Россия, нищая Россия

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви.

Поэт хочет до конца пройти путь вместе с родиной.

Русь моя, вместе ль нам маяться

Царь, да Сибирь, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Современникам была близка поэзия Блока и особенно его основной лейтмотив – Родина и Прекрасная Дама, в ее многочисленных ликах. Поэт угадал что-то особенное, глубинное, спрятанное в русской душе – ее антиномичность – свободу, переходящую в мятеж и грабеж, и возвышенную любовь, заканчивающуюся кощунством. Сам Блок в конце жизни сказал о России трагические слова:

Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью.

Блок глубже всех символистов вскрыл противоречия символистского метода и способа мышления – противоборство в душе художника двух начал – божественного и демонического. Все эти противоречия в видении поэтом современной действительности отразились в цикле «Страшный мир». Тема «страшного мира» – сквозная блоковская тема, характерная в той или иной мере и для других писателей серебряного века. Было бы примитивно трактовать ее лишь как тему обличения буржуазной действительности, где «богатый зол и рад», а страдающий бедняк обречен на гибель. Это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира», главное, что человек, живущий в страшном мире, испытывает на себе его воздействие. при этом в первую очередь страдают нравственные ценности, губительные страсти овладевают людьми. Лирический герой Блока переживает состояние собственной греховности, безверия, смертельной усталости. Законы «страшного мира» проибретают космический размах:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит на нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

Мысль о роковом круговороте жизни, о его безысходности выражена в широко известном 8-стишье:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешью начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь;

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Этому способствует его кольцевая композиция, гипербола: умрешь – начнешь опять сначала, необычные эпитеты.

Влияние страшного мира ощущается и в известном стихотворении «На железной дороге». В нем тоже немало бытовых деталей, что дало повод считать его реалистическим. Важен образ героини – кто она? Она раздавлена – «любовью, грязью или колесами», – все больно – «красивая, молодая», в цветном платке – узорный плат был и у женщины в образе России.

Важное значение в творчестве Блока играет поэма «Возмездие», начатая в 1910 году, она не завершена, в центре ее история жизни предков Блока (действие начинается в 70-е годы 19 века), изображение многих исторических событий, поэма доведена до смерти в Варшаве отца поэта. Слово «возмездие» у поэта – не наказание за преступление, это нравственная категория, осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Герой не находит места в жизни, его преследует душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Используя автобиографический материал, поэт хотел показать жизнь четырех поколений одного рода, в ней выразил свое творческое кредо и цель творчества:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: