майам варнайато 'мушйа
ишварасйанумодатах
шринватах шраддхайа нитйам
майайатма на мухйати
майам - деятельность внешней энергии; варнайатах - описывая; амушйа - Господа; ишварасйа - Ли ности Бога; анумодатах - так оценивая; шринватах - так слушая; шраддхайа - с верой; нитйам - постоянно; майайа - иллюзорной энергией; атма - живое существо; на - никогда; мухйати - не впадает в заблуждение.
Деяния Господа, связанные с Его разнообразными энергиями, нужно описывать, оценивать и слушать, следуя наставлениям Верховного Господа. Делая это постоянно с преданностью и благоговением, еловек непременно освободится от влияния иллюзорной энергии Господа.
КОММЕНТАРИЙ: Нау ный подход к изу ению какого-либо предмета в корне отли ается от сентиментального отношения фанатиков. Фанатики и глупцы иногда с итают, то деятельность Господа, связанная с Его внешней энергией, не достойна их внимания, и мнят себя избранниками, имеющими доступ в царство Его внутренней энергии, но на самом деле деяния Господа, связанные с Его внешней энергией так же вели ественны, как и Его деяния, связанные с внутренней энергией. Более того, тем, кто еще не полностью освободился от пут внешней энергии Господа, рекомендуется регулярно и с благоговением слушать повествования о деяниях Господа, связанных с Его внешней энергией. Лишь по своей глупости они переходят к повествованиям о деятельности Его внутренней энергии, внушив себе, то их интересуют только такие проявления внутренней энергии Господа, как Его раса-лила. Самозванные тецы «Бхагаватам» о ень любят рассказывать о деятельности внутренней энергии Господа, а псевдопреданные, поглощенные материальными чувственными наслаждениями, ведут себя так, как будто достигли уровня освобожденных душ, и потому падают еще ниже, все больше запутываясь в сетях внешней энергии.
Некоторые из них думают, то слушать об играх Господа - зна ит слушать повествования о Его развле ениях с гопи или о том, как Он поднял холм Говардхана, и с пренебрежением относятся к полным экспансиям Господа (пурушаватарам) и Их играм в процессе сотворения, поддержания и разрушения материальных миров. Однако истый преданный понимает, то между играми Господа в раса-лиле и Его играми в процессе сотворения, поддержания и уни тожения материального мира нет никакой разницы. Более того, описания деяний Господа в образе пурушаватар предназна ены именно для тех, кто запутался в сетях внешней энергии. Описания раса-лилы предназна ены для освобожденных, а не для обусловленных душ. Поэтому обусловленные души должны с преданностью и благоговением слушать повествования об играх Господа, связанных с Его внешней энергией, и для них это занятие будет столь же благотворно, как для освобожденных душ - слушание о раса-лиле. Обусловленная душа не должна слепо подражать освобожденным душам. Господь Шри Чаитанйа никогда не позволял Себе слушать рассказы о раса-лиле Господа в присутствии непосвященных.
«Шримад-Бхагаватам» представляет собой науку о Боге, и первые девять песней этого произведения подготавливают итателя к восприятию десятой. Более подробно это будет объяснено в последней главе Второй песни, а еще подробнее - на страницах Третьей песни. Таким образом, истый преданный Господа должен на инать итать или слушать «Шримад-Бхагаватам» с самого на ала, а не с Десятой песни. Некоторые так называемые преданные несколько раз просили нас приступить сразу к Десятой песни, но мы всякий раз отказывали им, поскольку хотим представить «Шримад-Бхагаватам» как науку о Боге, а не превращать его во фривольное произведение, написанное для удовольствия обусловленных душ. Такие авторитеты, как Шри Брахмаджи, запрещают делать это. Читая и слушая «Шримад-Бхагаватам» как нау ное произведение, обусловленные души смогут освободиться от влияния иллюзорной энергии, основанного на чувственном наслаждении, и постепенно достигнут высот трансцендентного знания.
Так закан ивается комментарий Бхактиведанты к седьмой главе Второй песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Регулярно приходящие воплощения Господа и их особые миссии».