ТЕКСТ 10. набхер асав ришабха аса судеви-сунур

набхер асав ришабха аса судеви-сунур

йо ваи чачара сама-дриг джада-йога-чарйам

йат парамахамсйам ришайах падам амананти

свастхах прашанта-каранах паримукта-сангах

набхех - от Махараджи Набхи; асау - Личность Бога; ришабхах - 'шабха; аса - стал; судеви - Судеви; сунух - сыном; йах - который; ваи - несомненно; чачара - совершил; сама-дрик - уравновешенный; джада - материальной; йога-чарйам - практику йоги; йат - которой; парамахамсйам - высшей стадии совершенства; ришайах - ученые и мудрецы; падам - положение; амананти - принимают; свастхах - самоуглубленный; прашанта - обуздавший; каранах - материальные чувства; паримукта - достигший совершенства освобождения; сангах - от материальной скверны.

Затем Господь явился в образе сына Судеви, жены царя Набхи. Его звали 'шабхадевой. Чтобы привести ум в равновесие, Он практиковал материалистическую йогу. Эта стадия также считается высшей совершенной ступенью освобождения, достигнув которой человек погружается в себя и ощущает полное удовлетворение.

КОММЕНТАРИЙ: Джада-йога - один из признанных авторитетами методов мистической практики, помогающей достичь самоосознания. Практика джада-йоги подразумевает, что человек должен стать глух, как камень, и не обращать никакого внимания на внешние материальные раздражители. Джада-йог должен уподобиться камню, не реагирующему ни на какие внешние воздействия, и для этого он умышленно причиняет боль своему материальному телу. Наряду с другими методами самоистязания, джада-йоги практикуют, например, такой: они вырывают все волосы у себя на голове, не прибегая к помощи бритвы и каких бы то ни было других инструментов. Однако истинная цель практики джада-йоги - избавиться от материальных привязанностей и полностью погрузиться в себя. В конце жизни император 'шабхадева скитался повсюду, притворяясь немым безумцем и не обращая внимания на то, как к нему относятся люди. Встречая на улицах обнаженного безумного бродягу с длинными волосами и бородой, несмышленые дети и глупые взрослые плевали в него и мочились на его тело. Часто он подолгу лежал в собственных испражнениях, не меняя положения тела. Однако его испражнения источали аромат цветов, и добродетельным людям нетрудно было признать в нем парамахамсу - человека, достигшего высшей стадии совершенства. Тем, кто не способен сделать свои испражнения благоуханными, не следует подражать императору 'шабхадеве. Джада-йогой могли заниматься 'шабхадева и те, кто достиг того же уровня совершенства, но обыкновенному человеку не под силу выполнять все правила и предписания этого необычного метода.

Как сказано в данном стихе, истинной целью джада-йоги является прашанта-каранах - обуздание чувств. Цель всех методов йоги, как бы они ни назывались, - укротить неуправляемые чувства и таким образом подготовиться к самоосознанию. В наш век джада-йога не имеет практической ценности, тогда как бхакти- йога вполне осуществима, поскольку ее практика приспособлена к условиям нынешнего века. Простой метод слушания из истинного источника - «Шримад-Бхагаватам» - способен возвести человека на высшую ступень совершенства йоги. 'шабхадева был сыном царя Набхи, внуком царя «гнидхры и отцом царя Бхараты, в честь которого Земля названа Бхарата-варшей. Другое имя матери 'шабхадевы - Мерудеви, хотя в этом стихе ее называют Судеви. Иногда предполагают, что Судеви - это другая жена царя Набхи, но, поскольку царя 'шабхадеву в других местах «Шримад- Бхагаватам» называют сыном Мерудеви, очевидно, что Мерудеви и Судеви - одно и то же лицо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: