double arrow

Развитие образования в Китае

***

Воспитание и образование в китайском первобытном и рабовладельческом обществе (3000—770 гг. до н.э.)

Китай - страна древней цивилизации - имеет издавна развитую культуру и образовательную систему. Первые ростки школьного образования в Древнем Китае восходят примерно к третьему тысячелетию до нашей эры.

Согласно историческим свидетельствам в Древнем Китае существовали специальные места «Сян», где воспитывали детей и подростков. Появление этих первых своего рода школ относится приблизительно к 3000 г. до н.э.

В эпоху Шан (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае существовала довольно развитая иероглифическая письменность, о чем свидетельствуют дошедшие до нас надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, которые относятся к XIV-XII вв. до н.э. В них содержится около 3 000 различных иероглифов.

В древнейшем литературном памятнике Древнего Китая «Книге стихов и песен» (Шицзин), относящемся к XI-VII вв. до н.э., имеется описание учебных заведений периода династии Шан. В эту же эпоху в Китае появилось первое высшее учебное заведение — своего рода университет «Да Сюэ». Видимо, «Да Сюэ» является одним из самых ранних высших учебных заведений в мире.

В эпоху расцвета китайского рабовладельческого общества (1122-771 гг. до н.э.) наблюдалось интенсивное развитие образования. Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в столице под управлением правительства, другие управлялись местными органами власти.

Столичные учебные заведения подразделялись на две ступени: начальные и высшие школы. В древней классической книге «Ли Цзи» (Книге обрядов и этикета) содержится описание этих школ. Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в начальные школы «Сяо сюэ» и обучались в них в течение 7 лет. В возрасте 20 лет они могли продолжать образование в высших школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения.

Основным содержанием воспитания и обучения в период рабовладельческого общества было изучение этикета и норм поведения, счета, письма, а также овладение различными умениями и навыками. Именно в этот период широкое распространение получает термин «Лю И» (шесть искусств). Шесть искусств - это перечень учебных предметов: мораль и этика, церемонии и обряды; музыка; счет (арифметика); чтение и письмо; стрельба из лука; управление лошадью и боевой колесницей.

В этот период Чжоу для учебного процесса было характерно сочетание гражданского и военного обучения, что диктовалось потребностями общества в условиях начала перехода от рабовладельческого строя к феодальному.

Процесс перехода от рабовладения к феодализму в Китае начался в 771-249 гг. до н.э. Период раннего феодального общества характеризуется возникновением ряда философских школ и направлений, расцветом философской мысли. В период Восточного Чжоу жил Конфуций (551-479 гг. до н.э.).

Феодальный строй просуществовал более двух тысяч лет до начала опиумных войн (1840), в результате которых в Китай стал проникать иностранный капитал. Именно это обстоятельство положило начало разложению феодализма. В соответствии с этими процессами развивалось и образование в Китае.

История образования эпохи феодализма подразделяется на три периода: ранний, средний и поздний.

В период раннего феодализма происшедшие социально-экономические изменения в обществе, связанные с появлением частного землевладения и конкурентной борьбы между землевладельцами, вызвали изменения в области идеологии, культуры и образования. Была сломана монополия рабовладельцев на культуру и образование. Стали появляться различные философские школы и течения, начался период быстрого развития образования. Этот период в истории Китая называют периодом развития «Ста школ и ста цветов», появились частные школы «Сы сюэ». Имущие слои нуждались в грамотных и талантливых людях, которые могли бы быть у них на службе, помогать в управлении, вести политические дела. Это привело к формированию ученого сословия («Ши»). Из этого сословия стали выходить учителя, которые создавали свои независимые (авторские) школы.

Педагогическая мысль в тот период существовала и развивалась в рамках различных философских школ и течений:

1. Даоская школа (Даоцзя), родоначальником которой принято считать Лао-цзы (род. ок. 590 г. до н.э.).

2. Конфуцианская школа (Жуцзя), основанная Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н.э.).

3. Школа моистов (Моцзя), основателем которой был ученый и философ Мо-цзы (Моди) (479-381 гг. до н.э.).

Немного позже появилась школа легистов (законников) (Фацзя), которую основал философ Хань Фэй (280-230 гг. до н.э.).

Наиболее влиятельными принято считать конфуцианскую и моист-скую школы, которые противостояли друг другу. Конфуцианская школа занимала ведущие позиции в сфере культуры и образования. Во многом она определила пути образования в Китае в тот период и последующие века. Конфуций создал этико-политическое учение, которое оказало огромное влияние на все китайское общество. Его педагогические идеи легли в основу всей феодальной системы образования в Китае.

На основе собственной педагогической практики и обобщения прежнего опыта в области образования Конфуций высказал много ценных идей, которые в течение длительного периода времени были широко распространены в Китае и составили основу китайской традиционной системы классического образования.

Конфуций считал, что развитие человека зависит от образования, а потому каждый должен стремиться к совершенствованию и повышению образовательного уровня. Главной целью образования он считал воспитание всесторонне развитого в нравственном отношении человека («Цзюньцзы»). Он считал, что обучать и воспитывать надо всех людей и был против того, чтобы воспитание было уделом и удовольствием благородных (аристократов). Каждый человек в обществе должен занимать свое положение по отношению к правителю, родителям, братьям, друзьям, подчиненным. Правильность взаимоотношений людей в обществе зависит от их воспитания, которое должно культивировать гуманность («Жэнь») и добродетель. Воспитанный человек отличается вежливостью и уважением к людям. Конфуций выступал против войн, которые часто велись при нем между княжествами и причиняли много невзгод простому народу. Он был против коррупции, выступал против назначения людей на службу по протекции, осуждал фаворитизм. По его мнению, назначение на службу должно определяться не знатностью, а степенью талантливости.

В основе образования, по Конфуцию, должно лежать морально-нравственное воспитание. Овладение знаниями должно быть подчинено задачам морального воспитания с целью воспитания высоконравственной личности в духе гуманности и добродетели. Это обеспечит мир и спокойствие в обществе. Конфуций считал, что моральное воспитание должно включать в себя следующие пункты: гражданское воспитание, нормы поведения человека, лояльность и преданность, доверие. Содержание морального воспитания составляют: этикет, церемонии и обряды, поэзия, музыка.

Конфуций выступал за всесторонний характер образования, имея при этом в виду прежде всего всестороннее и нравственное воспитание человека.

Важным принципом нравственного воспитания у Конфуция был принцип компромисса, осуществляемый путем координации разнообразных отношений людей в обществе. Этот принцип обозначал гармонию в обществе. Для этого каждый должен иметь свои цели в жизни и стремиться к их реализации, что требует серьезной и упорной учебы с целью совершенствования. При этом следует исправлять допущенные ошибки и продолжать учебу и совершенствование.

Процесс обучения по Конфуцию должен быть связан с размышлением. Оно в процессе воспитания способствует не только достижению высоких идеалов и моральных качеств, умеренности, но и расширению знаний.

Конфуций считал, что каждый человек должен постоянно, без усталости и с радостью учиться, быть хорошим примером, что, в первую очередь, должно относиться к учителю.

Педагогические идеи Конфуция, несомненно, представляют большую ценность и до сих пор являются духовным богатством китайского народа. Уязвимой стороной учения Конфуция была идея врожденных знаний и качеств человека, в связи с чем он делил людей на две категории: мудрых и глупых от рождения. Эта идея содержится в книге «Чжу-нюн» (Учение о середине). Кроме того, Конфуций игнорировал естественнонаучные и производственно-практические знания, а также презирал физический труд.

Сторонники философской школы моистов в противоположность конфуцианцам, пропагандировали практические знания и овладение ремеслами, т.е. выступали за то, чтобы образование носило практический характер, было приближено к реальной жизни. Однако их взгляды не получили в дальнейшем распространения и конфуцианский подход к образованию занял доминирующее положение.

В IV и III вв. до н.э. в Китае происходили многочисленные войны между различными царствами и княжествами. Победителем в этих войнах стало царство Цинь, которое уничтожило полную самостоятельность других царств и в 221 г. до н.э. объединило страну. Так, впервые в китайской истории было создано первое централизованное феодальное государство, которое включало огромную территорию от Южной Манчжурии до Сычуани и Гуандуна.

Администрация Цинь пропагандировала идею возврата к древним формам государственного правления. В 213 г. император Цинь Ши-Хуанди решился на крайние меры: по его приказу были сожжены конфуцианские книги, а многие конфуцианские ученые были казнены.

Образовательная политика при Цинь Ши-хуанди основывалась на принципах школы легистов (законников). Эти принципы сводились в основном к двум положениям: «закон является основой образования», а учитель должен быть чиновником.

Для развития образования в Китае в период правления Цинь большое значение имела реформа иероглифической письменности. В процессе этой реформы было проведено упрощение иероглифов, а затем их унификация.

Династия Цинь пала в результате победы династии Западная Хань. Экономическая политика новой династии (ослабление налогов, развитие сельского хозяйства, решение социальных вопросов) создала материальные предпосылки для развития образования, которое должно было способствовать усилению государственного управления.

В 124 г. до н.э. была выдвинута программа расширения сети школ и других учебных заведений, конфуцианство было признано как официальная (ортодоксальная) идеология государства. С тех пор конфуцианство в Китае стало не только официальной идеологией, но и легло в основу всей китайской традиционной системы воспитания и обучения вплоть до начала XX в.

По приказу императора У-Ди (156-87 гг. до н.э.) в столице империи Чанань была основана высшая императорская школа «Тайсюэ», которая явилась одним из древних в Китае и во всем мире прообразом государственного университета. Здесь могли учиться только сыновья аристократов и чиновников.

Школа «тайсюэ» положила начало созданию новой системы образования в китайском феодальном обществе на принципах конфуцианской официальной идеологии. При ней была учреждена своего рода академия «Бошигуань», представлявшая собой совет ученых, которые должны были отвечать за работу в области образования. В этом учебном заведении главным образом изучались конфуцианские классические книги, составляющие конфуцианское Пятикнижие «У-Цзин»: И Цзин (Книга перемен), Шу Цзин (Книга истории), Ши Цзин (Книга стихов и песен), Чунь Цю (Весна и осень) и Ли Цзи (Книга этикета, церемоний и обрядов). Изучение этих книг было рассчитано на 10 лет, после чего присуждалась ученая степень «доктора пяти классиков».

Высшая школа «Тайсюэ» была вершиной образовательной системы в ханьском Китае. Она была не только учебным, но и научно-исследовательским центром.

Система образования при династии Хань состояла из государственных и частных учебных заведений. Государственные учебные заведения делились на центральные и местные. К центральным учебным заведениям относились: императорская высшая школа «Тайсюэ», а также ряд специальных (профессиональных) школ. Среди специальных школ выделялась литературная школа «Хунду мэньсюэ», в которой в основном обучались дети чиновников и аристократов, т.е. выходцы из «благородных» семей.

К местным учебным заведениям относились начальные и средние школы. Начальные школы существовали в деревнях и в городах, средние - в центрах княжеств и главных городах провинций.

При династии Хань восстановили свои позиции и получили дальнейшее развитие частные школы. В них преподавали известные ученые-конфуцианцы.

После династии Хань китайское общество вступило в средний период феодализма, который охватывает семь с лишним веков китайской истории (220-960). В этот период китайская феодальная система развивалась по тем же направлениям, что и при династии Хань. Так, продолжает укрепляться система центральных государственных учебных заведений: в 278 г. н.э. было создано аристократическое учебное заведение -«Го цзы сюэ» (Школа для сынов государства). Дальнейшее развитие получила и система экзаменов для получения ученой степени.

В период правления династии Суй (581-618) была создана императорская система экзаменов (606), которая получила большое развитие в период правления династии Тан (618-907).

При династии Тан в Китае была создана великая унитарная и цивилизованная империя, мощное в тогдашнем мире государство, в котором получили большое развитие образование, наука и производство. Благодаря относительной социальной стабильности, облегчению положения крестьянства, росту государственного богатства школьная система достигла более высокого, чем прежде, уровня развития, как и при династии Хань. Танская образовательная система состояла из государственных и частных учебных заведений. Государственные делились на центральные и местные.

Наиболее престижным учебным заведением была императорская академия, доступ в которую был открыт только для сыновей аристократов и высших чиновников. Дети средних чиновников могли поступать в императорскую высшую школу «Тайсюэ». Высшая школа формально была открыта для талантливых и способных представителей из простого народа, однако фактически в ней учились дети богатых помещиков. Представителям простого народа было не под силу посылать на учебу в центральные учебные заведения своих сыновей. В период правления династии Тан на учебу в Китай приезжало большое число молодых людей из соседних стран, прежде всего, из Японии.

В систему местных государственных учебных заведений входили учебные заведения рангом ниже, которые находились в провинциях, областях и уездах. Была создана система управления учебными заведениями, в которой высший императорский университет выполнял как бы роль министерства образования. Такая функция императорского колледжа сохранялась в последующие времена. Специальных органов управления образованием на местном уровне при династии Тан не было, их функции выполняли чиновники из местных органов государственного управления.

При династии Тан была создана система, регулировавшая отношения между учителями и преподавателями, с одной стороны, и учащимися, с другой, а также были определены такие понятия, как учебный год с его структурой, устанавливавшей время учебы, экзаменов и каникул.

При династии Тан была значительно усовершенствована императорская система экзаменов. Она продолжала существовать в течение 1300 лет, была связана со всей образовательной системой и служила целям отбора талантливых людей и использованием их на государственной службе. В отличие от предыдущего периода, она была более демократичной и менее строгой. Если прежде на экзаменах превалировал дух морального престижа и знатности, то при династии Тан стали больше цениться ученость и талант. Те, кто выдерживал экзамены на местах, направлялся на экзамены в столицу. Формально любой человек, независимо от социального происхождения, мог сдавать экзамены. В результате императорская система экзаменов способствовала развитию школьной системы, она сломала монополию аристократии, чиновников и помещиков на образование. Однако для того, чтобы успешно сдать экзамены, надо было долго и упорно учиться, что было не всем под силу. Первым и основным условием сдачи экзаменов было хорошее знание древних конфуцианских канонических книг. Кроме того, требовались знания по арифметике, истории, географии и праву, а также умение владеть искусством каллиграфии, т.е. правильно и красиво писать иероглифы, уметь ответить на вопросы, писать сочинения и поэмы в рифмованном порядке.

Чем ближе к сдаче столичных экзаменов, тем труднее было их сдавать. Самой престижной и высшей была степень «Цзиныши» (доктор), которая присуждалась на столичных экзаменах небольшому кругу лиц. Получение этой степени вело к блестящей бюрократической карьере.

В последующие времена китайская императорская система экзаменов оказала влияние на развитие и становление системы гражданских экзаменов во многих странах Азии, Северной Африки и даже в странах Европы и Америки.

В период династии Тан было много известных ученых, писателей, поэтов и художников, а также педагогов и работников образования. К их числу прежде всего относится Хань Юй (763-824) - публицист, государственный деятель и педагог, автор известного трактата «О человеке», в котором рассматриваются вопросы взаимоотношений природы и человека. Он работал в Императорском университете, который выполнял функции министерства образования в Китае и уделял большое внимание вопросам воспитания и обучения. Хань Юй - автор трактатов «Как стать учителем» и «Как преуспеть в учебе».

При жизни Хань Юя в Китае большое распространение приобрел буддизм. Хань Юй выступал против буддизма и возглавил движение за возврат «древности», был сторонником конфуцианства и конфуцианской морали. Основной целью образования, по его мнению, должна быть древняя (конфуцианская) мораль, основу которой составляет «гуманность» (добродетель). «Гуманность» должна проявляться во всем: в законах, этикете, политике, при наказаниях, даже в музыке. Изучение древних классических книг рассматривалось им как возвращение к учению древних правителей, как защита традиционных моральных принципов.

Хань Юй отмечал большую роль, которую играет учитель в обществе. Долг учителя пропагандировать конфуцианское учение и мораль. Он отмечал, что в древние времена ученые всегда были учителями. Учитель воплощает мудрость и передает знания, разрешает проблемы и рассеивает сомнения. Учитель - это знания, если нет знания, то нет и учителя. Квалифицированным учителем может быть тот, кто выполняет три задачи: пропагандирует конфуцианскую доктрину; передает знания; рассеивает сомнения и решает проблемы.

Учитель, подчеркивал Хань Юй, должен играть ведущую (руководящую) роль в процессе обучения. Он не только передает накопленные знания и опыт, но и учит учащихся тому, как им самим решать трудные вопросы и проблемы, развивает их интеллект.

Процесс обучения будет эффективным в том случае, если учитель и ученик в чем-то похожи друг на друга, если много времени находятся вместе. Ученик должен быть прилежным в учебе, уметь достигать успехов в своей жизни, научиться думать и размышлять над различными проблемами. Приобретать знания хорошо, но недостаточно - необходимо понимать^, что является главным в этих знаниях. Это требует всестороннего изучения явления или предмета. Если личность пассивна и ленива, ведет праздный образ жизни, не испытывает желания учиться, то она не может обладать высокими моральными качествами. Хань Юй считал, что ученость достигается прилежанием в обучении, правильностью мышления, и может быть погублена праздностью или случайной небрежностью.

Хань Юй внес вклад в дело укрепления позиций конфуцианской доктрины в китайском феодальном обществе вообще и в области образования в частности.

В 907 г. династия Тан пала под ударами крестьянских восстаний. В Китае наступил смутный период, который закончился в 960 г. с воцарением династии Сун (960-1279). В этот период китайское общество вступило в поздний период феодализма. Становление династии Сун сопровождалось укреплением государства, централизацией управления, стабилизацией денежно-финансовой системы, ростом экономики и развитием сельского хозяйства.

Во времена династии Сун в Китае были сделаны крупные научные открытия, это был золотой век литературы и искусства, развития науки, образования и культуры. Правительство поощряло живопись, была создана специальная академия живописи, в которой работали знаменитые художники. Сунский период можно сравнить с эпохой Ренессанса в Европе в XIV-XVI вв. В Сунском Китае большое развитие получили горное дело, керамическое производство, книгопечатание, текстильное производство, были изобретены порох, компас и тушь. В ряде портов на юге страны стала развиваться торговля с иностранцами.

Политика в области образования при династии Сун была направлена на поощрение образования и культуры, а также на развитие научной и творческой мысли. В образовательной сфере особое внимание обращалось на мораль и этику, что связано с возникновением и распространением неоконфуцианства, которое заняло господствующее положение в идеологической сфере. В период династии Сун продолжала развиваться императорская система экзаменов, что способствовало росту числа обучающихся.

Образовательная система включала центральные государственные учебные заведения, к которым относились императорская академия «Го цзы цзянь», высшие учебные заведения, а также специализированные высшие школы по изучению права, математики, медицины, канонических конфуцианских книг, военного дела и живописи. Императорская академия выполняла общие функции по руководству образованием. Другую часть системы образования составляли местные государственные школы. Правительство обращало большое внимание на развитие местных школ. Впервые в период династии Сун в Китае были созданы местные органы управления образованием, а также установлены контакты между центральными и местными государственными учебными заведениями. Последнее обстоятельство способствовало притоку ученых людей для работы в местных школах.

Особенно большое развитие при династии Сун получили частные школы. В начальных школах обучали грамоте (чтению и письму) и давали элементарные знания по арифметике, литературе, истории и географии. Эти школы создавались в деревнях и небольших городках и содержались за счет общин. Существовали семейные частные школы, которые содержались богатыми людьми. По окончании начальных школ старшие по возрасту учащиеся получали классическое образование на более высоком уровне в школах-академиях.

В каждой академии обучались от 37 до 173 учащихся. В них преио-давали известные ученые, основатели неоконфуцианского учения. Они известны также как педагоги, создатели уникальных учебных заведений, располагавших большим книжным фондом и обеспечивающих высокий уровень преподавания. Академии способствовали культурному и научному обмену между Китаем и другими странами. Они оказали большое влияние на развитие образование в Японии, Корее и Вьетнаме. Среди академий классического образования был целый ряд известных авторских учебных заведений, например, «Байлудун» и «Сунян». Так, академия «Байлудун» (Пещера белой лани) была олицетворением философской неоконфуцианской школы крупнейшего китайского философа и педагога Чжу Си (1130-1200).

Развитие системы школ-академий классического образования в период правления династии Сун самым тесным образом связано с распространением философского течения неоконфуцианства. Это учение составляло основу содержания воспитания и образования в этом типе учебного заведения. Академии классического образования считались очень престижными учебными заведениями. Здесь преподавали лучшие умы Китая того периода и наиболее видные представители конфуцианства. В них широко использовались различные учебные пособия и материалы. Академии классического образования выгодно отличались от официальных государственных учебных заведений и имели целый ряд преимуществ. Эти учебные заведения проводили политику «открытых дверей», т.е. принимали на обучение молодых людей со всех мест.

В них практиковались различные формы и методы обучения, обучение могло быть коллективным и индивидуальным, содержание образования было свободным, практиковались свободные дискуссии по самым различным проблемам. К этому следует добавить, что в этих учебных заведениях был благоприятный климат, отношения между преподавателями и учениками отличались взаимоуважением и любовью. Большинство академий классического образования воспитывали учащихся в духе, противоречившем установкам императорской экзаменационной системы, хотя и были под влиянием этой системы. Некоторые академии затем утрачивали свои преимущества и следовали общей линии официальной политики в области образования, которая ставила все учебные заведения в зависимость от императорской системы экзаменов.

Как уже отмечалось, крупным китайским педагогом был известный философ-неоконфуцианец Чжу Си. Он создал свое учебное заведение — Академию классического образования «Байлудун», — был автором ряда книг, главными из которых являются «Комментарии к конфуцианскому четверокнижию» и «Идеи академии Байлудун».

Чжу Си выступил резким критиком официальной государственной системы образования и императорской системы экзаменов. Подчиненность системы образования системе экзаменов не позволяет установлению честных человеческих отношений, противоречит морали, не способствует внимательным и добрым отношениям учителей к ученикам. Чжу Си считал главным делом создание школ для обучения народа и распространения знаний. Подчинение школьной системы системе экзаменов противоречит этой идее.

Цель образования по Чжу Си - создание честных человеческих отношений, т.е. отношений между отцом и сыном, правителем и подданным, мужем и женой, братьями и друзьями. Эти отношения составляют моральный фундамент общества. Чжу Си в своей книге «Идеи академии Байлудун» развивает конфуцианский тезис о важности морального воспитания, который должен быть положен в основу всего нравственного воспитания.

Нравственное (моральное) воспитание должно содержать три главных положения: правитель должен управлять подданными, отец -сыном, а муж - женой; а также усвоение пяти постоянных добродетелей (достоинств) личности: благотворительность, правдивость, мудрость, собственность, благородство.

В процессе морального воспитания необходимо органическое сочетание следующих компонентов: знание, чувство, сила воли, проповедь. Моральное воспитание имеет целью выработать необходимую линию поведения личности. Ядром педагогического учения Чжу Си является положение о том, что преподавание есть средство морального воспитания. Он рассматривал чтение литературы как важный метод морального воспитания. В процессе преподавания важно содержание, принципы и методы, сочетание просвещения и наставления, соединение учения и размышления. Расширение круга знаний и их накопление в итоге приводит к пересмотру старых знаний и получению новых. Чжу Си призывал больше читать различных книг, оценивать и обобщать приобретаемые знания. Учиться надо душой и сердцем, постоянно продвигаясь шаг за шагом вперед и углубляясь в изучаемое.

Неоконфуцианские педагогические идеи Чжу Си оказали очень большое влияние на последующее развитие китайского феодального общества. Неоконфуцианство стало идеологией государственного управления в Китае в поздний период феодализма. Учение Чжу Си было взято на вооружение господствующим классом, приспособлено к целям сохранения феодальной системы, и тем самым сыграло негативную роль, замедлив прогресс китайской нации на многие столетия. Эти столетия приходятся на поздний период феодального общества в Китае, когда в системе официальных (государственных) учебных заведений стала проявляться и усиливаться тенденцию к застою и упадку.

В 1279 г. в Китае пришла к власти монгольская династия Юань. В процессе завоевания Китая и распространения власти монголов на юг страны государственная система образования претерпела значительные изменения. Монгольский император Хубилай (внук Чингис Хана), хотя и был буддистом, сохранил культ Конфуция. При Хубилае была открыта императорская академия для монгольской аристократии. Были также созданы другие учебные заведения для детей монгольских сановников и школы по изучению монгольского языка.

Монгольские императоры возродили китайскую императорскую систему государственных экзаменов, стали привлекать к службе китайских ученых и преподавателей.

В 1368-1644 гг. в Китае правила династия Мин. Минская администрация возродила деятельность императорской академии, а также учредила высшую школу «Цзунсюэ» специально для обучения детей из императорской фамилии. В императорской академии для изучения предлагалось около 30 различных курсов, которые базировались на конфуцианском четверокнижии «Сышу» и комментариях Чжу Си тс нему. Здесь были курсы по технике написания экзаменационных сочинений и каллиграфии. Сюда же добавлялись «Пять классических книг» («Уцзян») и «Тринадцать классиков». При династии Мин существенное изменение было внесено в систему императорских государственных экзаменов 1487 г. Оно состояло в том, что при написании экзаменационных сочинений был введен особый стиль «Багу», что в переводе означает «восемь частей» или «шаблон». Таким образом, непременным условием при написании экзаменационного сочинения было использование восьмичлен-ного стиля «багувэнь», который предусматривал написание сочинения из восьми частей по строгому шаблону с определенным числом иероглифов на основе использования приема: тезис - антитезис. Темы сочинений носили чисто абстрактный (схоластический) характер брались из четверокнижия «Сышу» и обсуждались на основе комментариев к конфуцианскому четверокнижию, написанным Чжу Си. Введение этого стиля подавляло творческую мысль, всякое проявление инициативы и самостоятельности со стороны учащихся. Это своего рода нововведение было направлено против интересов народа. С введением восьмичленно-го стиля при написании экзаменационных сочинений отпала необходимость изучать конкретные науки (арифметика, астрономия, история, география), получать полезные в практической жизни знания. Более того отпала и необходимость в изучении некоторых классических книг. Образовательная система Китая окончательно превратилась в придаток системы государственных экзаменов, точнее в придаток стиля «багувэнь», стиля схоластики и застоя. Стиль «багувэнь» доминировал не только над системой экзаменов, но и над всей образовательной системой в течение 400 лет (1487-1898).

В годы правления манчжурской династии Цин (1644-1911) положение в сфере образования в Китае оставалось примерно таким же, как и в годы правления династии Мин. Маньчжуры сохранили государственную систему императорских экзаменов с ее стилем «багувэнь» и прежнюю школьную систему. Для представителей манчжурской знати были созданы «восьмизнаменные» школы. Термин «Баци» (восемь знамен) был символом маньчжурской армии. Маньчжуры сохранили в прежнем виде образовательную систему, что привело в итоге к ее полному застою. Это отрицательно сказалось на развитии китайского общества, способствовало консервации феодальных отношений и явилось одной из причин отставания Китая от стран Западной Европы и Америки в XIX в.

После поражения, нанесенного англичанами в Опиумной войне в 1840 г., монархический Китай был вынужден подписать ряд неравноправных договоров с Англией, а затем и другими странами, в результате чего страна ослабила свои позиции как независимое государство и стала превращаться в полуколонию. Интервенция империалистических держав и коррупция монархического правительства породила антиимпериалистическую и антифеодальную борьбу китайского народа. Эта борьба выразилась в Тайпинской революции, величайшем крестьянском восстании в истории Китая, а также в движении «Ихэтуань» (Боксерское восстание).

Движение «Ихэтуань» в Северном Китае в 1900 г. представляло собой антиимпериалистическую вооруженную борьбу крестьян и ремесленников. Оно нанесло сильный удар по империалистам и феодальному правлению династии Цин. Некоторые деятели образования и патриотически настроенные интеллигенты были сильно озабочены коррумпированностью и некомпетентностью пинского правительства. Они сознавали, что китайское общество непрерывно идет к национальному кризису, видели беспомощность феодальной системы, склонялись к реализации более прогрессивной капиталистической системы и выступали за осуществление реформ в обществе. Известные представители этого круга лиц, такие, как Гун Цзицзэнь (1792-1841), Линь Цзэской (1785-1850), Вэй Юань (1794-1857), были одними из первых интеллигентов, которые выступали за изучение опыта западных стран, за политику, которая способствовала бы превращению Китая в богатую страну с сильной армией. Они критиковали китайскую традиционную (древнюю) феодальную систему образования, схоластическую неоконфуцианскую доктрину, выступали за изучение и использование прикладных наук, достижений науки и технологии западных стран, критиковали систему императорских экзаменов отбора талантливых людей с использованием стиля «Багу» при написании восьмичленных сочинений, требовали обеспечить условия для отбора действительно талантливых людей для управления страной.

Эти деятели оказали большое влияние на последующее развитие Китая по пути реформ.

В виду опасности утраты Китаем национальной независимости в результате его поражения во II Опиумной войне некоторые политики, представлявшие интересы помещиков и чиновников, выступили за вес-тернизацию Китая при сохранении правления династии Цин.

Была поставлена цель изучать западные науки и опыт современного западного образования, благодаря чему можно было бы готовить специалистов для работы в сфере иностранных дел. В Китае создали несколько учебных заведений нового типа. Например, в 1862 г. в Пекине было основано учебное заведение лингвистического типа под названием «Тунвэньгуань» (Школа общих языков). Затем был создан ряд технических и индустриальных учебных заведений нового типа: корабельная школа в провинции Фуцзянь, Шанхайская механическая школа. Для усиления военной подготовки были созданы две морские академии в Тяньцзине и Кантоне (провинция Гуандун). Группа западников выступила за изучение опыта образования за рубежом как части программы движения за современное образование. Они считали, что следует практиковать отбор талантливых молодых людей и отправлять их на обучение за рубеж. В 1872 г. Цзэн Гофань и Ли Хунчжан обратились к цинскому правительству с просьбой отобрать группу молодых талантливых людей для посылки их в США в целях изучения передовых наук и технологий, выделив политику, военное дело, судостроение.

Одним из первых, отправленных для обучения в США, был известный китайский инженер по проектированию строительства железных дорог Чжан Тянью (1861-1919).

Группа западников создала ряд учебных заведений нового типа первые ростки современного образования, которые пробили брешь в традиционной феодальной системе образования.

В середине XIX в. в связи с возникновением буржуазных отношений в Китае появились интеллектуалы, которые выступили с рядом предложений по реформированию феодального общества и развитию капитализма. Буржуазные реформисты не хотели ломать феодальную традиционную культуру и поэтому были за сохранение конфуцианских классиков и канонов. Ряд реформаторов создали массовое политическое движение под названием «Сто дней реформы» (1898).

Они считали, что одной из причин бедности и слабости Китая является скудное образование и отсталая технология. Они выступили за создание школ для талантливых людей, а также органов по пропаганде реформ, научных обществ, новых вооруженных сил, за переводы и публикации книг, изданных в западных странах, за введение в систему образования передовых западных наук.

Создание новых школ было одной из важных сторон деятельности лидеров реформ. Известный китайский реформатор Ювэй (1858-1927) основал учебное заведение «Ваныпу сюэтан» (Универсальная техническая школа), а Лян Цичао открыл учебное заведение «Шиу сюэтан» (Школа современных дел). В этих учебных заведениях оба лидера реформы лично преподавали китайские и западные науки: с одной стороны, изучалась конфуцианская философия и все, связанное с ней, а с другой, - политика, право и философия западных капиталистических стран. Кан Ю-вэй был не только мыслителем, но и педагогом, использовал некоторые новейшие методы обучения западных стран. Его любили и уважали многие учащиеся. Он подчеркивал, что образование должно быть эффективным, развивать и повышать потенциал нации и настроение народа. Он считал, что страна будет тем более сильной, чем будет больше образованных и способных людей. Пример быстрого развития Японии и других стран свидетельствует о необходимости реформирования системы императорских экзаменов. Кан Ю-вэй подчрекивал, что система императорских экзаменов стала бесполезной и пустой и следует следует обязательно отменить восьмичленные сочинения. Люди должны тратить свою энергию на изучение полезных научных знаний и политических теорий, чтобы развивать свои способности для лучшего управления страной. Кан Ю-вэй выступал за преобразование некоторых академий классического образования и храмов в новые школы, поощрял людей имущих вкладывать средства в строительство школ. Он был сторонником отбора молодежи для ее обучения в зарубежных странах, предлагал организовывать переводы научных книг, опубликованных на Западе.

Все инициативы Кан Ю-вэя были направлены против феодальной системы образования.

Другой лидер движения «Сто дней реформ», любимый ученик Кан Ю-вей Лян Цичао, соглашался со своим учителем в том, что образование должно быть эффективным, должно повышать культурный уровень всего народа и способствовать воспитанию талантов. Цель образования, по его мнению, состоит в том, чтобы воспитывать таланты, обладающие полезными знаниями, новой моралью и новой идеологией, по существу буржуазной. Обучающиеся должны вооружаться новыми моралью, идеологией, духом и такими качествами личности, как общественная мораль, национальная идеология, права и обязанности, свобода, автономия, прогресс, самоуважение, социальная активность.

Обращая большое внимание на воспитание и обучение своих детей и молодежи вообще, Лян Цичао высоко ценил некоторые стороны содержания, организационных форм и методов обучения молодежи в западных странах. Особенно большое значение он придавал идее всеобщего обязательного образования; выступал за наказание тех родителей, у которых дети не ходят в школу по достижении соответствующего возраста.

Лян Цичао был поборником женского образования, которое должно повлиять на моральные качества всего молодого поколения в настоящем и будущем. Он критиковал феодальную идеологию, например ее отношение к женщине, выступал за равенство мужчин и женщин.

Сторонникам реформ в области образования покровительствовал император Цинской династии Гуан Сюэ. Он издал указ, содержание которого касалось различных аспектов реформ, таких как экономика, политика, военное дело, а также культура и образование. Он высказался в пользу создания широкой сети школ, распространения западных учений. Он был согласен отменить восьмичленные сочинения на экзаменах по отбору талантов, был за реформу системы императорских экзаменов, за направление способных личностей для обучения за рубеж, чтобы изучать науки и передовые технологии западных стран. Однако этот императорский указ был встречен в штыки со стороны реакционной феодальной знати во главе с царицей Цы Си. В результате императорский указ превратился в простой клочок бумаги. Некоторые руководители движения реформ 1898 г. были казнены. Ю-вэй и Лян Цичао бежали в Японию. Движение за реформы 1898 г. окончилось неудачей, однако, оно имело большое значение для последующих реформ.

В условиях нарастающих противоречий в китайском обществе в самом начале XX в. цинская монархия была вынуждена издать указ, в котором официально было заявлено о планах проведения некоторых реформ, в том числе и в сфере образования. В 1902 г. правительство подписало указ о создании школ нового типа по образцу западных стран. Эти меры принято рассматривать как создание новой школьной системы 1902-1903 гг. с ее структурой, учебными программами и системой управления. Эта школьная система была опубликована в качестве правительственного декрета и введена в действие по всей стране. Она состояла из трех последовательных ступеней. Первая ступень — начальная школа, состоявшая из 5-летней низшей и 4-летней высшей начальных школ. В начальную школу принимались дети в возрасте 7 лет. Ей предшествовали детские сады для детей в возрасте 4—6 лет.

Вторая ступень - среднее образование, представленное средней общеобразовательной школой со сроком обучения 5 лет.

Третья ступень - высшее образование, представленное институтами высшего образования и подготовительными учебными заведениями с 3-летним сроком обучения. Институты высшего образования были представлены колледжами и институтами профессионального образования со сроком обучения 3-4 года; университетом в Пекине со сроком обучения 5 лет. В университете изучалось неоконфуцианство наряду с другими учебными предметами.

На базе низшей начальной школы (на уровне высшей начальной школы) функционировали школы дальнейшего образования в области промышленности, коммерции, а также элементарные сельскохозяйственные, промышленные и коммерческие училища, ремесленные школы.

На базе высшей начальной школы (на уровне средней общеобразовательной школы) действовали элементарные педагогические школы, а также средние сельскохозяйственные, промышленные и коммерческие училища.

На базе средней общеобразовательной школы (на уровне высших учебных заведений) были созданы: высший педагогический институт, институт по подготовке учителей для преподавания промышленности и коммерции, институты сельского хозяйства, промышленности и коммерции.

Цель образования по этой школьной системе заключалась в том, чтобы все школы и учебные заведения воспитывали у учащихся чувство верности и лояльности по отношению к властям на основе изучения китайских классических конфуцианских канонов и исторических книг.

Эта внешне новая школьная система являла собой как бы суперобложку капитализма, а фактически в ней доминировала феодальная идеология.

В этой системе прослеживалось некоторое влияние японской школьной системы. Однако она носила очевидный полуколониальный и полуфеодальный характер. Вместе с тем в ней были заложены основы для создания китайско-японской модели школьной системы нового типа.

Под давлением передовой общественности цинское правительство было вынуждено упразднить в 1905 г. императорскую систему экзаменов, которая просуществовала более 1300 лет с момента ее официального введения в 606 г. при династии Суй. Это обстоятельство имело значительные последствия, ибо освобождало школу от прежних пут и способствовало расширению сети новых школ.

Таким образом, в первые годы XX в. когда Китай вступил в период перехода от феодализма к капитализму, был заложен первый камень в создание современной китайской образовательной системы. Открылся новый этап в истории образования Китая.

В конце XIX - начале XX вв. в Китае сложились две политические силы. Представители одной политической силы в лице демократических деятелей пришли к выводу, что движение за реформы потерпело поражение и что необходимо бороться за свержение коррумпированной цин-ской династии. Представители же другой политической силы в лице сторонников империализма выступали за главное развитие китайской экономики.

Первую политическую силу представлял Сунь Ят-сен (1866-1925), который был последовательным сторонником свержения цинской династии революционным путем с использованием вооруженной силы. Попытка сторонников этой линии организовать антиправительственное восстание потерпела поражение.

Осознав важность социального и культурного воспитания и образования народных масс в деле подготовки революционного движения, они основали газеты для пропаганды революционных идей. С этой же целью Сунь Ят-сен и его сподвижники организовали научно-просветительские общества и учебные заведения в различных районах страны. Так, были созданы «Китайское образовательное общество», «Патриотическое общество», «Патриотическое женское общество». В городе Шаосин сторонники Сунь Ят-сена основали педагогическое училище «Дадао», директором которого стала женщина Цю Цзинь. Это училище стало одним из центров подготовки революционеров.

Был учрежден ряд школ и обществ («Школа по изучению естественных наук», «Общество по обучению народа» - Цзюнь сюэ шэ, общество «Жичжи» и др.), члены которых включались в тайную пропаганду революции и организационную работу на своих постах. Общество «Жичжи» представляло собой центр, который организовал восстание в городе Учан и внесло большой вклад в успех революции 1911 г. Эта революция положила конец 267-летнему правлению манчжурской династии Цин в Китае и привела к власти временное правительство Китайской республики во главе с Сунь Ят-сеном. Это правительство обратило внимание на важность образования и предприняло ряд значительных мер по реформированию прежней системы образования, ввело ряд инноваций в ее содержание.

Временное правительство Китайской Республики впервые опубликовало ряд декретов в области образования, направленных на ликвидацию влияния феодальной системы образования. Оно упразднило прежний монархический департамент образования, опубликовало декрет об отмене целей образования, сформулированных правительством цинской династии, а именно воспитания верности императорской власти.

Новая школьная система строилась с учетом возрастных особенностей физического и умственного развития детей, и это позволило создать гибкую учебно-воспитательную систему начального образования. В систему высшего и среднего образования была введена практика выбора учебных предметов, что позволило решать вопросы перехода из средней школы в высшую. В соответствии с этой школьной системой была сокращена продолжительность общего образования. Начальное образование было сокращено с 7 до 6 лет. Срок обучения в средней школе стал 6-летним. Однако сроки обучения в школах могли быть изменены в соответствии с местными условиями. Вместе с тем, с принятием новой системы образования был сделан акцент на профессиональное обучение как самостоятельный вид обучения.

Во время принятия этой новой системы образования Китай посетил известный американский педагог Джон Дьюи. Его педагогическая теория получила большое распространение в Китае, в результате обозначилась тенденция к усилению влияния опыта американской педагогики и школы.

В 1927 г. Чан Кайши совершил государственный контрреволюционный переворот и создал в Нанкине автократическое национальное правительство. Это правительство выразило недовольство школьными реформами 1922 г. Оно заявило, что результаты этой реформ не отвечают интересам правительства и партии Гоминьдан, поскольку они привели к анархии и излишней свободе. В 1929 г. нанкинское правительство и Гоминьдан официально сформулировали цели образования, основанные на «Трех народных принципах» Сунь Ят-сена. В связи с этим нанкинское правительство в 1927-1949 гг. развернуло активную законотворческую деятельность в области образования, целью которого было укрепить свои позиции в идеологическом плане.

Нанкинское правительство и Гоминьдан приняли более 1200 различных законоположений ограничительного характера. В добавление к этому местные органы власти, следуя в фарватере политики центра, стали принимать многочисленные предписания в том же духе.

Эти законоположения, декреты и предписания прежде всего устанавливали, что руководителями основных (ключевых) учебных заведений и органов управления образованием должны быть исключительно члены партии Гоминьдан. Гоминьдановское министерство образования учредило специальную идеологическую комиссию по учебникам и учебным пособиям. На вступительных экзаменах стали строго соблюдаться идеологические установки Гоминьдана. Эта система распространялась на учебные заведения всех ступеней. Для выполнения этих требований была выпущена серия соответствующих директив и инструкций. Подчеркивалось, что лица, ответственные за моральное и идеологическое воспитание учащихся, в обязательном порядке должны быть членами Гоминьдан. Был также введен институт лекторов от партии Гоминьдан, в обязанность которым вменялось пропагандировать среди учащейся молодежи феодальные и фашистские взгляды, а также идеологию партии Гоминьдан. Таким образом, образ мышления учащихся был поставлен под жесткий контроль.

На период после создания Китайской Республики приходится деятельность известного китайского ученого и педагога Цай Юаньцэя (1868-1940 гг.). Он относился к числу тех педагогов, которые выражали интересы прогрессивных и демократических сил Китая. Цай Юаньцэй создал «Китайское педагогическое общество» и активное участвовал в его работе. Он был участником революции 1911 г., ав 1912 г. стал первым министром просвещения Китайской Республики. В 1917 г. он стал ректором пекинского университета. Цай Юаньцэй активно поддерживал антифеодальное, антиимпериалистическое движение «Четвертого мая» 1919 г., а также компартию Китая.

Цай Юаньцэй выступал против политики Чан Кайши, который фактически капитулировал перед японскими агрессорами и предлагал объединить усилия Гоминьдана и КПК в деле борьбы против японских империалистов.

Образовательная политика Цай Юаньцэя строилась на основе органического сочетания принципов, сформулированных в бытность его министром просвещения Китая: преподавание на основе прагматизма; общественное моральное воспитание; эстетическое художественное воспитание; всемирный подход к проблемам образования. Эти принципы, по его мнению, должны составлять основу для формирования совершенной личности. Он выступал за то, чтобы образование не зависело от политики государства, а стало уделом педагогов и вне влияния каких бы то ни было политических партий и групп, а также религиозных организаций.

Руководствуясь принципами свободы мысли Цай Юаньцэй проводил смелые по тем временам реформы в Пекинском университете. Он реформировал систему подготовки студентов по различным специальностям и создал соответствующие отделения в структуре университета. Цай Юаньцэй также изменил структуру академического учебного года, систему кредитов и выбора изучаемых учебных дисциплин. Он реформировал систему управления университетом в демократическом духе, создал при университете научные общества, поощрял проведение научных исследований, в частности разработку вопросов школьного управления.

Цай Юаньцэй выступил в качестве поборника прав женщин. Он впервые в Китае принял в Пекинский университет группу женщин, а также стал пропагандировать новую мораль, которая была призвана защищать равноправие женщин. Цай Юаньцэй превратил Пекинский университет из прежнего университета со строгим феодальным менталитетом в исследовательский центр, в модель нового современного китайского университета. Педагогические взгляды Цай Юаньцэя способствовали становлению новой системы образования, для которой было характерным интеллектуальное и физическое развитие личности и уважительное отношение к природе.

Нарастание национально-освободительного движения, создание в 1921 г. компартии Китая (КПК) способствовало распространению идей марксизма-ленинизма и соответственно положений марксистской педагогики и опыта советской школы. Теория и практика социалистического образования в Китае получили практическое воплощение в так называемых революционных опорных районах, которые создавались с 1927 г. и до 1949 г. под руководством КПК.

В области образования и воспитания в революционных опорных районах политика местных властей была направлена на выполнение следующих задач: обеспечение права трудящихся на образование, развитие образования в соответствии с целями военно-политического и экономического строительства. Центральное демократическое правительство рабочих и крестьян, созданное в 1931 г. в городе Жуйцзин (провинция Цзянси), заявило, что образование должно соответствовать задачам революционной борьбы. Конкретное руководство образованием осуществляли местные советы, которые выражали интересы трудящихся и устраняли влияние гоминьдановской школьной системы.

Мао Цзэдун, ставший в 1949 г. председателем Центрального народного правительства, выдвинул основные принципы культуры и образования в опорных революционных базах: распространять идеи коммунизма, повышать культурный уровень трудящихся, ставить культуру и образование на службу требованиям революционной войны и классовой борьбы. Центральными задачами в области образования он считал осуществление всеобщего обязательного образования, развитие широкой программы социального воспитания, быстрейшее обучение трудящихся грамоте, подготовку кадровых работников по руководству борьбой народа.

Образовательная система в революционных опорных базах состояла из двух частей: подготовка необходимых кадров и обучение молодежи и взрослых.

Образование и подготовка кадров осуществлялись в высших учебных заведениях, средних школах и училищах, а также в специальных классах. Время обучения в них было от нескольких месяцев до одного года. Содержание образования составляла политика, а также профессиональная подготовка в соответствии с конкретными требованиями революционной войны.

Политическим воспитанием и обучением элементарной грамотности должна была быть охвачена вся молодежь. Во всех революционных опорных базах была создана широкая сеть различных учебных заведений, школ и классов, которая характеризовалась следующими чертами: а) быстрая подготовка необходимых кадров для партийных организаций и органов власти;

б) укороченная программа обучения, построенная на основе соединения теории с практикой;

в) удовлетворение практических и производственных потребностей в условиях военного времени и тяжелого материального положения, режима строгой экономии при участии учителей и учащихся;

г) акцент на политико-идеологическое воспитание и образование;

д) установление дружественных отношений между учителями и учащимися, воспитание инициативности, коллективизма, открытости, бдительности и жизнестойкости.

Сеть учебных заведений в опорных революционных базах была высоко эффективной в тех условиях, а обучение носило массовый характер. Основная задача массового образования сводилась к распространению среди рабочих и крестьян влияния компартии и к ликвидации неграмотности. Основную массу обучающихся составляли крестьяне. Методы обучения использовались самые различные. Обучение в основном проводилось после работы на полях и фермах в различных вечерних школах, а также в школах, в которых часть времени отводилась на труд, а часть - на учебу; в группах по ликвидации неграмотности и школах.

Кроме того, практиковалось создание сезонных зимних школ. В этих школах в основном осуществлялось: обучение грамоте, политико-идеологическое воспитание, а также занятия по разъяснению революционной ситуации.

Содержание воспитания и обучения в школах для детей и подростков было примерно сходным. Учащиеся обучались бесплатно. Школы в основном создавались местными жителями, лишь небольшая их часть содержалась за счет органов власти.

Специфика школьного образования в старых освобожденных районах заключалась в следующем: образование служило задачам революционной войны; оно развивалось при активном участии народных масс и строилось по системе: часть времени на труд, часть — на учебу.

Для каждой школы создавалась команда учителей, которая должна была соответствовать принципу быть «и красным, и специалистом». А вся учебно-воспитательная работа осуществлялась под руководством коммунистической партии.

Опыт революционных опорных районов в области образования получил дальнейшее развитие и после основания Китайской Народной Республики в 1949 г.

Основание Китайской Народной Республики (КНР) I октября 1949 г. означало конец истории империалистического и колониального порабощения китайского народа и изменение природы китайского общества, его переход к социалистическому строительству. Соответственно менялись содержание и форма образования в Китае.

За последние 40 с лишним лет китайский народ накопил богатый опыт и достиг значительных успехов в поисках правильного курса в деле развития социалистического образования. Одновременно с изменениями в области политики и экономики в Новом Китае после 1949 г. образование прошло четыре основных исторических этапа.

В течение 7 лет после основания КНР страна завершила социалистические преобразования в сфере собственности на средства производства и шаг за шагом осуществила переход к социалистическому обществу. Преобразования охватили все сферы общественной жизни, включая и систему образования. В декабре 1949 г. министерство образования создавало в Пекине Первый национальный конгресс по вопросам образования, на котором были сформулированы общие принципы развития национальной системы образования на базе положений «Общей программы народного политического консультативного совета Китая» (НПКСК) от 29 сентября 1949 г.

В этой программе содержались следующие основные положения:

Образование в КНР ставит целью повысить образовательный уровень народа, готовить квалифицированные кадры для национального строительства, служить народу, преодолевая остатки феодальной, компрадорской и фашистской идеологии; оно основывается на принципе связи теории с практикой; образование призвано служить интересам рабочих, крестьян, солдат и служащих.

В процессе образовательных реформ и накопления положительного опыта следует стремиться к достижению эффективного результата; новая система образования в КНР должна развиваться на базе признания опыта в области образования, накопленного в старых освобожденных и опорных революционных районах, а также на основе использования всего положительного в прежней системе образования. Особое внимание должно быть уделено передовому опыту Советского Союза в области просвещения.

Эти общие принципы развития образовательной системы КНР соответствовали задачам общественного развития страны в тот период.

С первых дней после образования КНР началась крупномасштабная работа по реализации целей революции, развитию национальной экономики, подготовке кадров, проведению социалистических преобразований на путях создания плановой экономики.

Основным руководящим принципом развития образования в тот период было служение задачам индустриализации и социалистических преобразований в разных областях. В условиях недостатка опыта социалистического строительства и империалистической блокады нового Китая китайское правительство на начальной стадии развития призвало нацию изучать опыт Советского Союза. Теория и практика СССР в области просвещения в тот период рассматривались как модель для создания новой образовательной системы в Китае.

После изучения ситуации в области образования КПК приступила к преобразованию старой школьной системы в тех районах, которые были прежде под контролем Гоминьдана. Все регулярные полно дневные школы были национализированы, а частные школы взяты под государственный контроль.

В конце 1956 г. социалистические преобразования в области средств производства были в основном завершены в большинстве районов страны, в результате чего в Китае была установлена социалистическая общественная система, в рамках которой функционировали национальная капиталистическая экономика, коллективная кооперативная экономика.

В результате установления новой социально-экономической системы частные школы были ликвидированы. В процессе реформы прежней школы КПК использовала учительский контингент прежних школ. Хотя большая часть прежнего учительства состояла из патриотически настроенных интеллектуалов, тем не менее среди них были люди, которые в политико-идеологическом плане не соответствовали новым задачам. Началась работа по объединению, воспитанию и перевоспитанию интеллигенции.

С 1950 г. в ходе движений «сопротивление агрессии США и помощь Корее», «земельная реформа» и «подавление контрреволюции» была проведена большая работа по воспитанию патриотизма, пролетарского интернационализма, изучение марксизма-ленинизма и идей Мао Дзе-дуна с целью помочь интеллигенции добровольно перевоспитаться и проникнуться пролетарским мировоззрением.

После создания КНР народное правительство временно использовало старую структуру школьной системы, начав ее преобразование. Но прежняя школьная система, сходная с американской, не соответствовала руководящему принципу «образование должно служить национальному строительству, следует открывать школы для рабочих и крестьян». В октябре 1951 г. Государственный Административный Совет (ГАС) КНР издал постановление о реформе школьной системы, в котором предписывалось, во-первых, преобразовать различные виды временных школ, курсы по ликвидации неграмотности, ускоренные школы для рабочих и крестьян, а также специальные школы в систему регулярных взаимосвязанных учебных заведений. Это необходимо сделать для того, чтобы образование было доступно рабочим и крестьянам и стало бы органичной частью общей системы образования в стране, чтобы подготовить интеллектуалов из числа рабочих и крестьян.

Во-вторых, речь шла об упорядочении системы высших учебных заведений, которые должны были стать доступными для выпускников учебных заведений соответствующего уровня без ограничения в возрасте, а также о создании условий для получения высшего образования рабочими и крестьянами. В-третьих, предполагалось заменить 6-летнюю (4+2) начальную школу на 5-летнюю.

Цель этих мероприятий состояла в том, чтобы устранить разрыв между городскими и сельскими районами и дать возможность всем трудящимся получать равноценное образование. Новая школьная система в основном удовлетворяла потребности национального строительства в деле подготовки технических кадров.

С введением новой системы образования расширились возможности для рабочих, крестьян, служащих и их детей получать различные виды образования. К 1954 г. более 10 млн. рабочих и крестьян стали грамотными, десятки тысяч рабочих и крестьян поступили в регулярные школы, и лучшие из них - в университеты и институты.

Однако замена 6-летней (4+2) начальной школы на 5-летнюю оказалась малоэффективной. По этой причине в ноябре 1953 г. была издана директива о совершенствовании и повышении качества начального образования, которая не получила распространения, так как не была проведена соответствующая подготовка к ней, а также отсутствовали учебные материалы и пособия.

В первые годы после образования КНР основная задача реформы содержания образования состояла в том, чтобы изменить те курсы и учебные материалы, которые не отвечали потребностям революции и строительства нового Китая. Реформа учебных программ в начальном и среднем образовании была ориентирована на введение курса патриотического и идеологического воспитания; сокращение общего количества учебных курсов; снижение академической учебной нагрузки учащихся; введение единых национальных учебных планов и программ, учебных материалов и учебников; введение трудового обучения.

Реформа высшего образования включала следующие моменты: введение курса по изучению марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна; перевод на китайский язык учебных планов, программ, материалов и учебников высших учебных заведений СССР; введение единых национальных учебных планов и программ; сочетание учебной работы с практическими занятиями, включая производственную практику, экскурсии и посещения предприятий как важное звено в общей учебно-воспитательной системе.

В первые годы после образования КНР были достигнуты внушительные успехи в реформировании воспитания и образования, что дало возможность подготовить квалифицированные кадры и людские ресурсы для социалистического строительства. Однако существовали и некоторые проблемы, обусловленные недостатком опыта, а также значительной академической перегрузкой студентов.

До образования КНР структура высшего образования вообще, институтов и отделений в частности, была хаотичной, и сами высшие учебные заведения размещались в стране неравномерно.

В этих условиях высшие учебные заведения не могли удовлетворять потребности национального строительства в кадрах специалистов. Министерство образования в 1951 г. начало в плановом порядке осуществлять перестройку институтов и отделений в масштабах всей страны. При этом основное внимание было обращено на развитие специализированных институтов, особенно инженерно-технических, на совершенствование университетского образования. После проведения перестроечных мероприятий в 1952-1953 гг. в Китае была создана система подготовки специалистов высшей квалификации в области механики, электротехники, инженерного дела и химического производства. Это было большим достижением на фоне фактического отсутствия в старом Китае инженерно-технических кадров. Таким образом, в новом Китае в системе высшего образования произошли фундамент


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: