Под впечатлением своей поездки на Кавказ в 1916 г. Бальмонт написал стихотворение «Клич зурны», которое сохраняет актуальность и сегодня

Армения и Грузия – вы гроздья

Одной красивой ветви на земле.

Для вас одни горят на небе звезды…

В Тбилиси Бальмонт выступал с лекциями об армянской поэзии, его связывала личная дружба с Ов.Туманяном, которому он посвятил трогательное стихотворение, а в 1923 году в Париже принял участие в траурном вечере, посвященном Ов.Туманяну, на котором выступил с воспоминаниями.

Как видим, деятельность Бальмонта была весьма разносторонней, он сыграл большую роль в русской поэзии начала ХХ века; внес в русскую поэзию тематическую новизну, новую интенсивность восприятия, некоторые его стихи напоминают импрессионистские зарисовки, в них ощущаются отдельные мазки, которые создают целостное произведение. Поэт ввел новые ритмы, новую фактуру стиха, присущее ему обилие аллитераций стало характерной особенностью русской поэзии. Сейчас, когда происходит переосмысление репутаций многих русских писателей и поэтов, хотелось бы, чтобы и имя Бальмонта получило новые перспективы изучения.

В.БРЮСОВ – ГЛАВА РУССКОГО СИМВОЛИЗМА. – ПОЭЗИЯ А.БЛОКА

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)

Поэт родился в Москве, где прошла вся его жизнь. Дед по отцу был крепостным, разбогател на торговле, отец жил на ренту, семья была демократических взглядов. Поэт закончил московский университет. С 1892 года увлекся французскими символистами. С этого момента литературные занятия Брюсова обрели новый смысл, он делает известную запись в «Дневнике»: «будущее принадлежит декаденству, оно – путеводная звезда в тумане». В 1894 году выходит первый сборник «Русские символисты», почти все написано Брюсовым и его друзьями, многое подписано псевдонимами, поэт любил мистификации (у него 33 псевдонима). Стихи вызвали переполох в прессе, все их ругали, пародировали. В первом же выступлении Брюсова заявлены два творческих принципа: сотворение особого поэтического мира и неполная определенность изображаемого. Оба принципа сыграли важную роль в поэтике символизма.

Подобные опыты творчества «от чужого лица» характерны и для Брюсова и для символистов, это явление гетерономии – многоименности. И первый, и следующие (II и III) сборники «Русских символистов» включают стихи, нарушающие привычные представления о свойствах предметов и явлений. Особенно часто интерпретировалось стихотворение «Творчество» и однострок «О закрой свои бледные ноги».

Следующие сборники – «Шедевры», «Это – я» стали авторскими, имели несколько изданий. В них много экзотики, действие происходит не в современном автору мире, а перенесено в прошлое, события заведомо отделены от автора. Книга «Это – я» была завершена летом 1896 года, которое автор провел в Пятигорске, в ее стихах много импрессионизма, зыбкости, неуловимости. Считается, что книга «Третья стража» (1900) открывает новый этап творчества Брюсова, эта книга открывает ХХ век, в ней – много новых тем: история и современный город, активный интерес к другим характерам и судьбам, меньше экзотики – «Задача нового искусства – даровать творчеству полную свободу». Впервые книга стихов представлена как единое целое, введено деление на разделы. «Любимцы веков» включают 23 стихотворения и три поэмы; эти стихи – прославляют исторических деятелей, персонажей мифов, безымянных героев (халдейский пастух, египетский жрец...). Цикл «Город» представляет «город» вообще, его «певучие шумы», декларирует любовь к современной городской жизни; здесь есть и отдельные зарисовки Москвы. «Urbi et Orbi» (1903) – новый тип структуры книги, отделы выделены по жанровому признаку – от древности до «Последнего дня» челвоечества. Цикл «Песни» представляет имитацию городского фольклора. Обращение к всемирной истории и соединение с мифом у Брюсова не прием, а ключевой принцип его творчества, историзм Брюсова генетически связан с мифом. Он руководствуется историко-филологическим принципом – в стихах отображена не история, а предание о ней, история, соединенная с мифом. Многообразны темы этого сборника – любовь, природа, город, техническое и научное творчество, образы деятелей прошлого, лирические посвящения «собратьям по перу». «Венок» (1906) считается вершиной брюсовской поэзии, отделы в книге выделены не по жанровому, а по тематическому приципу. Стихи о современности и интимные переживания представлены в едином сплаве. События в России начала века (русско-японская война, революция) отразились в отдельных циклах. Представлены и циклы о природе Севера, овеянные лирическим восприятием автора. Город предстает в двух основных планах – не только социальном, но и филоаофски-историческом. В «Каменщике» акцентирован момент несвободы. особую страницу представляют гимны городам мира – Парижу, Венеции, Петербургу и др. 1904-1909 годы Брюсов руководил изданием самого крупного символистского журнала – «Весы».

С 1907 года издаются и прозаические произведения Брюсова – «Земная ось» (сборник рассказов), роман «Огненный ангел» (Германия 16 века), роман «Алтарь победы», отдельные повести и рассказы.

Год – распад символизма, закрытие «Весов», в 1910-1914 годах Брюсов работает в журнале «Русская мысль». В эти годы поэт издает и несколько новых поэтических сборников: «Все напевы», «Зеркало теней», необычный замысел «Сны человечества» (стилизация в духе поэзии всех времен и народов) занимает его внимание много лет.

В 1914-1915 годах Брюсов – военный корреспондет на фронте, его стихи о Польше. 1916 год – сборник «Семь цветов радуги», тематика – современная война, современность, в книге есть и цветовое деление на циклы, но цветовые циклы не имеют определенной значимости.

Летом 1915 года Брюсов вернулся в Москву, разочарованный войной. В июне 1915 года – встреча с представителями Московского армянского Комитета и предложение возглавить работу над сборником армянской поэзии. Поэт серьезно увлекся армянской поэзией, армянской историей, был в Закавказье с чтением лекций об армянской поэзии. В августе 1916 года вышла антология «поэзия Армении», где более 70% переводов принадлежат поэту. Брюсовым написано и предисловие к антологии, которое представляет первую историю армянской поэзии на русском языке. Высоко оценен и труд Брюсова «Летопись исторических судеб армянского народа». Переписка с армянскими поэтами, стихи и статьи об Армении, отзывы армянских писателей представлены в книге: «Брюсов и Армения». В 2-х томах, Ереван, 1988.

После революции поэт остался в Советской России, напечатал несколько сборников стихов, считается создателем «научной поэзии». Его перу принадлежит многочисленные статьи о пролетарской поэзии. Создал и возглавил «Литературный институт», скончался в Москве в 1924 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: