ТЕКСТ 24. йасма адад удадхир удха-бхайанга-вепо

йасма адад удадхир удха-бхайанга-вепо

маргам сападй ари-пурам харавад дидхакшох

дуре сухрин-матхита-роша-сушона-дриштйа

татапйамана-макарорага-накра-чакрах

йасмаи - которому; адат - дал; удадхих - бескрайний Индийский океан; удха-бхайа - от страха; анга-вепах - дрожа всем телом; маргам - путь; сапади - быстро; ари-пурам - город врага; хара-ват - как у Хары (Махадевы); дидхакшох - желая сжечь дотла; дуре - на большом расстоянии; су-хрит - о близком друге; матхита - скорбя; роша - в гневе; су-шона - огненно-красных; дриштйа - таким взглядом; татапйамана - опаленные жаром; макара - акул; урага - змей; накра - крокодилов; чакрах - круг.

Личность Бога, Господь Рамачандра, охваченный горем разлуки со своим близким другом [Ситой], бросил на город Своего врага [Раваны] гневный взгляд. При этом Его глаза были красными, как у Хары [который хотел испепелить райское царство]. Великий океан, дрожа от страха, пропустил Господа, ибо его обитатели - акулы, змеи и крокодилы - изнемогали от жара под взглядом огненно-красных глаз Господа.

КОММЕНТАРИЙ: Верховному Господу присущи те же чувства и эмоции, какими обладают и все остальные живые существа, поскольку Он - верховное, изначальное живое существо, высший источник всех прочих живых существ. Он - нитйа, главный вечный среди прочих вечных. Он - верховный, а все остальные - Его подчиненные. Одно вечное существо удовлетворяет нужды многих вечных существ, следовательно, вечный Господь и вечное живое существо качественно тождественны друг другу. В силу общности их природы и Господу, и живому существу присущи одинаковые эмоции с той лишь разницей, что в количественном отношении эмоции главного вечного существа отличаются от эмоций зависимых вечных существ. Когда Рамачандра разгневался и Его глаза стали красными, как раскаленное железо, жар Его гнева так нагрел воду в океане, что все его обитатели ощутили на себе этот жар, а сам Океан, дрожа от страха, пропустил Господа и дал Ему возможность легко достичь города врага. Имперсоналистов этот испепеляющий гнев Господа сбивает с толку, поскольку они стремятся найти совершенство в отрицании. Абсолютная Истина трансцендентна ко всему материальному, поэтому имперсоналисты думают, что Абсолюту не может быть присущ гнев, напоминающий материальные эмоции. Из-за недостатка знаний они не в состоянии понять, что эмоции Абсолютной Личности трансцендентны ко всем мирским представлениям о качестве и количестве. Если бы гнев Господа Рамачандры имел материальную природу, разве мог бы он возмутить покой целого океана и всех его обитателей? Способен ли взгляд красных от гнева глаз обычного человека нагреть воду в необозримом океане? Все эти факторы нужно учитывать, рассматривая личностную и безличную концепции Абсолютной Истины. В начале «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Абсолютная Истина является источником всего сущего. Следовательно, Абсолютная Личность не может быть лишена эмоций, отражающихся в преходящем материальном мире. Однако разные эмоции, присущие Абсолюту - будь то гнев или сострадание, - качественно неотличны друг от друга, иначе говоря, в ценностном отношении они, в отличие от материальных эмоций, одинаковы, поскольку все Его эмоции имеют единую абсолютную природу. Эмоции, несомненно, присущи Абсолюту, вопреки представлениям имперсоналистов, которые смотрят на трансцендентный мир с материальной точки зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: