Трудовая деятельность

Б процессе любой деятельности человек затрачивает определенную анергию. При этом выявляют физическую и умственную формы деятельности. Любая физическая деятельность или работа сочетается с умственной. Когда физическая деятельность по своему объему превышает умственную или наоборот, говорят о преимущественно физическом или преимущественно умственном труде. '

Физическая работоспособность человека определяет­ся силой мышц и мышечной выносливостью. Мышечная сила зависит от многих факторов: силы мышц, величи­ны угла сгибания сустава, нервных возбуждений, ско^ рости мышечных сокращений, состояния центральной нервной системы и др. Состояние мышечной системы оценивают с помощью методов эргографии, динамомет­рии и т.п. Способность человека поддерживать мышеч­ную систему на заданном уровне в течение длительного времени называют мышечной выносливостью. У одних

лиц наблюдаются хорошие^ показатели мышечной вынос­ливости, но низкие показатели мышечной силы, у дру. гих — наоборот. При анализе мышечной деятельности различают два ее вида: динамическую и статическую. '

Динамическая деятельность или работа связана с пе­ремещением груза вверх, вниз или по горизонтали, что сопровождается периодическим сокращением отдельный мышц. Динамическая нагрузка измеряется в ньютон/ метрах (Н/м) или килограмм-силах-метрах (кгс/м).

При статической работе развивается напряжение мышц без изменения их длины, активного перемеще­ния тела и его звеньев. Однако при статическом напря­жении мышц сосуды в них сдавливаются, что приводит к нарушению кровообращения, застою крови и накоп­лению в ней недоокисленных продуктов, а отсюда — к быстрому утомлению и снижению мышечной выносли­вости и силы мышц. Поэтому статическая работа более утомительна, чем динамическая. Кроме того, статичес­кая работа при неправильной позе может вызвать ис-; кривление позвоночника: сколиоз (боковое искривление) и кифоз (искривление выпуклостью назад). Статичес­кую нагрузку измеряют в ньютон/секундах (Н/с) или килограмм-силах-секундах (кгс/с).

Динамическую и статическую нагрузки характери­зует такой показатель физической деятельности, как тяжесть физического труда. По тяжести труда разли­чают следующие категории физических работ:

категория I (легкие работы);

категории На и Нб (работы средней тяжести);

категория Ш (тяжелые работы).
Характеристики категорий физических работ приве^

дены в ГОСТ 12.1.005—88. С утяжелением работ увели­чивается частота пульса и наблюдаются другие физио­логические сдвиги в системах кровообращения, дыха-.

ния и др. Так, к примеру, с утяжелением работ изменя­ется дыхание, связанное с повышенной потребностью в кислороде. Если в состоянии покоя человек потребляет кислорода в среднем 0,25 л/мин, то при тяжелых рабо­тах — до 2,5 л/мин. При этом усиливается процесс га­зообмена в организме, характеризующийся увеличени­ем дыхательного коэффициента.

Повышенный уровень обменных процессов в организ­ме с утяжелением работ отражается на функционирова­нии нервной и сердечно-сосудистой систем: возрастают число сердечных сокращений я объем крови (с 50 до 150 мл), выбрасываемый при каждом сокращении серд­ца (систолический объем), увеличивается артериальное давление, изменяются водно-солевой и витаминный об­мен, состав крови.

При легких работах наблюдаются благоприятные сдвиги: улучшается условно-рефлекторная деятельность, сокращается скрытое время сложных слухо- и зритель-иомоторных реакций. Но, даже при легком физической труде могут быть физиологические сдвиги, когда работа монотонная. Монотонная работа характеризуется чис­лом приемов в операции до трех и длительностью этой операции до 15 с.

Немаловажное значение при физической работе име­ет наличие опасной ситуации или других экстремаль­ных условий. В этом случае у человека вырабатывается адреналин, а у очень агрессивного — норадреналин. Норадреналин, с одной стороны, приводит организм в состояние повышенной физической работоспособности, а с другой стороны, у агрессивных людей он может вы­звать необдуманные поступки, иногда даже опасные для окружающих. Более того, такие люди на работе в экст­ремальных условиях быстро переутомляются, «перего­рают», что может привести, в конечном итоге, к трав-

мированию. Например, экстремальными условиями ха­рактеризуется Заполярье в период полярной ночи. В такое время у жителей Заполярья содержание адрена­лина в крови в 6 раз выше нормы, поэтому агрессивный человек может получить травму при выполнении самой элементарной работы.

Для облегчения тяжелого физического труда исполь­зуют различные машины, инструменты, обеспеченные системой средств управления. К последним предъявля­ются эргономические требования с учетом физиологи­ческих и физических особенностей человека. Эргономи­ческие требования, в свою очередь, учитывают не толь­ко принципы технической эстетики, технологичности, удобства эксплуатации, но и безопасности, беря за осно­ву мышечную силу человека. Изложены они в различ­ных государственных стандартах: для клавишных и кнопочных выключателей и переключателей — в ГОСТ 22 614—77, тумблеров — ГОСТ 22 615—77, рычагов управления — ГОСТ 21 752—76, ножных органов уп­равления легковых автомобилей — ГОСТ 24 350—88, пультов управления — ГОСТ—23 000—78, поворотных выключателей и переключателей — ГОСТ 22 613—77 и т. д.

Требования к взаимному расположению рабочих мест указаны в ГОСТ 21 958—76, а к расположению элемен­тов рабочего места — в ГОСТ 22 269—76.

В соответствии с Постановлением Госкомтруда (1982 г.) подъем тяжестей до высоты 1,5 м и перемещение их при чередований с другой работой в течение рабочей смены ограничивается 15 кг; подъем тяжестей на высоту более 1,5 м — 10 кг. Если работник в течение всей рабочей смены занимается только подъемом и перемещением тя­жестей, то масса грузов ограничивается 10 кг. Суммар­ная масса грузов, перемещаемых в течение рабочей сме-

ны, при этом не должна превышать 7 т, при перемеще­нии грузов на тежеясках вши в контейнерах — 15 т.

Максимальный разовый груз для мужчин составляет 50 кг, в том числе для грузчиков — 80 кг. Поднятие я перемещение груза кассой более 500 кг допускается толь­ко с помощью грузоподъемных машин ж устройств. Для женщин нормируемый груз уменьшается до 8 кг,

В основе умственной, деятельность или умствен­ного труда лежат восприятие, переработка информации и принятие решений. Вели информация: воспринимает­ся в основном зрительным и слуховым анализаторами, то переработка ее и принятие решений — функциями центральной нервной системы (ЦНС) с включением та­ких высших психических функций, как внимание, па­мять, воображение, мышление и т.п. Поэтому физиоло­гические сдвиги при умственном труде наблюдаются прежде всего в ЦНС Через ЦНС физиологические сдви­ги проявляются в работе других систем человека. Так, при умственной работе снижается уровень сахара в кро­ви, увеличивается содержание неорганического фосфо­ра, холестерина, креатина. Когда умственная работа свя­зана е нервно-эмоциональным напряжением, повыша­ется кровяное давление, учащается пульс до 115 ударов в минуту, увеличивается количества эритроцитов и т.д.

Если физическая работа характеризуется тяжестью, то умственная — напряженностью труда. Таким обра­зом, нарушение физиологических функций человечес­кого организма наблюдается как при физическом, так и при умственном труде.

При умственном труде происходит также нарушение психических функций: снижаются память, внимание, уровень мышления и др. Нарушение психических фун­кций возможно и при тяжелом физическом труде, а так­же при наличии в процессе деятельности неблагощшят-

ных гигиенических факторов среды. Например, при воз-* никновении шума с уровнем 100 дБ концентрация вни­мания сразу после воздействия шума уменьшается бо­лее чем на 30%.

Умственный труд подразделяется на три типа: сен­сорный, сенсомоторный и логический.

Труд сенсорного типа сводится к приему информа­ции, поступающей по одним каналам связи, и передаче ее практически в неизменном виде по другим каналам. Типичный пример труда подобного типа — работа теле­графиста. Основное качество такой работы — пропуск-. ная способность. Труд сенсомоторного типа заключа­ется в приеме информации и в выработке стандартного ответа. Характерный пример этого типа труда — отдель­ные этапы работы водителей транспорта, диспетчера и других работников. Труд логического типа заключает­ся в приеме информации, ее переработке и выработке нестандартных решений. Примерами такого труда яв­ляется работа в условиях аварии и других ситуациях, при выработке новой информации, отдельные этапы работы диспетчера и т.п.

При умственном труде логического типа большое зна­чение имеет процесс творческого мышления, позволяю­щий выбирать оптимальный вариант решения из ряда логически обусловленных вариантов. Поиск такого ре­шения основывается на сложных ассоциациях, связан­ных с опытом, знаниями, а также с особенностями не­рвной системы.

Напряженность умственного труда зависит прежде всего от эмоционального напряжения, от тех требова­ний, которые предъявляют к психическим функциям, а также к органам слуха, зрения и другим анализаторам. Таким образом, напряженность умственного труда зави­сит от числа и объема важных наблюдений, логических

решений, эмоциональных воздействий и т.д., а также от наличия риска при дефиците времени.

Как правило, умственный труд сочетается с понижен­ной мышечной активностью — гипокинезией, которая так же вредна, как и чрезмерно высокая мышечная актив­ность. Гипокинезия вызывает заболевание под названи­ем ^гиподинамия» — нарушение функций опорно-двига­тельного аппарата, кровообращения, дыхания, пищева­рения, связанных с пониженной мышечной активностью.

При высокой напряженности умственного труда стра­дает психика человека, возникают нервно-психические заболевания. Эти заболевания часто выводят из строя операторов и диспетчеров автоматизированных систем управления уже к 40 — 45 годам. Ранняя утрата трудо­способности работниками приводит к большим эконо­мическим потерям общества.

В случае предъявления повышенных психофизиоло­гических требований к деятельности при приеме на ра­боту рекомендуется проводить профессиональный отбор. Обычно он сводится к медицинскому осмотру, но к не­которым операторским профессиям {бурильщик глубо­ких скважин, летчик и др.) существуют специальные психологические тесты. При этом выявляются такие личностные качества, как память, быстрота мышления, внимание и др. Например, для исследования восприя­тия и памяти применяют тахистоскопы, корректирую­щие пробы в виде тестов Бурдона, колец Ландольта, таблиц Анфимова а др. С целью изучения функциональ­ного состояния ЦНС используют рефлектометры, реф-лексометры, приборы для изучения эмоциональных ре­акций и др. Для улучшения психологических качеств личности широко используют тренажеры, специальные стенды и другое оборудование, позволяющее имитиро­вать основное психологическое содержание деятельное ти человека. Это способствует усвоению практических навыков, позволяющих предотвратить ошибки, авария и несчастные случаи в процессе трудовой деятельности, связанной с повышенной ее напряженностью.

В ходе выполнения физической и умственной, работы в зависимости от величины нагрузки, состояния внеш­ней среды и здоровья человека может развиваться со­стояние пониженной работоспособности, которое объек­тивно оценивается как утомление, а субъективно вос­принимается как возникновение чувства усталости.

Ухудшение качественных показателей работоспособ­ности в связи с утомлением проявляется не только в снижении производительности труда, но и в наруше­нии координации движений, в появлении брака, воз­никновении аварий, несчастных случаев. Утомление представляет обратимый физиологический процесс при наличии отдыха. Если утомление не компенсируется отдыхом, то оно переходит в более стойкое состояние — переутомление, которое рассматривается уже как забо­левание, требующее длительного, иногда до нескольких месяцев, лечения.

В результате утомления, а также биологических рит­мов человека наблюдаются закономерные фазовые из­менения его работоспособности в течение рабочего дня, суток, недели и даже года, что позволяет планировать наиболее тяжелые и напряженные, опасные и ответствен^ ные работы на периоды максимальной работоспособнос­ти. Так, в течение рабочей смены максимальная рабо­тоспособность начинается после 1,0—1,5 ч от начала ра­боты и затем, если человек работает без отдыха, рабо­тоспособность снижается. В течение суток особенно низ­кая работоспособность наблюдается в период •биологи­ческой ночи» {с 1 до 4 ч ночи). Работоспособность сни­жается также к концу недели. Самая низкая работоспо-

собность в течение года в августе. Если леток в начале смены в районе Заполярья ошибки в работе составляют 22%, в конце — 45%, то зимой их количество увеличи­вается соответствеино до 20 и 52%.

Для профилактики утомления предусмотрены техни­ческие, медико-биологические и организационные ме­роприятия: механизация н автоматизация трудоемких работ, сокращение продолжительности рабочего дня на тяжелых и вредных работах, медицинское освидетель­ствование лиц, работающих в неблагоприятных услови­ях, применение рационального режима труда и отдыха и т.п. Наиболее существенная мера — установление ра­ционального режима труда и отдыха: перерывы в тече­ние рабочего дня, межсменный, еженедельный отдых и очередной отпуск. Все виды отдыха регламентируются трудовым законодательством.

Показатель утомления определяется по формуле

где Ит —- интегральный показатель тяжести физического и умственного труда, который зависят от биологически значи­мых факторов (неблагоприятных и экстремальных), т. е. та­ких, которые по 6-балльной оценке оцениваются по специаль­ному классификатору в 3 балла я более.

Оценка факторов производится по критериям, разра­ботанным НИИ труда.

По интегральному показателю определяется катего­рия тяжести труда по гигиенической характеристике. При этом различают шесть категорий тяжести труда: I — комфортные условия, относящиеся к оптимальным (1-й класс), II категория — нормальные или допусти-мые(2-й класс), Ш, IV, V — неблагоприятные (3-й класс), VI — экстремальные (4-й класс). Так, труд слесаря, элек-

тромонтера относится к IV категории, машиниста холо­дильных установок, слесаря по ремонту подвижного со­става — к V, аппаратчика сушки, регенерации хими­ческого производства — к VI категории.

По показателю утомления рассчитывается время Т оплачиваемого отдыха в течение рабочей смены, необ­ходимого для снижения утомления (мин):

Оптимальная продолжительность перерыва в течение рабочей смены, по рекомендациям НИИ труда, составля­ет от 7 до 15 мин, поэтому рассчитанное время на регла­ментируемый перерыв, превышающее 15 мин, разбива­ется на несколько перерывов. Первый перерыв на отдых целесообразно устанавливать после 2 ч от начала работы, но не позже 2,5 ч. После обеда утомление значительно усиливается, поэтому время на отдых рекомендуется рас­пределять так: 30—35% — в первой половине смены и 65—70% — во второй. При этом во второй половине ра­бочей смены первый перерыв целесообразно устанавли­вать через 1 ч с начала работы, но не позже 1,5 ч. После­дний перерыв на компенсирующий отдых не следует ус­танавливать позже 1,0—1,5 ч до окончания смены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: