double arrow

Понятие отрасли, института и нормы права

Каждая подсистема права (материальное или процессуальное право, частное или публичное право и т.д.) включает в себя нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Соответственно именно отрасли права являются следующим по объему подразделением системы права. Если подсистемы права – это компоненты системы права, включающие, прежде всего, отрасли права, то последние, в свою очередь, включают в себя институты права. И, наконец, институты права включают в себя определенные группы юридических норм.

Правовая норма – первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и на сознание их участников. Субъекты права имеют дело, прежде всего, с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собою простейший элемент права, норма права обладает всеми признаками права в целом.

Свойства (качества, признаки) правовой нормы определяются двумя началами:

а) принадлежностью правовых норм к нормам социальным;

б) юридической природой норм права.

Принадлежность к социальным нормам обусловливает следующие качества правовой нормы:

1. Она есть правило поведения людей в обществе, мера свободы волеизъявления и поведения человека, мера возможного и должного поведения человека.

2. Обладает качеством нормативности - является типовым масштабом (эталоном, образцом) поведения:

а) круг адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т. п.) - неперсонифицированность;

б) рассчитана на неограниченное число однотипных случаев - неисчерпаемость;

в) постоянно оказывая регулирующее воздействие – непрерывность во времени, вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная в гипотезе) – многократность применения.

3. Имеет не только общий, но и обязательный характер, выступая в качестве веления, требования, обращенного от общества или его объединений к конкретному индивиду («тебе предоставлена возможность», «ты должен…»)

4. обеспечена для этого принудительными мерами воздействия со стороны общества или его объединений[125].

Только благодаря приведенным свойствам правовая норма как разновидность социальных регуляторов способна оказывать упорядочивающее воздействие на общественные отношения и сознание их участников. Но это происходит в специфических формах, специфическими средствами, способами и методами.

Юридическая природа правовых норм определяет их следующие специфические признаки:

1. Норма права непосредственно исходит от государства или санкционируется им, поэтому представляет собой государственно-властное веление.

2. Охраняется силой государства, возможностью реализации на основе государственного принуждения, придающая ей надежность и реальную осуществимость.

.3. Обладает государственной безусловностью, так как обязательна для всех тех лиц, которые являются ее адресатами независимо от их общественного положения, субъективного отношения к юридическим предписаниям и на кого распространяется государственная власть и т. п.

4. Имеет особую формальную определенность:

а) с точки зрения внутренней организации (внутренней формы) она должна быть точным, конкретным предписанием;

б) в плане внешней формы она должна содержаться в официальных источниках (формах выражения) права (в нормативных правовых актах и др.).

5. Действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Здесь имеется два аспекта. Первый связан с самим механизмом действия правовых норм: правовые нормы могут регулировать поведение людей, только будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на их волю своим властным содержанием (волевой момент). Другой аспект волевого характера правовой нормы состоит в том, что она, как и право в целом, выражает государственную волю. В связи с этим приобретает особое значение легитимность органов государства, создающих нормы права.

Вместе с тем, необходимо отметить, что правовая норма имеет естественно-исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений.

6. Норма права представляет собой форму определения и закрепления прав и обязанностей, устанавливающих диапазон свободы действий субъектов права. Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Правам всегда корреспондируют соответствующие обязанности, причем последние могут относиться как к определенному субъекту (например, права и обязанности сторон договора), так и к неопределенному кругу лиц (например, обязанность всех третьих лиц не нарушать права собственника имущества). Не может быть и обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

Таким образом, регулятивные нормы права (а их большинство), имеют предоставительно-обязывающий характер, то есть действуют через предоставление субъектам права юридических прав и возложение на них юридических обязанностей.

7. Норма права обладает также качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Нормы права регулируют наиболее важные для государства общественные отношения, устанавливая границы возможного, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы человека в обществе. Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права как раз и заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации под угрозой применения государственного принуждения. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.

В регулировании общественных отношений норма права выполняет три функции:

ü выражает волю правотворческого органа в виде властного решения, общеобязательного правила;

ü выступает критерием оценки поведения людей; с помощью норм права разрешаются конфликты, правовые споры;

ü устанавливает меру ответственности за ее несоблюдение или неисполнение.

Соответственно в классическом виде норма права состоит из трех взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза часть правовой нормы, которая указывает на обстоятельства, при которых эта норма может действовать. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

Диспозиция часть нормы права, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

Санкция - часть правовой нормы, которая указывает на совокупность мер государственного принуждения к нарушителю этой нормы.

В качестве примера можно указать на элементы правовой нормы, содержащейся в статье 61 Трудового кодекса РФ под названием «Вступление трудового договора в силу». Для этого следует привести следующие ее положения:

«Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем…

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется».

Как видим, гипотеза данной правовой нормы указывает на следующие обстоятельства:

1. Заключение трудового договора.

2. Вступление его в силу.

3.Наступление дня начала исполнения трудовых обязанностей работником, который был определен во вступившем в силу трудовом договоре.

Диспозиция данной правовой нормы предполагает правомерное поведение - исполнение работником трудовых обязанностей.

В противном случае будет применяться санкция данной правовой нормы – аннулирование трудового договора.

Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Иногда статья содержит несколько норм, чаще – наоборот: норма излагается в нескольких статьях, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех ее трех элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

В системной организации права правовые нормы группируются в более крупный массив институт права, который представляет объединение правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений одного рода. Например, в сфере общественных отношений, связанных с трудом, выделяются институты трудового договора (заключение и расторжение трудового договора и т.д.), трудовой дисциплины (например, привлечение нарушителей трудовой дисциплины к ответственности и пр.).

Институту права как основному элементу системы права свойственны:

а) однородность фактического содержания – каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений;

б) юридическое единство. Нормы, входящие в институт права, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного рода отношений правовой режим регулирования;

в) полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не вступает в коллизию с иными структурными элементами системы права.

По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве (ст.16-17 Семейного кодекса РФ), институт залога в гражданском праве (ст.334-358 ГК РФ), проведения игр и пари (ст.1062 ГК РФ).

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который включает в себя нормы конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. Комплексный институт, хотя и включает нормы различных отраслей права, тем не менее характеризуется единым предметом регулирования. Так, отношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского и трудового права. Это свидетельствует о том, что комплексный институт – не произвольное объединение норм. Его существование обусловлено специфическими потребностями правового регулирования некоторых видов общественных отношений.

В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты. Например, институт ренты – в гражданском праве включает субинституты – постоянная рента (ст.589-595 ГК РФ), пожизненная рента (ст.596-600 ГК РФ), пожизненное содержание с иждивением (ст. 601-605 ГК РФ).

Правовые институты тесно связаны между собой и образуют качественно иное подразделение системы права – отрасль права. Как целостное образование отрасль права естьнекое единство правовых норм, правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

Деление системы права на отрасли обусловлено наличием у каждой из них специфических предмета и метода правового регулирования.

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права «контролирует» свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

Метод отраслевого правового регулирования совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли. Метод единого правового регулирования включает в себя несколько компонентов:

- порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);

- степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти-подчинения);

- способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);

- способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и пр. порядок).

Различные сочетания этих компонентов и образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования: императивный (авторитарный) метод и диспозитивный метод (автономии).

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия прямо не запрещенные законом.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение отрасли права:

отрасль права это объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода отраслевого правового регулирования.

Важно иметь в виду, что отрасль права может сложиться только как составная часть системы права. Вместе с тем она обладает и относительной самостоятельностью, что выражается в целостности ее функций и автономности функционирования.

В юридической науке все отрасли права принято подразделять на:

профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, затем три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе, сконцентрированы главные первичные (с правовой стороны) юридические средства регулирования;

специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, семейное право, уголовно-исполнительное право;

комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское право, экологическое право, коммерческое право, право прокурорского надзора, морское право.

Некоторые крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент - подотрасли. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотрасли выступают авторское, обязательственное, наследственное и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Внешним выражением подотрасли служит наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Отдельные отрасли права, в частности, процессуальное, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от института права подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли не является.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: