ТЕКСТ 4. йаван мано раджаса пурушасйа

йаван мано раджаса пурушасйа

саттвена ва тамаса вануруддхам

четобхир акутибхир атаноти ниранкушам кушалам четарам ва

йават - до тех пор, пока; манах - ум; раджаса - гуной страсти; пурушасйа - живого существа; саттвена - гуной благости; ва - или; тамаса - гуной тьмы; ва - или; ануруддхам - сдерживаемый; четобхих - органами познания; акутибхих - органами действия; атаноти - распространяется; ниранкушам - непокорный, словно слон, которого не сдерживают стрекалом; кушалам - хорошее; ча - также; итарам - другое, то есть плохое, греховное; ва - или.

До тех пор пока ум живого существа осквернен тремя гунами материальной природы (благостью, страстью и невежеством), он подобен дикому, непокорному слону. Такой ум постоянно расширяет сферу своего влияния, побуждая органы тела совершать различные благочестивые и греховные действия. Из-за этого живое существо вынуждено оставаться в материальном мире и пожинать плоды своей материальной деятельности в виде разнообразных удовольствий и страданий.

КОММЕНТАРИЙ: В «Чайтанья-чаритамрите» сказано, что любая материальная деятельность - и благочестивая, и неблагочестивая - дает результат прямо противоположный результату преданного служения. Преданное служение приносит человеку мукти - свободу от оков материи, тогда как материальная деятельность, будь то благочестивая или нет, заковывает живое существо в кандалы материального рабства. В Ведах описываются разные виды благочестивой и неблагочестивой деятельности, и, если ум живого существа поглощен такой деятельностью, оно обречено оставаться во тьме; ему не достичь абсолютного уровня. Чтобы исправить положение, недостаточно подняться с уровня невежества на уровень страсти или с уровня страсти на уровень благости. Как объясняется в «Бхагавад-гите» (14.26), человек должен подняться на трансцентный уровень (са гунан саматитйаитан брахма бхуйайа калпате). Только тогда он сможет достичь высшей цели жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: