double arrow

ОСОБОЕ МЕСТО В.ХОДАСЕВИЧА


Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев. 1880-1934)

Писатель родился в семье знаменитого Московского профессора математики МГУ, мать – пианистка. Вначале юноша ориентировался на естественные науки, но постепенно интересы смещаются, его друг Сергей Соловьев был из семьи известного интеллигента-философа Владимира Соловьева. Именно здесь будущему писателю придумали псевдоним – А.Белый, т.е. священный, утешительный цвет, слияние всех цветов. У него были необыкновенного цвета глаза, он летал, а не ходил, запрокинув назад голову со светлыми кудрями, он себя называл «сын эфира». В 1900 году студент МГУ Борис Бугаев решил стать писателем. В кругу московских символистов Белый развивал и отстаивал концепцию религиозно-философского, теургического символизма, направленного на преображение бытия. Белый – поэт-мифотворец, был убежден, что жизнь и искусство должны слиться воедино. Он выстроил триаду, синтезирующую все уровни деятельности художника-теурга: мифотворчество-словотворчество-жизнетворчество. Он стремился к обновлению синтаксиса, синтезу поэзии и музыки. Как пример этому слиянию обычно называют его четыре симфонии (1902-1908) – их цель созерцание тайны мира – Вечной Женственности. Симфонии – это попытка дать синтез приемов поэзии, прозы, музыки, которую Белый понимал как мироздание, везде ритм образов, ритм смысла, сразу развивается несколько тем, написаны ритмизованной прозой, нет единого повествования, отдельные сцены составляют содержание. В 1903 году Белый организовал кружок «Аргонавты» (Арго, золотое руно), поиск «золотого руна» истины в океане искусства, членов кружка сближает чувство одиночества в мире:




Сирый, убогий в пустыне бреду,

Все себе кров не найду.

(1900 г.)

Первый сборник «Золото в лазури» (1904) здесь подчеркнутая связь с романтической, бальмонтовской линией русского символизма. Это и метафора – символ солнца, заключенное в названии (солнце на голубом небе), и лейтмотивы солнца в стихах (ананас), насыщенность всех образов золотыми красками (златосветный, золотея), прямое обращение к Бальмонту в первых же стихах сборника, очень много стихов-посвящений: Вл.Соловьеву, Мережковскому, Блоку, Брюсову. Общий мотив книги – мотив «возлюбленной» Вечности:

Образ возлюбленной – Вечности –

Встретил меня на горах.

Сердце в беспечности

Гул, прозвучавший в веках.

В жизни загубленной

Образ возлюбленной,

Образ возлюбленной – Вечности







Сейчас читают про: