Дополненное

УРОКИ

ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

Для студентов младших курсов

Неспециализированных факультетов

Издание четвертое,

дополненное

КРАСНОЯРСК 2007

ББК 81. 2 Лат

У71

Составитель:

С.В. Клесова, ст. препод. каф. франц. языка

Ответственный за выпуск:

Т.Г. Игнатьева, д-р филолог. н., профессор

Рецензент:

О.В. Финогенко, ст. препод. каф. франц. языка

У 71 Уроки латинского языка: пособие для студентов младших курсов неспециализированных факультетов. Издание четвертое, дополненное. – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2007. – 96 с.

Приведены разработки 20 уроков латинского языка для студентов младших курсов, даются основные сведения о грамматике латинского языка, упражнения, тексты, сентенции и краткий латинско-русский словарь.

ББК 81. 2 Лат

С Красноярский

государственный

педагогический

университет

им. В.П. Астафьева, 2007

Немного о латыни

Классическая латынь, являясь языком мертвым, во многом утратила свое первоначальное значение. На латинском языке не говорят, не пишут, нет такого народа, который бы мог назвать латинский язык своим родным языком. Однако интерес к изучению латыни не ослабевает, а, наоборот, возрастает. В чем же секрет?

К периоду классической латыни относят временной промежуток: от первых выступлений Цицерона (81 – 80 гг. до н.э.) до смерти Августа в 14 г. н.э. Этот период представлен блестящей плеядой авторов. В ораторской прозе, как было сказано выше, - это прежде всего Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.); в исторической прозе – Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.), Гай Саллюстий Крисп (86–35 гг. до н.э.), Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н. э.); самыми именитыми поэтами этого периода были: Тит Лукреций Кар (ок. 98 – ок. 35 гг. до н.э.), Гай Валерий Катулл (ок. 87 – ок. 54 гг. до н.э.), Публий Вергилий Марон (70 – 19 гг. до н.э.), Квинт Гораций Флакк (65 – 8 гг. до н.э.), Публий Овидий Назон (43 – 18 гг. до н.э.) В период правления Августа, когда творили не только названные здесь поэты, а также многие другие, такие, например, как Тибулл или Проперций, римская поэзия стала именоваться «золотой», а эпоха Августа получила название золотого века римской поэзии.

Кроме того, так называемая вульгарная (в значении народная) латынь явилась прародительницей многих современных языков, таких как итальянский, французский, португальский, молдавский и некоторых других. В современном русском языке огромный пласт лексики является заимствованием из латыни. В первую очередь, сюда относятся слова-термины из медицины, философии, права и т. д.

Латинский язык продолжает играть необыкновенно значимую роль в деле воспитания университетской молодежи. Все образованные люди знают, что такое «квинте сенция», «нота бене», «альма матер»; многие знают и поют «Гаудеамус» – застольную студенческую песню, написанную вагантами (средневековыми бродячими поэтами и певцами) в XIII веке, являющуюся сегодня неофициальным студенческим гимном. Таким образом, значение латинского языка для человека, интересующегося историей культуры и литературы стран Западной Европы, историей античности, другими иностранными языками, этимологией слов, необычайно велико.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: