Глинский старец - митрополит Зиновий

(1896-1985 гг.)

Владыка Зиновий (в миру Захария Иоакимович Мажуга) родился 14 сентября 1896 года в простой рабочей семье на Черниговщине.

В 1912 году он поступил послушником в знаменитую Глинскую пустынь, где проходил послушания при кучерской, затем при портной. В 1921 году был пострижен в монашество с именем Зиновий. Молодой монах стал учеником великих старцев иеросхимонаха Николая и настоятеля обители архимандрита Нектария.

При закрытии Глинской пустыни в 1922 году инок Зиновий взял с собой один из Антиминсов, который впоследствии хранил до конца своей жизни и совершал на нем Литургию. По промыслу Божиему ему предстояло служить во многих монастырях и храмах на Кавказе.

В 1930 году он ушел в горы Абхазии, чтобы основать там небольшой скит, позже служил в Ростове-на-Дону, где и был арестован, осуждён. (В ростовском распределителе его ожидала встреча с Глинскими старцами о. Андроником и о. Серафимом.)

Следует отметить, что по пути на Урал заключенных кормили только соленой рыбой, при этом воды не давали. В душном, переполненном вагоне все изнывали от жажды - отец Зиновий стал молиться о дожде, и по молитвам праведника Господь совершил чудо. Неожиданно хлынул настоящий ливень. Отец Зиновий просовывал деревянную ложку в решётку в окне и весь вагон, таким образом, утолил жажду.

Господь не оставлял Своего избранника и на каторге, однажды в канун Рождества в сочельник после тяжелого рабочего дня, в сорокаградусный мороз старец Зиновий с колонной заключённых возвращался в барак. Вдруг Зиновий увидел на снегу свежую кисть винограда!

В лагере старец духовно поддерживал заключённых, исповедовал, отпевал умерших. (Епитрахилью служило обычное полотенце, на котором углем был начертаны кресты.)

В 1941 году, после освобождения, отец Зиновий вновь едет в Грузию в благословенный Удел Божией Матери и служит в храме в Тбилиси. Именно здесь ему и было видение о блокадном Петербурге.

В самый критический период блокады города на Неве Владыка Зиновий горячо молился и имел чудесное видение, о котором потом сам рассказывал так: «В это же время и мне под утро в тонком сне привиделось, как св. Нина предстоит перед престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страдающим людям осаждённого города одолеть врага. И при этом из её глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, как бы хрустальные слёзы. Я это растолковал, что Божья Матерь дала послушание св. Нине быть споручницей этому осаждённому городу».*

Старец считал, что в Петербурге должно быть увековечено молитвенное заступление Святой Нины в период блокады. Известному петербургскому писателю Лялину старец он сказал: «Издревле на Руси было принято, что в день, какого святого одержана победа над врагом, значит, этот святой и способствовал ей. И посему жители Санкт-Петербурга в знак Божией милости к ним и в знак признательности св. Нине за её предстательство пред Господом, в каждом храме должны иметь образ св. Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях. Ну, а если и храм созиждут в память св. Нины и всех мучеников блокадных, то благо будет им и потомкам их».

В 1950 году старце Зиновий был возведен в сан архимандрита и стал настоятелем храма во имя св. Александра Невского в Тбилиси. В этом храме владыка Зиновий оставался настоятелем до своей кончины. В 1956 году он был рукоположен во епископа, а в 1972 году возведён в сан митрополита. Митрополит Зиновий был великим подвижником, его почитали и любили многие. К старцу за духовным советом и утешением обращались тысячи страждущих.

После упразднения Глинской пустыни в 1960-е годы он собрал вокруг себя почти всех Глинских старцев.

Из воспоминаний Архимандрита Иоанна (Маслова): «Это был старец высокой духовности; его душа была озарена благодатью, обильно изливавшейся на всех, притекавших к его духовному окормлению. Имея во всей полноте дар прозрения, митрополит Зиновий вопрошавшим его открывал волю Божию. Богослужения он совершал с таким благоговением, что схиархимандрит Андроник (Лукаш) писал: «Сколько мне радости, что Господь сподобил меня помолиться в церкви со святителем нашим».

Владыка Зиновий писал, что «всегда молится и призывает благословение на всех Глинских, и сам просил их молитв».

Достигнув глубокой старости, владыка Зиновий много болел, незадолго до смерти принял постриг в схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского.

Скончался он 8 марта 1985 г. и был погребен в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского, где духовно окормлял свою паству на протяжении тридцати пяти лет.

Господи, упокой душу старца Зиновия, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!

* В 1941 году в Валаамском монастыре один из последних православных старцев Валаама видел во время служб Богоматерь и целый сонм святых, со слезами умоляющих Спасителя не оставлять Россию в беде. Во второй день о том же Иисуса Христа умоляли Матерь Божия и Иоанн Креститель. На третий - одна Богоматерь. И Спаситель, который на прежние моления отвечал, что мерзость запустения в России велика настолько, что терпеть ее далее невозможно, ответил Своей Матери: «...Я знаю, как ты любишь Россию, и ради слов твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню...» Спустя несколько месяцев началась страшная, невиданная война.

О спасении России в те годы молились многие старцы и старицы, в очерках о старцах мы упоминали об этом.

 

Многие знают о чуде Казанской Божией Матери в годы блокады, явленном через Митрополита Гор Ливанских Илию Салиба (в миру Караме) из Антиохийского патриархата.

Приведём воспоминание от. Василия о событиях произошедших в 1947 году:

-Однажды во сне мне явился какой-то священник и сказал: «Скоро ты узнаешь, как была спасена Россия. Не забудь поведать об этом другим».
На следующий день один мой знакомый пригласил меня во Владимирский собор.
Что-то необыкновенное в городе творится: все прилежащие улицы заполнены народом. Около двух тысяч человек стояло у храма, а внутрь не попасть: солдаты
стоят в отцеплении и никого не пускают. Вдруг из боковой двери выбегает староста, увидел нас и зовёт: «Пошли, я вас дожидался!»
Он провёл нас в храм, там было отгорожено место для членов правительства.
Мы насчитали – 42 человека.
И вот появились – митрополит Илия, митрополит Григорий и священство.
Началась служба. Отслужили малую вечерню, после чего состоялось возложение драгоценного венка – дара владыки Илии на Казанскую икону Божией матери.
По возложении венца он произнёс проповедь.
Он рассказал всё: как явилась ему Божия Мать, что Она поведала ему.
В 1941 году, когда немцы рвались к Москве, Митрополит гор Ливанских Илия решил затвориться и просить Божию Мать открыть ему, как можно помочь России.
Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка не пил, не спал, а только стоя на коленях, молился перед иконой. Через трое суток бдения ему было видение: в огненном столбе он увидел Царицу Небесную, ему было открыто следующее:
«Должны быть открыты во всей России храмы, монастыри, духовные академии священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовится к сдаче Ленинград, - сдавать его нельзя.
Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут Её крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю.
Это избранный город. Перед Казанской иконою нужно совершить молебен в Москве, затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя.
Казанская икона должна идти с войсками до границ России».
И ещё Владыке было открыто то, что когда война окончится, он должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена. Владыка связался с представителями Русской Церкви, с правительством. (И теперь хранятся телеграммы, переданные митрополитом в Москву.) Всё произошло так, как было предсказано.
Сталин не видел другой возможности, как спасти блокадный Ленинград, он вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и обещал исполнить всё.
Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с Ней крестным ходом вокруг Ленинграда. Город выстоял.

Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой чудотворной иконой. Икону вывозили на самые трудные участки фронта.
(В 1947 году митрополит Гор Ливанских Илия (Салиб) возложил на икону золотой венец, украшенный драгоценными каменьями. В Князь-Владимирском соборе чудотворная икона Казанской Божией Матери была помещена на самом почетном месте - в малахитовом киоте правого клироса.

После восстановления главного иконостаса Казанского собора г. Санкт-Петербурга, построенного в честь иконы Казанской Божией Матери в 1811 году, икона была возвращена в Казанский собор. Произошло это в июле 2001 года.)

Икона Божией Матери «Казанская» явилась в 1579 году в Казани, вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Казань очень пострадала от пожаров, истребивших часть города прилегающую к кремлю. По преданию дочери стрельца, дом которого пострадал во время пожара, Матроне, в видении Богородица указала место обретения иконы (до пожара на этом месте в их доме стаяла печь). Икона была обнаружена завернутой в рукав ветхой одежды из сукна вишнёвого цвета. Полагают, что она была зарыта еще до покорения Казани. Слух о чудотворной иконе разнесся по всему городу, и тогда архиепископ в присутствии градоначальника, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. В 1575 году список с иконы был отправлен в Москву к царю Иоанну Васильевичу, который на месте обретения иконы приказал построить храм во имя новоявленной иконы и устроить женский монастырь. Многие списки с этой иконы прославились в свое время чудесами. Явление Казанской иконы празднуется 8 июля, в день её обретения и 22 октября в память избавления Москвы от поляков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: