ТЕКСТ 32. джарайуджам сведаджам андаджодбхидам

джарайуджам сведаджам андаджодбхидам

чарачарам деварши-питри-бхутам аиндрийам

дйаух кхам кшитих шаила-сарит-самудра

двипа-грахаркшетй абхидхейа эках

джарайу-джам - рожденный из чрева; сведа-джам - рожденный из пота; анда-джа - рожденный из яйца; удбхидам - рожденный из земли; чара-ачарам - движущиеся и неподвижные; дева - полубоги; риши - великие мудрецы; питри - обитатели Питрилоки; бхутам - материальные элементы: воздух, огонь, вода и земля; аиндрийам - все чувства; дйаух - высшие планетные системы; кхам - небо; кшитих - земные планеты; шаила - большие и малые горы; сарит - реки; самудра - океаны; двипа - острова; граха-рикша - звезды и планеты; ити - так; абхидхейах - чтобы по-разному называться; эках - один.

Мой дорогой Господь, Ты проявляешь разные Свои энергии в бесчисленных формах, к которым относятся живые существа, рождающиеся из чрева, яиц и пота; все, что растет из земли, например, деревья; все живые существа - и движущиеся, и стоящие на одном месте - в том числе полубоги, ученые мудрецы и питы; космическое пространство; высшая планетная система, включающая в себя райские планеты; и, наконец, планета Земля с ее горами, реками, морями, океанами и островами. На самом деле все звезды и планеты - это просто проявления разных Твоих энергий, но изначально Ты один и только один. Так что вне Тебя не существует ничего; материальный же космос не ложен - он просто представляет собой временное проявление Твоей непостижимой энергии.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе полностью отвергается теория брахма сатйам джаган митхйа, согласно которой реально существует только дух, Брахман, тогда как проявленный материальный мир со всем его разнообразием нереален. Ничего нереального нет вообще. Что-то одно может быть постоянным, а другое - временным, но и постоянное, и временное реально существуют. Если, например, человек на какое-то время пришел в гнев, нельзя сказать, что его гнев нереален, - он просто временен. Это относится и ко всему, с чем мы встречаемся в своей повседневной жизни, - оно временно, но реально.

Кроме того, здесь четко названы источники происхождения различных живых существ. Одни рождаются из чрева, а другие (например, некоторые насекомые) - из человеческого пота. Иные вылупляются из яиц, а есть и те, кто вырастает из земли. Обстоятельства, при которых рождается живое существо, зависят от его деятельности в прошлом (кармы). Хотя тело живого существа материально, оно отнюдь не является ложным. Ни один человек не согласится с тем, что убийство может оставаться безнаказанным, поскольку материальное тело ложно. Наши временные тела даны нам в соответствии с нашей кармой, и мы должны оставаться в них, чтобы испытать положенные нам радости и страдания. Нельзя назвать наши тела ложными - они просто временны. Иными словами, энергия Верховного Господа столь же вечна, как и Сам Господь, хотя иногда она проявлена, а иногда - нет. Суть этой философии выражена в Ведах так: сарвам кхалв идам брахма - «Все есть Брахман».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: