ТЕКСТ 11. дживан-мритатвам нийамена раджан

дживан-мритатвам нийамена раджан

адйантавад йад викритасйа дриштам

сва-свамйа-бхаво дхрува идйа йатра тархй учйате 'сау видхикритйа-йогах

дживат-мритатвам - «живой мертвец»; нийамена - по законам природы; раджан - о царь; ади-анта-ват - имеющее начало и конец (все материальное); йат - потому что; викритасйа - изменчивого (подобно телу); дриштам - видимое; сва-свамйа-бхавах - положение слуги и господина; дхрувах - неизменное; идйа - о достопочтенный; йатра - где; тархи - тогда; учйате - говорится; асау - та; видхи-критйа-йогах - польза от распоряжений и обязанностей.

О досточтимый царь, ты упрекнул меня, назвав живым мертвецом. На это могу лишь заметить, что то же самое можно сказать о каждом: все материальное имеет начало и конец. Кроме того, ты считаешь себя господином, царем, и пытаешься приказывать мне, однако это тоже заблуждение, ибо наши земные отношения преходящи. Сегодня ты царь, а я твой слуга, но завтра все может измениться, и ты станешь моим слугой, а я - твоим господином. Все эти временные обстоятельства возникают по воле провидения.

КОММЕНТАРИЙ: Все наши страдания в материальном мире происходят оттого, что мы отождествляем себя с телом. Особенно сейчас, в Кали-югу, люди очень невежественны: они не могут понять даже то, что с каждым мгновением тело меняется и что смерть - это его последнее изменение. По закону кармы кто-то может в этой жизни сидеть на царском троне, а в следующей - стать собакой. Находясь в плену материальной природы, душа спит непробудным сном. Ее помещают то в одни условия жизни, то в другие, и, пока она не постигнет свою истинную природу, не обретет духовное знание, она будет оставаться в обусловленном состоянии и считать себя царем, слугой, кошкой, собакой и т.д. Все эти бренные тела - лишь оболочки, в которых душа оказывается по воле провидения, поэтому не следует отождествлять себя с ними. На самом деле ни одно живое существо в этом мире не является господином, ибо всеми управляет материальная природа, которой, в Свою очередь, управляет Бог, Верховная Личность. Истинный господин - это Всевышний, Кришна. В «Чайтанья-чаритамрите» об этом сказано так: экале ишвара кришна, ара саба бхритйа - единственный господин - это Кришна, а все остальные - Его слуги. Мы забыли о своих отношениях с Верховным Господом, и именно в этом причина всех наших страданий в материальном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: