ТЕКСТ 47. шашват прашантам абхайам пратибодха-матрам

шашват прашантам абхайам пратибодха-матрам

шуддхам самам сад-асатах параматма-таттвам

шабдо на йатра пуру-каракаван крийартхо

майа параитй абхимукхе а виладжджамана

тад ваи падам бхагаватах парамасйа пумсо

брахмети йад видур аджасра-сукхам вишокам

шашват - ве ный; прашантам - безмятежный; абхайам - бесстрашный; пратибодха-матрам - антитеза материальному сознанию; шуддхам - незагрязненное; самам - без разли ий; сат-асатах - между при иной и следствием; параматма-таттвам - изна альная при ина; шабдах - мысленный звук; на - не; йатра - где есть; пуру-каракаван - приводящий к карми еской деятельности; крийа-артхах - для жертвоприношений; майа - иллюзия; параити - убегает; абхимукхе - перед; а - также; виладжджамана - стыдясь; тат - то; ваи - несомненно; падам - высшая ступень; бхагаватах - Ли ности Бога; парамасйа - Всевышнего; пумсах - ли ности; брахма - Абсолюта; ити - таким образом; йат - который; видух - известный как; аджасра - безграни ное; сукхам - с астье; вишокам - без тени горя.

То, то постигается как Абсолютный Брахман, исполнено безграни ного блаженства, которое не омра ает даже тень скорби. Это, несомненно, высший аспект верховного наслаждающегося, Ли ности Бога. Он всегда безмятежен и не ведает страха. В отли ие от материи, Он суть совершенное сознание. Безукоризненно истый и лишенный материальной двойственности, Он является высшей изна альной при иной всех при ин и следствий. В Нем отсутствуют жертвоприношения, совершаемые во имя наслаждения их пладами, и Его не может коснуться иллюзорная энергия.

КОММЕНТАРИЙ: Высший наслаждающийся, Личность Бога, - это Верховный Брахман, суммум бонум, ибо Он является высшей при иной всех при ин. Осознание безли ного Брахмана - это всего лишь первый шаг на пути познания Абсолюта, поскольку понятие безли ного Брахмана, по сути дела, представляет собой антитезу иллюзорной концепции материального бытия. Ина е говоря, безли ный Брахман - это аспект Абсолюта, противопоставленный многообразию материального мира, подобно тому как свет является противоположностью тьмы. Но свет состоит из разных цветов, которые способны видеть те, кто более глубоко понимает природу света, и, следовательно, высшая ступень постижения Брахмана - это осознание исто ника сияния Брахмана, то есть осознание Верховной Ли ности Бога, которая является суммум бонум, первоисто ником всего сущего. Таким образом, осознание Ли ности Бога подразумевает также осознание безли ного Брахмана, который вна але познается как антитеза материальной скверны. Познание Ли ности Бога - это третья ступень осознания Брахмана. Как объясняется в Первой песни «Шримад-Бхагаватам», еловек должен пости ь все три аспекта Абсолюта: Брахман, Параматму и Бхагавана.

Суммум бонум - высшее благо (лат.).

Пратибодха-матрам - это концепция материального бытия со знаком «минус». жизнь в материальном мире сопряжена с материальными страданиями, поэтому на первой стадии осознания Брахмана еловек отрицает все проявления материальной скверны и обретает ощущение ве ности бытия, противоположное мукам рождения, смерти, болезней и старости. К этому в общих ертах сводится осознание безли ного Брахмана.

Верховный Господь является Верховной Душой всего сущего, поэтому на высших ступенях познания Бога в еловеке пробуждается любовь к Нему. Любовь существует благодаря тому, то души вступают во взаимоотношения друг с другом. Отец любит сына, поскольку находится с ним в близких отношениях. Однако в материальном мире подобные отношения исполнены скверны. Когда же еловек встре ается с Личностью Бога, любовь, на которую он способен, проявляется во всей полноте, поскольку любовные отношения души и Бога реальны. Любовь к Господу не зависит от перемен материального тела или ума еловека. Господь является полным, о евидным, естественным, безукоризненно истым и неоскверненным объектом любви для всех живых существ, ибо Он - Сверхдуша, Параматма, пребывающая в сердце каждого. Любовь к Господу достигает полного развития лишь тогда, когда живое существо полу ает освобождение.

Эта любовь приводит к тому, то в душе на инает бить неиссякаемый исто ник ве ного с астья, к которому не примешивается страх того, то оно может кон иться, омра ающий любое с астье в материальном мире. Отношения с Господом никогда не прерываются, поэтому их не омра ают ни горе, ни страх. Это с астье невозможно выразить словами, и никакая карми еская деятельность, основанная на жертвоприношениях, не способна принести подобное с астье. Однако необходимо понять, то это неиссякаемое с астье, которое приносят, как утверждает данный стих, взаимоотношения с Верховной Личностью, Личностью Бога, стоит выше безли ной концепции Упанишад. Описания Упанишад представляют собой по большей асти отрицание материальных понятий, однако само по себе это еще не озна ает отсутствия трансцендентных чувств у Верховного Господа. И данный стих, определяя разницу между материальными элементами и духом, подтверждает это положение. Чувства Господа трансцендентны и не осквернены отождествлением с материей. Освобожденные души также обладаютчувствами, поскольку ина е между ними и Господом не могли бы возникнуть взаимоотношения, исполненные безграни ного духовного с астья и естественной, нескон аемой радости. Всечувства Господа и Его преданных не осквернены материей, поскольку на них не распространяется действие материальных при ин и следствий, как об этом недвусмысленно сказано в данном стихе (сад-асатах парам). Иллюзорная материальная энергия не смеет коснуться их, стыдясь Господа и Его трансцендентных преданных. В материальном мире деятельность чувств всегда омра ена сопутствующими ей страданиями, но здесь ясно сказано, то это не относится кчувствам Господа и Его преданных. Духовныечувства в корне отли аются от материальных, и нам следует понять это, вместо того тобы, исходя из материальных представлений, отрицать существование духовных чувств.

В материальном миречувства пропитаны материальным невежеством, и авторитеты советуют еловеку приложить все силы к тому, тобы о истить их от материальных представлений. В материальном миречувствами пользуются только ради собственного удовлетворения, тогда как в духовном мире их используют по назначению - для достижения той цели, ради которой они изна ально были созданы, то есть для удовлетворения Верховного Господа. Такая деятельность чувств естественна и потому материальная скверна не может омра ить наслаждение духовно о ищенных чувств. Подобное наслаждение в равной степени испытывают оба трансцендентных партнера. И поскольку с астье, которое приносит эта деятельность, безграни но и постоянно углубляется, у того, кто ею занимается, не возникает необходимости прибегать к искусственным ухищрениям ради того, тобы удовлетворять свои материальныечувства. Такое трансцендентное по природе с астье называют брахма-саукхйам, и более подробно оно будет описано в Пятой песни «Шримад-Бхагаватам».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: