33 «Так же, как ювелир проверяет золото…» Канонический источник этого часто цитируемого стиха не известен.
33… В основанном им монастыре Тхарпа Чолинг… Монастырь Тхарпа Чолинг был основан в 1977 году, спустя два года после переезда геше Рабтена в Швейцарию. После отъезда из Дхарамсалы он занимал пост наставника Тибетского института в Риконе, близ Винтертура в немецкоязычной части Швейцарии. Тхарпа Чолинг был переименован в Рабтен
Чолинг после смерти геше в 1986 году. С тех пор в Европе открылось несколько других центров «Рабтен»: www.rabten. at/index_en.htm.
33 …Философии Дхармакирти… Лучшее описание жизни и философии Дхармакирти на английском языке – книга Джорджа Дрейфуса Recognizing Reality. Эпистемологию Дхармакирти в изложении геше Рабтена см.: Rabten. The Mind and Its Functions, pp. 19–95.
36 Этот кризис достиг своей кульминации… Размышления Далай-ламы о свидетельствах в пользу перерождения, включая доказательство Дхармакирти, приведенные здесь, см.: Dalai Lama. The Universe in a Single Atom, pp. 131-3. (Pyc. пер.: Вселенная в одном атоме. Элиста.: Океан Мудрости, 2010. С. 136–138. – Прим. ред.)
39 Геше Рабтен предлагал нам подвергать тексты… Другое представление о роли критического вопрошания в учении школы Гелуг см.: Dreyfus. The Sound of Two Hands Clapping, p. 267 seq.
41 «скользкими угрями». Одно из неправильных представлений, перечисленных в Брахмаджала-сутте (Brahmajala Sutta). «Существуют, монахи, некоторые отшельники и брахманы, уклончивые, словно скользкие угри. Когда им задают тот или иной вопрос, они дают уклончивые ответы, словно скользкие угри…» (D. 1, i. 26, р. 80).
41 Геше Келсанг Гьяцо. Геше Келсанг Гьяцо (р. 1931) был приглашен ламой Еше на должность постоянного учителя в Институт Манджушри в 1976 году. В 1991-ом он основал школу «Новая Кадампа», которая с тех пор стала международной организацией. См. далее Главу 16, «Боги и Демоны». www.kadampa.org.