Индивидуальное развитие как последовательность системогенезов

При научении происходит экспрессия «ранних» и затем «поздних» генов, веду­щая к изменению структуры нейрона (см. раздел 2.2.6.8.) и лежащая по всей видимости в основе процесса формиро­вания специализации нейрона. Если при­нять, что при формировании новой спе­циализации нейронов в процессе науче­ния (системогенеза) новому поведению используется очередной, новый вариант реализации данного индивидуального ге­нома, то с позиций высказанных сообра­жений индивидуальное развитие может быть представлено как последователь­ность системогенезов и «актуализация» генома, связанная с системогенезами.

Если сопоставить становление сис­темной специализации нейрона в про­цессе научения с формированием вто­ричного ассортимента по Дж. Эдельма-ну, то формирование первичного может быть рассмотрено как образование «Афеспециализации» нейронов в процес­се раннего онтогенеза. По-видимому, преспециализация нейронов, предназ­наченных для древних систем видоспе-цифических актов, сравнительно жест­ко детерминирует, относительно како­го конкретного акта они будут специа­лизированы при научении.

Значительно менее ясно, на каком «языке» «написана» преспециализация


72 2. Психофизиология


нейронов, предназначенных для форми­рования индивидуально специфического поведения у взрослого индивида. Предпо­ложим, если один экспериментатор учит животное нажимать на педаль для полу­чения пищи, он обнаруживает нейроны, специализированные относительно сис­темы этого акта. Другие после обучения животного потягиванию зубами кольца или замыканию контакта на стенке экс­периментальной клетки нажатием на кнопку носом находят нейроны, специ­ализированные относительно систем этих актов. Нельзя думать, что все эти и другие акты, которые может придумать экспериментатор, «поименованы» преспециализацией. Скорее, говоря об инди­видуально специфических актах, следует полагать, что отдельные группы преспециализаций предназначаются для после­довательных стадий индивидуального развития на протяжении всей жизни. И язык индивидуально специфических преспециализаций есть язык стадий, отвле­ченный от их конкретного индивидуаль­но специфического содержания.

В психологической литературе име­ются попытки периодизации развития структуры личности, в том числе лично­сти взрослого человека. Так, Э. Эриксон выделяет универсальные для человечества периоды (с 20 лет до смерти): ранней, сред­ней и поздней зрелости, полагая, что эти периоды представляют собой эпигенети­ческое развертывание наследуемого гене­тически «плана личности». Эти периоды включают, конечно, множество стадий, подчеркивая их некоторую общую харак­теристику. Выделить и описать все эти стадии пока невозможно. Но представля­ется логичным думать, что эти стадии мо­гут быть описаны через число пройден­ных индивидуально специфических систе-могенезов, общее число сформирован­ных систем и характер отношений (оппо-нентность, синергия и т.п), сложивших­ся между системами и их группами и ха­рактеризующих структуру индивидуаль­ного опыта на данной стадии.

По-видимому, имеется определен­ная, но не однозначная корреляция но-


мера стадии и возраста индивида (у раз­ных индивидов скорости развертывания стадий, темпы индивидуального развития могут различаться (СВ. Емельянов); см. также раздел 2.2.7.14), степени удаленно­сти формируемого поведения от консумматорного акта и т.д. «Вписать» данную систему в структуру, содержащую на данном этапе индивидуального развития п взаимосвязанных систем, и в структу­ру, содержащую на более позднем этапе 100 п систем — разные задачи. Скорее всего, для этого нужны нейроны с раз­ными свойствами (разными преспециали-зациями), с разными морфологическими связями. Эти различия свойств и связей могут быть одним из ключевых факто­ров, обусловливающих различия мозго­вого обеспечения «одного и того же» по­ведения, формируемого на ранних и по­здних стадиях индивидуального развития, что выявляется как у животных при ре­гистрации активности нейронов, так и у людей в экспериментах с картированием мозга. Так, при изучении активности от­дельных структур мозга, вовлекающихся в обеспечение решения вновь освоенной экспериментальной задачи зрительной дискриминации, обнаруживается, что у молодых и пожилых испытуемых при ре­шении данной задачи с одинаковой эф­фективностью согласованно активиру­ются разные наборы структур.

Изучение и сравнение (в том числе и межвидовое) «языков» видоспецифи-ческих и индивидуально специфических преспециализаций представляется чрез­вычайно перспективной задачей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: