосабливаться к изменяю­щейся ситуации. Изыскиваются возможности до­полнительного материального поощрения, создают­ся параллельные коммерческие образовательные структуры; предоставляется большая свобода в чте­нии авторских курсов при снижении кафедрального контроля за их содержанием; делаются попытки це­левой подготовки и закрепления на кафедрах студен­тов и аспирантов для обеспечения внутренних потреб­ностей в кадрах, в том числе с предоставлением материальных льгот, зарубежных стажировок и зак­лючением целевых договоров. При этом усиливается тенденция к использованию труда совместителей, в том числе преподавателей-практиков. Как негативный следует отметить факт усиливающейся феминизации преподавательских коллективов».

Университеты в России. Будучи европейской страной не только по географическому признаку, но и

по своему историческому происхождению, Россия к XVШ в. отстала от других стран континента не только в социально-экономическом и промышленном отноше­нии, но также в области среднего и высшего образова­ния. Причины кроются в социально-политической сфере: сохранение крепостной системы и неограни­ченной монархии, незаинтересованность царского правительства в широком просвещении народа, отсут­ствие гражданского общества, традиций письменного права. Неразвитость начального и среднего образова­ния не создала условий и для своевременного появле­ния ниверситетов.

Если в Европе первые университеты появились в XI—XIII веках в Италии, Испании, Франции, Англии, то в России — только в XVIII веке. К ним относятся Академический (1726—1766, Петербург) и Московс­кий (с 1755).

До конца XIX в. было открыто всего девять универ­ситетов: Московский (1755), Дерптский (Юрьевский — 1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербург­ский (1819), Университет Св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский университет в Одессе (1864), Варшав­ский (1869), Томский (1888) и еще три других — в на­чале XX в. (до революции 1917г.) —Саратовский (1909), Ростовский (1915) и Пермский (1916). Всего в 1916 г. в стране было 11 университетов. Однако кроме универ­ситетов в Российской империи функционировала око­ло 100 высших учебных заведений.

В 40-е и 50-е годы XX отмечается небывалый подъем университетского образования. Успехи совет­ской науки в исследованиях космоса, в развитии ядер­ной энергетики и другие достижения подняли престиж высшего образования на максимальную высоту. Ни в какое иное время престиж ученого и профессора в обществе не был так высок, как тогда.

Подъем продолжался до конца 70-х годов, когда выпуск вузовских увеличился в 50 раз по сравнению с Дореволюционным временем. Именно высшая школа внесла главный вклад в создание советской интелли­генции, которая, вопреки идеологическому давлению и политическим преследованиям, прославила страну в области культуры и науки, внесла огромный вклад в мировую сокровищницу мысли. Ядром советской, а теперь уже и российской интеллигенции, выступают выпускники университетов.

В 1994 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государ­ственных университетов технического, медицинско­го, педагогического, аграрного и других профилей, свыше 30 негосударственных университетов. Для сравнения: в Великобритании только два частных уни­верситета, остальные 96 — государственные. Хотя большинство университетов Англии государственные-, они отнюдь не бесплатные. Граждане Британии до недавнего времени не платили за обучение, но с 1998 г. английские вузы стали взимать плату— мак­симум 1 тыс. фунтов в год (примерно 1700 долл.). Ино­странцы платят в 5—10 раз больше. В английских университетах сегодня обучается 1,6 млн студентов, т.е. 30% выпускников средних школ2. В Австралии высшее образование платное для всех студентов, и иностранные студенты платят в два раза больше. Анализ западной литературы показывает ведущую роль государственных вузов и университетов в выс­шей школе и государственного финансирования их деятельности (от 50% в США до 80—90% в странах Западной Европы). Причем в государственных вузах США на долю госбюджета (на всех уровнях управле­ния) приходится 80% их финансовых ресурсов, в За­падной Европе этот же показатель составляет почти 90%3.

Обучение в университете во многих странах мира требует значительных расходов. Плата за учебу взима­ется как в частных, так и в государственных универ­ситетах, в несколько раз выше. Как правило, конкурс вгосударственные университеты везде выше, поэтому большей части молодежи (в Японии четырем из пяти студентов) приходится пользоваться услугами частных университетов, которых большинство. Абитуриенты частных вузов, как правило, делают вступительные В3носы, а став студентами, оплачивают лекции, пользо­вание учебным оборудованием и т. д. Самые крупные взносы установлены в медицинских уччебных заведе­ниях, где первый учебный год обходится студенту в сумму, более чем в два раза превышающую годовой доход рядового японского рабочего.

Благодаря развитой системы образования наша страна и в 60-е, и в на пороге 90-х годов была одной из самых образованных в мире. Это подтверждалось та­кими данными, как: коэффициент грамотности взрос­лого населения, доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, число студентов на 10 тыс. человек населения, а также доступность, всеоб­щность и бесплатность образования. По уровню гра­мотности взрослого населения Россия практически не уступала развитым странам мира. В России в вузе или техникуме учился каждый 30-й россиянин, в США — каждый 20-й житель страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: