По определению Б. П. Есипова, самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий.
Л. В. Жарова формулирует следующие характеристики самостоятельной деятельности учащихся:
¾ активное отношение ученика и наличие цели предстоящей работы;
¾ наличие определенной мотивации и осознании значимости выполняемой работы;
¾ большая концентрация внимания, напряженная сосредоточенность и активная мыслительная деятельность;
¾ самостоятельные предметные действия, которые ученик выполняет без помощи учителя;
¾ процессы саморегуляции, одним из характерных проявлений которых является самоконтроль;
¾ самостоятельная деятельность всегда завершается каким-либо результатом.
|
|
Организуя выполнение самостоятельной работы, преподаватель приучает детей к определённому порядку, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для выполнения, к четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенности и систематичности; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.
При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной деятельности; возрастные и индивидуальные особенности детей.
Целью самостоятельной работы в курсе ОБЖ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации. Основные требования к организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения курса ОБЖ таковы:¾ содержание и характер ее определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы, при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти (слуховая, зрительная, двигательная);
¾ важно предусматривать в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей;
¾ содержание заданий должно быть доступно учащимся. Это означает, что формулировка задания четка, лаконична, понятна ребенку; характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками;
|
|
¾ самостоятельной работе должна предшествовать тщательная подготовка, в которую входит разъяснение цели задания, способов и приемов его выполнения, последовательности действий, приемов поэтапного самоконтроля; каждому новому для ученика заданию обязательно предшествует отработка под руководством учителя умений и навыков, постепенно расширяющихся и усложняющихся;
¾ самостоятельная работа по курсу ОБЖ, кроме работ контрольного характера, требует непосредственного или опосредованного (с помощью памяток, указаний, предписаний) руководства.
¾ самостоятельная работа завершается проверкой правильности ее выполнения путем самоконтроля, контроля другим учеником (взаимоконтроля) или контроля учителем.
Планируя самостоятельную работу, учитель определяет:
¾ на каком этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа наиболее целесообразна;
¾ что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом;
¾ какими должны быть характер и форма задания;
¾ какие трудности могут возникнуть у школьника, и как их можно преодолеть;
¾ какова продолжительность работы;
¾ каков способ проверки ее выполнения.