Тексты 26 - 29

набхасо 'тха викурванад абхут спарша-гуно 'нилах

паранвайач чхабдавамш ча прана оджах сахо балам

вайор апи викурванат кала-карма-свабхаватах

удападйата теджо ваи рупават спарша-шабдават

теджасас ту викурванад асид амбхо расатмакам

рупават спаршавач чамбхо гхошавач ча паранвайат

вишешас ту викурванад амбхасо гандхаван абхут

паранвайад раса-спарша- шабда-рупа-гунанвитах

набхасах - из неба; атха - таким образом; викурванат - преображенного; абхут - создано; спарша - прикосновения; гунах - качество; анилах - воздух; пара - за предыдущим; анвайат - последовательно; шабдаван - полный звука; ча - также; пранах - жизнь; оджах - чувственное восприятие; сахах - жир; балам - сила; вайох - воздуха; апи - также; викурванат - преобразуясь; кала - время; карма - последствия прошлых действий; свабхаватах - на основе природы; удападйата - возник; теджах - огонь; ваи - несомненно; рупават - с формой; спарша - осязание; шабдават - со звуком; теджасах - огня; ту - но; викурванат - от преобразования; асит - возникла; амбхах - вода; раса-атмакам - с присущей ей влажностью и вкусом; рупават - с формой; спаршават - с осязанием; ча - и; амбхах - вода; гхошават - со звуком; ча - и; пара - за предыдущим; анвайат - последовательно; вишешах - разнообразие; ту - но; викурванат - преобразуясь; амбхасах - воды; гандхаван - ароматной; абхут - стало; пара - за предыдущим; анвайат - последовательно; раса - влажность; спарша - прикосновения; шабда - звука; рупа-гуна-анвитах - с качествами.

Трансформируясь, небо порождает воздух, обладающий свойством осязаемости. Подобно предыдущему элементу, он наполнен звуком, а также несет в себе основные факторы продолжительности жизни: чувственное восприятие, силу ума и физическую силу. С течением времени в процессе эволюции воздух трансформируется в огонь, который приобретает форму и в то же время сохраняет свойства звуконосности и осязаемости. Огонь, в свою очередь, тоже трансформируется, в результате чего появляется вода, с присущими ей свойствами влажности и вкуса. Как и предыдущие элементы, она имеет форму, осязаема и несет в себе звук. Трансформируясь, вода превращается в землю, которая обладает запахом и, подобно предыдущим элементам, сохраняет свойства вкуса и осязаемости, несет звук и обладает формой.

КОММЕНТАРИЙ: Процесс творения представляет собой постепенную эволюцию и трансформацию одного элемента в другой, в результате чего на земле появляется все многообразие форм: деревья и растения, горы, реки, рептилии, птицы, животные и различные виды людей. Объекты чувственного восприятия также подчинены закону эволюции: сначала возникает звук, затем появляется осязаемость, которая преобразуется в форму. Вкус и запах также возникают в процессе превращения неба в воздух, воздуха - в огонь, огня - в воду, воды - в землю. Каждый из этих элементов образуется из предыдущего и является причиной последующего, но изначальная причина всех их - Сам Господь в образе Своей полной части, Маха-Вишну, возлежащего на причинных водах махаттаттвы. Поэтому в «Брахма-самхите» Кршну называют причиной всех причин, и в «Бхагавад-гите» (10.8) это подтверждается:

ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате

ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах

Земля обладает всеми качествами, воспринимаемыми чувствами, в других же стихиях содержится только какая-то их часть. Пространство несет только звук. Воздуху присущи и звук, и осязаемость. Огонь обладает звуком, осязаемостью и формой, а воде наряду с другими качествами (звуком, осязаемостью и формой) присущ еще и вкус. Земля же обладает всеми перечисленными выше качествами и еще одним дополнительным - запахом. Поэтому именно на земле проявлено все многообразие жизни, у истоков которой стоит стихия воздуха. Болезни тела, состоящего главным образом из земли, возникают из-за нарушения циркуляции воздуха в теле. Причиной психических заболеваний также является особая форма расстройства циркуляции воздушных потоков тела. Этим объясняется лечебный эффект йогических упражнений, позволяющих стабилизировать циркуляцию воздуха и таким образом практически полностью избавиться от болезней. Правильное выполнение этих упражнений увеличивает продолжительность жизни, и, более того, дает возможность победить даже смерть. Достигший совершенства йог подчиняет себе смерть и покидает тело по своему желанию, в тот момент, когда может перенестись на нужную ему планету. Однако бхакти-йог превосходит всех остальных йогов, ибо благодаря преданному служению и по высшей воле Господа - повелителя всего сущего - достигает сферы, находящейся за пределами материального мира, и попадает на одну из планет духовного неба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: