В сборнике много стилизаций (18 век с условными картинками из жизни вельмож), много филосиофских раздумий, эксперименты с преданиями, сказками, мифами (кентавры, фавны, гномы, великаны), есть и стихотворения религиозно-философской окраски:
Опять с несказанным волненьем
Я ждал появленья Христа.
Всю жизнь меня жгла нетерпеньем
Старинная эта мечта.
Многим стихам присуща сказочность, романтичность волшебной страны. В стихотворении «На горах» к герою на утес притащился горбун седовласый, который из подземных теплиц принес ему ананасы:
Голосил низким басом,
В небеса запустил ананасом.
Поэт хочет найти золотой поток, но чаще свет оказывается где-то вдали –
Опять горизонт золотой
Подернулся дымкой багровой,
но поэт верит «золотому блеску», ждет осуществления своей мечты, ведь он – «Любил только звон колокольный / И – закат». Поэт верит, что за солнцем можно отправиться подобно аргонавтам: «За солнцем, / За солнцем, свободу любя, / Умчимся в эфир / Голубой!»
|
|
Но такая оптимистическая направленность стихов оказалась неоправданной. Заявленное изначально ожидание света, Солнца, Вечной Женственности не реализовалось, поэт не находит практического пути к новому, он не знает, есть ли конец этому пути:
Я вновь один в своей пещере горной,
Над головой полет столетий быстрый.
Все первоначальные темы сгорают, оставляя после себя лишь «Пепел» – так называется поэтический сборник (1909). Разочарование в прежних истинах переводит взгляд поэта с Вечности на землю, здесь поэт ориентируется на демократическую гражданскую поэзию. Книга «Пепел» посвящена памяти Н.А.Некрасова, в ней много скрытых цитат из Некрасова, аллюзий, он вслед за Некрасовым едет по железной дороге, превращается в странника. Поэт воссоздает доступные ему картины народной жизни, ориентируется на интонации народных песен, танцевальных ритмов: «Арестанты», «Странники», «В полях» и т.д. Россия видится поэту убогой, ледяной и кем-то проклятой: «Там убогие стаи избенок, Там убогие стаи людей».
Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой –
Мать Россия, о, родина, злая,
Кто же так подшутил над тобой?
(Родина, 1908)
В «Пепле» можно выделить и тему Города, который изображен как «всклоченный бродяга», от ужасов которого убегает поэт: «За мной грохочущий город / На склоне палящего дня». Если до создания «Пепла» Белый – пророк, теург, которому так и не удалось стать аргонавтом, то в «Пепле» – он беглец, которому не удалось войти в мир народной жизни, это хождение привело к разочарованию:
Над страной моей родною