Факторы и условия труда

Качество жизни человека определяется прежде всего качеством среды обитания. При этом одним из критери­ев качества среды обитания всегда была безопасность.

Ввиду сложности и многогранности деятельности че­ловека сложны и многообразны ее условия. Изучением, совершенствованием и оптимизацией условий труда за-

нимаются экономисты, психологи, социологи, гигиенис­ты и инженеры. Каждый из них рассматривает условия Труда со своих позиций, преследуя конкретные цели: повышение производительности труда; улучшение управ­ления производством или машинами, совершенствование организации труда, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и т.д. Это при­вело к возникновению самых разных классификаций ус­ловий труда, их элементов и факторов. Для выявления всех элементов, составляющих условия любой деятель­ности человека, необходимы филоеофско-методологичес-кий и системный подходы, выявляющие как внутрен­нюю, так и внешнюю среду обитания. Внутренняя сре­да определяется элементами, с которыми непосредствен­но связана деятельность человека. Внешняя среда обита­ния в широком смысле — это экосистема или биосфера, включающая в себя и физическую материальную, и со­циальную среды. Таким образом, по материальной сущ­ности внешнюю среду обитания человека в широком смыс­ле (наговем ее макросредой) можно представить прежде всего в виде взаимосвязанных и взаимоэависящих эле­ментов: «Физическая среда — социальная среда» или «Ма­териально-вещественная среда — общественная среда». В. И. Вернадский в гениальном труде «Размышле­ния натуралиста» высказал мысль о том, что «логика естествознания в своих основах теснейшим образом свя­зана с геологической оболочкой, где проявляется разум человека, т.е. связана глубоко и неразрывно с биосфе­рой». Удивительное по своей широте мировоззрение В. И. Вернадского поднимается на гениальную высоту в осознании геологической роли человеческого разума, приведшего к преобразованию биосферы в сферу вселен­ского разума — ноосферу. Ноосфера — это биосфера, переработанная научной мыслью, новое геологическое

явление на нашей Планете. Конкретным проявлением ноосферы в нашем повседневном мире являются много­численные пярапсихологнческие явления, связанные с так называемый информационным нолей. Этот термин заменил издревле существующее понятие Всемирного разума. Каждый человек в меру своего интеллектуаль­ного и прежде всего духовного развития имеет тесный контакт с информационным полем своего уровня. Чело­век космичея по своей сути, и существует масса доказа­тельств его синхронизации как с ближним космосом — Солнцем, Луной и другими планетами Солнечной систе­мы, так и дальним; и наши известные биоритмы пред­ставляют собой не что иное, как космические биения.

В основу классификации физической среды положена схема, предложенная гигиенистом С. И. Каплуном еще в конце 20-х годов XX века. Однако она отражает только биологически значимые (гигиенические) элементы (из­лучения, шум, пыль и т. д.), а также физические и эмо­циональные нагрузки, которые получили название соот­ветственно гигиенических и психофизиологических. Они служат причиной заболевания человека либо снижения его работоспособности. Вместе с тем с точки зрения охра­ны труда к физической среде следует относить в те эле­менты, которые вызывают несчастные случаи, аварии, пожары и другие нежелательные явления, наносящие вред или ущерб: предметы, средства и продукты труда, а так­же природные элементы. Последние включают в себя гео-графо-яандшафтные объекты (осыпи, скалы, ледники, реки н т. п.), стихийные природные (ветер, землетрясе­ние, молния и т. п.), горные (внезапные выделения газа из горных пород, обвалы и т. д.) процессы и явления. Природные элементы часто способствуют производствен­ному травматизму и профессиональной заболеваемости в горной промышленности, строительстве, геологии и др.

Социальная среда обусловлена прежде всего личност­ными и общественными (экономическими, организаци­онными, управленческими и т. д.) отношениями.

С другой сторовы, по генезису (от гр. genes — рожде­ние) среду обитания человека можно представить состо­ящей из природной среды и искусственной (антропоген­ной}: производственной, или трудовой, и бытовой, ко­торые взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Природная среда включает в основном геофизичес­кие (от гр. ge — Земля), гелиофизические (от гр. heiios — Солнце) и космофнзические элементы.

Геофизические элементы — это физические элемен­ты атмосферы, литосферы и гидросферы, а также грави­тационные и электромагнитные силы Земли.

Гелиофизические элементы определяются деятельно­стью Солнца. Среди них мы выделяем такие элементы, как различные солнечные излучения, влияющие на ме­теорологические условия, фотоперводичность (смена дня и ночи), сезонная изменчивость, солнечное тяготение ж другие энергетические силы Солнца. К космофизичее-ким элементам относятся коемнчеекке излучения в энер­гетические силы планет.

Совместное действие на человека энергетических сил Земли, Солнца и других планет резко возрастает, когда планеты находятся на одной линия. При «том увеличи­ваются прилнвообразующие силы, в 2—3 раза чащ»про­исходят землетрясения и извержения вулканов и т. п. При повышенном воздействии на человека энергетичес­ких сил планет увеличивается объем перекачиваемой сердцем крови, повышается артериальное давление, уси­ливается интенсивность секреции гормонов.

Производственная (трудовая) среда состоит из эле­ментов, которые, в свою очередь, составляют природ­ные, а также производственно-технические и произвол-

ственно-гигиенические условия, производственный быт и производственно-социальные (производственные социо­культурные) условия.

Производственно-технические условия включают в себя такие элементы, как техника, технология, исполь­зуемые материалы и сырье, продукты деятельности (це­левые и побочные). Продуктом деятельности человека можно считать и полученную информацию.

Производственно-гигиенические условия определяют­ся биологически значимыми элементами: гигиеничес­кими {элементы микроклимата, пыль, газы, шум, виб­рация, излучения) и психофизиологическими (физичес­кая и умственная нагрузка, сменность работ, монотон­ность труда и т.д.).

Производственный быт определяется наличием са-витарно-технических систем (вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации и др.). бытовых помеще­ний (душевых, гардеробных, саун, помещений для ох­лаждения или обогрева работников, хранения, сушки, очистки и ремонта спецодежды и обуви, личной гигие­ны женщин, маникюрных и др.), специальных вспомо­гательных помещений (фляговых, ламповых, аккуму­ляторных, респираторных, фотариев и т.п.) и санитар-но-бытовых устройств (водяных и воздушных душей, ус­тройств для обеспыливания спецодежды, питьевого во­доснабжения й т.д.). К характеристикам производствен­ного быта можно также отнести чистоту и эстетизацию производственных, бытовых и вспомогательных поме­щений, а также территории'предприятия.

Производственная социокультурная, или производ­ственно-социальная, среда определяется наличием за­конодательных актов по ОТ, ООС, ГО; состоянием уп- ■ равления безопасностью, т. е. состоянием организаций, планирования, контроля, анализа, оценки состояния

охраны труда, стимулирования за работу по охране тру­да, обучения по вопросам безопасности на предприятии и организации труда и отдыха. К производственно-со­циальной среде можно отнести также содержательность и мотивацию труда; психологическую устойчивость пер­сонала (участников труда), выраженную в отрицатель­ном отношении к нарушителям правил и норм безопас­ности труда; личностные качества персонала (отноше­ние к дисциплине труда, общеобразовательную и про­фессиональную культуру, действие или бездействие лиц, создающие угрозу жизни и здоровью других и т. д.); социальное страхование и социальное обеспечение в слу­чаях производственного травматизма и заболеваемости; наличие или отсутствие льгот и компенсаций за вред­ные, опасные и тяжелые условия труда и т.п.

Производственная социокультурная среда зависит прежде всего от состояния государственно-правовой сре­ды: наличия законодательных актов по безопасности, типа государственного строя, политической стабильнос­ти в стране и т. п., а также активности в решении про­блем безопасности самих трудящихся.

Элементы условий труда в действии преобразуются в факторы, воздействующие на человека непосредственно или причинно, или вызывающие производственные аварии. Классифицировать эти факторы мы можем так же, как и среду обитания, по материальной сущности и генезису, сферам изучения и т. д. Поэтому прежде всего мы можем выделить материальные и общественные, природные и искусственные (техногенные и социогенные) факторы. При этом природная среда формирует биогенные (связанные с живой природой) и абиогенные факторы. Биогенные фак­торы вызывают эпидемиологические и другие заболева­ния человека. Абиогенные факторы могут вызывать как заболевания, так и производственные аварии.

В настоящее время перечень непосредственно дей­ствующих негативных природных и техногенных фак­торов значителен и насчитывает более 100 видов. Без­условно, производственная среда является основным ге­нератором таких факторов. Наряду с природными и тех­ногенными непосредственно действующими негативны­ми факторами следуем выявлять и социогенные, опре­деляемые свойствами личности и общественными от­ношениями. Социальные факторы, как правило, явля­ются причинными.

Кроме указанных признаков для классификации фак­торов можно использовать в другие: по сфере изучения, природной сущности, опасности воздействия, времени проявления.

Государственный стандарт (ГОСТ 12.0.003—74*) вы-_ деляет следующие группы вредных и опасных произ­водственных факторов: физические, химические, био­логические и психофизиологические. Эту классифика­цию можно представить как классификацию по при­родной сущности. Однако следует отметить, что данный стандарт охватывает в основном материальво-веществеа-ные факторы без учета причинных социогенных факто­ров. К последним можно отнести не только правовые, экономические, управленческие и другие факторы, но и информационные. Научная информация может вызвать как радость, хорошее настроение, так и противополож­ные реакции: угнетение, тревогу, беспокойство и т.д. Такие негативные реакции могут приводить к нежела­тельным последствиям.

По опасности воздействия факторы различаются на опасные, вызывающие травму либо резкое ухудшение состояния здоровья человека, а также аварии, катастро­фы и другие катаклизмы; вредные, являющиеся причи­ной заболевания или снижения работоспособности, и

благоприятные, способствующие созданию хорошего настроения и повышения работоспособности.

По времени проявления отрицательного последствия опасности (факторы) делятся на импульсные и кумуля­тивные.

Вредные и опасные факторы (опасности) часто носят потенциальный, т.е. скрытый, характер. Поэтому необ­ходимо их своевременно идентифицировать: выявлять и устанавливать количественные, временные, простран­ственные и иные характеристики, необходимые и дос­таточные для разработки профилактических и оператив­ных мероприятий, направленных на обеспечение безо­пасной жизнедеятельности.

Многие десятилетия проблему безопасности разреша­ли в основном техническими средствами, за счет созда­ния более безопасной техники, более совершенных ин­дивидуальных в коллективных средств защиты. В по­следние годы все большее внимание уделяется соци­альным факторам, в том числе управленческим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: