ТЕКСТ 42. атха бхагавамс тавасмабхир акхила-джагад-утпатти-стхити-лайа-нимиттайамана-дивйа-майа-винодасйа сакала-джива-никайанам антар-хридайешу бахир апи ча

атха бхагавамс тавасмабхир акхила-джагад-утпатти-стхити-лайа-нимиттайамана-дивйа-майа-винодасйа сакала-джива-никайанам антар-хридайешу бахир апи ча брахма-пратйаг-атма-сварупена прадхана-рупена ча йатха-деша-кала-дехавастхана-вишешам тад-упаданопаламбхакатайанубхаватах сарва-пратйайа-сакшина акаша-шарирасйа сакшат пара-брахманах параматманах кийан иха вартха-вишешо виджна(гйа)панийах сйад виспхулингадибхир ива хиранйа-ретасах.

атха - поэтому; бхагаван - о Господь; тава - Тебя; асмабхих - нами; акхила - всего; джагат - материального мира; утпатти - сотворения; стхити - сохранения; лайа - и уничтожения; нимиттайамана - будучи причиной; дивйа-майа - духовной энергией; винодасйа - играющего; сакала - всех; джива-никайанам - сонмов живых существ; антах-хридайешу - в глубине сердца; бахих апи - а также вовне; ча - и; брахма - безличного Брахмана (Абсолютной Истины); пратйак-атма - Сверхдуши; сва-рупена - Своими формами; прадхана-рупена - в форме внешних элементов; ча - также; йатха - соответственно; деша-кала-деха-авастхана - стране, времени, телу и положению; вишешам - отличия; тат - их; упадана - материальные причины; упаламбхакатайа - будучи проявляющим; анубхаватах - наблюдающий; сарва-пратйайа-сакшинах - свидетель всех поступков; акаша-шарирасйа - Душа всей вселенной; сакшат - непосредственно; пара-брахманах - Верховная Абсолютная Истина; параматманах - Сверхдуша; кийан - насколько; иха - здесь; ва - или; артха-вишешах - особая необходимость; виджна(гйа)панийах - быть уведомленным; сйат - может быть; виспхулинга-адибхих - искрами огня; ива - как; хиранйа-ретасах - изначальный огонь

О Господь, как искра бессильна рядом с костром, так и мы, ничтожные искры Твои, бессильны перед Тобой и не способны поведать Тебе о наших нуждах. Но есть ли в этом какая-то необходимость, ведь Ты - Абсолютен? Ты - Творец, Хранитель и Разрушитель вселенной, и потому Тебе известно все. Все духовные и материальные силы послушны Твоей воле: Ты развлекаешься, играя с ними. Ты скрыто обитаешь во всех и во всем как Высший Брахман, а также вне всего - как стихии мироздания. Поэтому Ты, Личность Бога, есть Единая Первопричина, хотя и Ты проявляешь Себя в разных аспектах, во многих местах, в разное время, и во многих формах. Воистину же Ты - Первостихия. Ты взираешь на наши дела, но, великий, как небо, не соприкасаешься с ними. Ты наблюдаешь за всем как Высший Брахман и Высшая Душа. Ничто, ничто не может от Тебя укрыться, о Верховная Личность Бога!

КОММЕНТАРИЙ: Абсолют существует в трех духовных аспектах, и, соответствено, Его познают как Брахман, Параматму и Бхагаван (брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате). Бхагаван, Верховная Божественная Личность, есть источник и Брахмана, и Параматмы. Брахман - это безличный, всепроникающий Абсолют, а Параматма - это Абсолют, расположенный в сердце каждого живого существа. Но Бхагаван, которому поклоняются преданные, - это непосредственно Первопричина всего.

Преданный знает, что Верховной Личности Бога известно все и поэтому он не видит необходимости сообщать Господу о своих бедах и радостях. Чистый преданный убежден, что незачем обращаться к Абсолютной Истине по каким-либо материальным нуждам. Поэтому полубоги, рассказывая Господу о страданиях, которые доставил им Вритрасура, просят простить их за то, что они молятся ради собственного спасения. Начинающим преданным свойственно обращаться к Верховному Господу за помощью в горе или нужде или же ради того, чтобы обрести умозрительное знание о Нем. В «Бхагавад-Гите» (7.16) такие праведники, встающие на путь преданного служения, подразделяются на четыре группы: страждующие (арта), нуждающиеся (артхартхи), любознательные (джигьясу), а также искатели Абсолютной Истины (гьяни). В отличие от них, чистый преданный знает, что, поскольку Господь вездесущ и всеведущ, то нет необходимости молиться Ему или почитать Его ради личного благополучия. Чистый преданный служит Господу, ничего не требуя взамен. Господь - везде, Он знает нужды Своих преданных; так зачем докучать Ему просьбами о материальных благах?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: