Пройдя Голагхат Hагар и дорогу Дханасри, населенную множеством людоедов, Гуру повернул назад, в сторону Гаухати. Оттуда он отправился в Шиллонг и дальше — в Силхет, где в его память стоит старинная гурдвара. Потом он пошел в Дакку, по пути прошел через Калькутту и Куттак, и, наконец, прибыл в Пури.
Храм Джаган Hатх, Владыка Востока, принадлежал к числу четырех наиболее почитаемых индуистских храмов — остальные три были Сом Hатх, Бадри Hатх и Вишва Hатх. Говорили, что идол Джаган Hатха был изваян скульптором божественного происхождения и поставлен в храм самим Господом Брахмой. Когда Гуру Hанак пришел в храм, была годовщина установки идола. Гуру посетил храм не для поклонения этому владыке, но затем, чтобы научить народ тому, что служение Богу выше, чем служение божку. Был вечер, и брахманы внесли поднос со множеством горящих ламп, цветами, жемчугом и курениями и все вместе встали, поднеся блюдо своему обожаемому идолу-богу. Эта церемония называлась “Арти” — гимн преданности. Верховный жрец пригласил Гуру принять участие в богослужении. Гуру не присоединился, чем вызвал гнев брахманов. Когда Гуру спросили о причине отказа, он объяснил, что вся природа поет чудесный гимн перед невидимым алтарем Бога. Солнце и луна — это светильники, поставленные на поднос небесного свода, а благоухание, доносящееся с Малайских гор, служит благовонием. Вместо того, чтобы принять приглашение верховного жреца и поклониться идолу, Гуру поднял глаза к небу и изрек следующий сабад по поводу Арти:
“Солнце и луна — твои светильники, о Господь;
Твой поднос небосвод; он украшен жемчугом звездных орбит.
Аромат сандала[13] — Твой фимиам; ветер — Твое опахало;
Все леса — Твои цветы, о Владыка света.
Что за богослужение, о Ты, Уничтожитель рождений!
Hеутомимые напевы экстаза — трубы Твоего почитания.
У Тебя тысяча глаз, но все же ни одного глаза[14];
У Тебя тысяча форм, но все же ни одной формы[15];
У Тебя тысяча чистых стоп, но все же ни одной ступни;
У Тебя тысяча органов обоняния,
но все же ни одного органа —
Я очарован этой Твоей игрой.
Свет, который во всем, — Твой, о Владыка Света.
Его сиянием все сияет;
В учении Гуру свет становится явным.
То, что услаждает Тебя, и есть подлинное Арти.
О Господь, мой ум влечется к Твоим лотосным стопам,
как шмель к цветку: я томлюсь по ним днем и ночью.
Дай испить воды Твоей милости Hанаку, птице саранг[16],
чтобы он мог жить во имя Твое.”
(Дханасри Мохалла 1, Арти, с-663)
Согласно Пуратан Джанамсакхи, Гуру закончил свое первое удаси посещением Пури и вернулся в Панджаб. Через некоторое время он предпринял второе удаси — на юг. Если бы Гуру возвратился из Пури, он должен был бы посетить несколько имеющих особое значение мест на обратном пути, но в Джанамсакхи об этом ничего не упоминается. Однако Мехарбан — версия Джанамсакхи — описывает путешествия на восток и на юг как одно и то же удаси. По другим версиям, географическое положение Пури таково, что путник, собирающийся посетить южную Индию, не станет возвращаться в Панджаб, чтобы затем отправиться к югу. Поэтому многие авторы считают, что Гуру продолжал из Пури движение на юг.