double arrow

Конституция Никиты Муравьева


Это программный документ Северного общества декабристов. Н. Муравьев работал над ней в течение 1821-1825 г.г. Знакомство с ней поможет лучше понять политические взгляды декабристов.

При составлении Конституции Никита Муравьев изучил и использовал опыт Западной Европы, творчески его переработав. Он глубоко изучил и проанализировал и современную ему политическую литературу и сам написал несколько работ исторического характера: анализ «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, работ Суворова и других.

Рукописные тексты Конституции Муравьева и "Русской правды" Пестеля

Работая над Конституцией, Н. Муравьев постепенно отходил от республиканских воззрений и склонялся к идее конституционной монархии.

Вопрос о крепостном праве. Н. Муравьев объявлял освобождение крестьян, но земли помещиков оставлял за ними, т.е. крестьяне освобождались без земли. Однако в последнем варианте Конституции он под давлением других участников тайного общества ввел положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и еще по две десятины на двор в порядке общинного владения.




Имущественный ценз. Этот вопрос имел варианты, но окончательно автор Конституции остановился на общем цензе для избирателей – 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах, а избираемые на общественные должности должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления – волостного старшины – отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались «все граждане, без изъятия и различия». Для других выборных должностей ценз не только сохранялся, но и возрастал соответственно значимости должности, в некоторых случаях он доходил до 60 тысяч рублей серебром.

Избирательное право. По Конституции Н. Муравьева, его были лишены женщины. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через 20 лет после принятия Конституции предполагалось ввести требование грамотности: неграмотный лишался избирательных прав. Кочевники также не имели избирательного права.

Избирательное право крестьянина-общинника также было ограничено, т.к. он не являлся владельцем по Конституции Муравьева.

Крепостное право. Конституция Н. Муравьева отменяла крепостное право: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным».

Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом». «Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны». Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием «гражданин» или «русский».



Право собственности. Конституция Н. Муравьева утверждала право собственности, но это право относилось только к собственности вещи, но не к человеку: человек не может быть собственностью другого, а «право собственности, заключающее в себе одни вещи, – священно и неприкосновенно».

Военные поселения. По Конституции Никиты Муравьева, они должны были быть ликвидированы: «Военные поселения немедленно уничтожаются». Военные поселяне должны были перейти на положение казенных крестьян, а земля передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли (земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома) передавались во владение крестьянам.

«Табель о рангах», разделявшая военных и гражданских служащих на 14 классов, отменялась.

Национальные вопросы. Н. Муравьев выступал своей Конституцией против засилья иностранцев: «Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского». Понятие «русский» по Конституции не относилось непосредственно к национальности – оно означало гражданина Российского государства.



Патриотизм. «Каждый Русский обязан носить общественные повинности – повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон».

Конституционные свободы: свобода передвижений и занятий, свобода слова, печати и свобода вероисповеданий.

Судебная система. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.

Законодательная, исполнительная и судебная власти по Конституции Никиты Муравьева были разделены.

Верховным органом законодательной власти по Конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей. Народное вече должно было собираться 1 раз в год. Дума, по проекту Муравьева, должна состоять из 42 членов: в нее выбирались по три гражданина от каждой державы, два гражданина от Московской области и один — от Донской области. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора). Каждые два года переизбиралась одна треть членов Верховной думы. Принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто.

В державах также существовала двухпалатная система. Все должности в управлении государством были выборными. Судьи также были выборными.

Император – только «верховный чиновник российского правительства», законодательной власти император не имел. Это, конечно, было решительным отходом от неограниченной царской власти. Император, получая большое жалованье (8 млн. рублей в год), мог за свой счет содержать придворный штат. Зная из истории о дворцовых интригах, фаворитах и их влиянии на политику, Н. Муравьев считал необходимым придворных императора считать личной прислугой и лишить их избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского звания.

Российская федерация. Россию Никита Муравьев видел федеральным государством и, как Североамериканские Соединенные Штаты, она делилась на федеративные единицы, которые он называл державами.

Державы I. Ботническая II. Волховская III. Балтийская IV. Западная V. Днепровская VI. Черноморская VII. Кавказская VIII. Украинская IX. Заволжская X. Камская XI. Низовская XII. Обийская XIII. Ленская Московская область Донская   Столица Гельсингфорс Г. св. Петра Рига Вильно Смоленск Киев Тифлис Харьков Ярославль Казань Саратов Тобольск Иркутск Москва Черкасск  

Историки сходятся во мнении, что проект Конституции Никиты Муравьева, несмотря на дворянскую ограниченность, был прогрессивным для своего времени.

Но идеологическая направленность Северного общества была сложной, в ней боролись политические течения разных оттенков, не все члены общества были согласны с Конституцией Никиты Муравьева, к тому же многие из них по убеждению были республиканцами (К. Рылеев, А. и Н. Бестужевы).

«Русская правда» П.И. Пестеля

Полное название программного документа Южного общества декабристов Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления».

Члены Южного общества одобрили основные положения «Русской Правды» в 1823 году, а своё название документ получил в 1824 году. Пестель работал над документом 4 года. Из запланированных 10 глав написаны только 5.

Глава первая. О земельном пространстве.

Глава вторая. О племенах, Россию населяющих.

Глава третья. О сословиях, в России обитающих.

Глава четвёртая. О народе в политическом отношении.

Глава пятая. О народе в гражданском отношении.

Государственное устройство. Пестель являлся сторонником установления республики. Россию после свержения старой власти он представлял единым и неделимым государством.

· Вся страна делилась, по плану Пестеля, на 10 областей, состоящих из 5 округов (губерний). Округа, в свою очередь, делились на уезды (поветы), а те — на волости.

· Высшая законодательная власть должна была принадлежать однопалатному Народному вече в составе 500 человек.

· Исполнительная власть – Державная дума в составе 5 человек, избранных Народным вече на 5 лет (каждый год по одному человеку). Председателем был тот человек, который заседал в Думе последний год. Думе подчинялись все министерства.

· Высшую контрольную («блюстительную») власть предполагалось передать Верховному собору из 120 человек, куда пожизненно избирались самые уважаемые люди со всей страны.

· Распорядительную власть на местах получали областные, окружные, уездные и волостныенаместные собрания.

· Исполнительная власть на местах осуществлялась соответствующими наместными правлениями.

Крестьянский вопрос. Решительная отмена крепостного права, но половина пахотной земли, выполняющая социальную функцию, должна находиться в общинной собственности. Вторую половину земельного фонда предполагалось оставить в собственности помещиков. Помещичья земля могла сдаваться в аренду фермерам — «капиталистам земледельческого класса», которые должны были организовать на ней крупные товарные хозяйства с привлечением наёмного труда. Пестель объяснял свою мысль так: «Ещё хуже — отдать землю крестьянам. Здесь речь идёт <…> о капитале и просвещении, а крестьяне не имеют ни того, ни другого».

Для того времени проект Пестеля был достаточно радикальным. Пестель отдавал крестьянам половину всей обрабатываемой в государстве земли, таким образом значительно увеличивая крестьянское землепользование по сравнению с тем, чем крестьяне могли пользоваться при крепостном праве. Крестьянская реформа 1861 г., как известно, ещё отрезала от крестьянского землевладения одну пятую крестьянских земель (знаменитые «отрезки») и выселила крестьян «на песочки» (земельные наделы, выделявшиеся крестьянским семьям). В проекте Пестеля не было ничего подобного.

Аграрный проект Пестеля предполагал дать крестьянам значительно больше земли, чем дала спустя три десятилетия правительственная реформа. Таким образом, аграрный проект Пестеля был гораздо шире, чем реформа 1861 г., открывая возможность буржуазному развитию страны.

Гражданское право. Все проживающие на территории народы принимали название русский народ.

Однако в конституции намечались жесткие меры против «буйных» кавказских народов. «Русская правда» предлагала «разделить все сии кавказские народы на два разряда – мирные и буйные. Первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силою переселить во внутренность России, раздробив их малыми количествами по всем русским волостям». Пестель считал желательной и христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.

Отменялись сословия, оставалось одно сословие: граждане. Все были равны перед законом. Избирательным правом могли пользоваться только мужчины, достигшие возраста 20 лет. Провозглашались свободы: слова, печати, вероисповедования, а также занятий, собраний, передвижения. Личность и жилище объявлялись неприкосновенными. Суд должен быть равным для всех.

Особенностью «Русской правды» является ее направленность против самодержавия, поскольку сам Пестель был настолько непримиримым противником самодержавия, что даже воспоминание об этом хотел полностью уничтожить и в будущем своде законов запрещает даже упоминать о крепостническом и самодержавном прошлом. По проекту Пестеля, самодержавие в России должно быть уничтожено безвозвратно, а для этого надо физически уничтожить весь царствующий дом, иначе не исключена возможность его возврата.

«Русская правда» должна была действовать сразу же после восстания как основной закон, регламентирующий деятельность Временного правительства. Конституция Пестеля не была закончена, он продолжал над ней работать в 1825 г., когда был арестован в связи с подготовкой восстания. Однако успел ее спрятать перед арестом и передать братьям Крюковым, которые зарыли ее в землю. Но в результате следственного поиска она была найдена.

Программа П.И. Пестеля – наиболее демократическая программа декабристов.

Вопрос 32. Отмена крепостного права в России

Крестьянский вопрос в середине XIX в. стал первостепенной социально-политической проблемой в стране:

1) крепостное право тормозило процесс промышленного развития России;

2) крепостное право препятствовало преодолению военно-технической отсталости страны;

3) мешал складыванию рынка свободной рабочей силы;

4) не способствовал повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

После поражения России в Крымской войне, которое показало значительное отставание страны от уровня развития передовых европейских государств, стала еще очевиднее необходимость реформ для приведения экономической и социально-политической системы в соответствие с потребностями времени.

О необходимости отмены крепостного права заявляла передовая российская общественность (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, декабристы, славянофилы и западники и др.). Всю первую половину XIX в. этот вопрос обсуждался и в правительственных кругах. Но даже попытки лишь смягчить крепостное право вызывали сопротивление помещиков.

После 1856 г. критика самодержавно-крепостнической системы усилилась.

В данных обстоятельствах новый император Александр II (1855–1881) вынужден был начать процесс реформирования земельных отношений.

Подготовка реформы

В 1857 г. был создан Секретный комитет, который начал разрабатывать план освобождения крестьян. В 1858 г. он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его члены должны были выработать общую правительственную линию по вопросу освобождения крестьян. В 1859 г. при Главном комитете под председательством Я.И. Ростовцева были учреждены редакционные комиссии для рассмотрения проектов, которые были подготовлены губернскими комитетами, и для разработки проекта закона об отмене крепостного права. Представленные варианты проектов реформы в 1860 г. поступили в Главный комитет, где были детально изучены.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права.

1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Большая часть дворян, которые привыкли паразитировать на труде крепостных, не смогла использовать деньги, полученные в качестве выкупа, на развитие своего хозяйства. Дворяне зачастую продавали земли, проматывали деньги.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

Вопрос 33. Александр 2 и Великие реформы 1860-70 гг

Реформы Александра II — реформы 60-70-х годов XIX века в Российской империи, проведённые в царствование императора Александра II. В российской историографии известны как «Великие реформы».

Основные преобразования:

Ликвидация военных поселений — 1857 (Военные поселения — система организации войск в России в 1810—1857 гг., сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего, сельскохозяйственным.

С целью подготовки обученного резерва войск без увеличения расходов на армию и частичного упразднения рекрутских наборовпо инициативе императора Александра I были созданы военные поселения. Высвободившиеся средства император планировал направить на выкуп крестьян с землями у помещиков (для их последующего освобождения)[1]. Одним из первых в 1810—1812 годах в Могилёвской губернии было организовано поселение для Елецкого мушкетёрского полка. При этом местные жители должны были быть выселены в южные губернии. Эти намерения не были полностью осуществлены из-за начавшейсяОтечественной войны)

Крестьянская реформа или Отмена крепостного права — 1861 (Крестья?нская рефо?рма в России (известная также как отмена крепостного права) — реформа, начатая в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

Вместе с тем, ряд современников и историков называли эту реформу «крепостнической» и утверждали, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причём ущербный и несправедливый)

· Финансовая реформа — 1863

Реформы в области народного просвещения — 1863 (Университе?тский уста?в 1863 года — правовой акт Российской империи, определявший устройство и порядки в университетах империи. Был принят 18 июня 1863 года. Являлся одним из основных результатов Университетской реформы в сфере образования, проводимой в общем контексте «Великих реформ» императора Александра II.

В исторической науке принято считать Университетский устав 1863 года самым либеральным в сфере образования в дореволюционной России[1])

· Земская реформа и Судебная реформы — 1864 (Земская реформа — положение 1864 года о губернских и уездных земских (самоуправленческих) учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики.

Судебная реформа Александра II — комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, разработанная в 1861—1863 годах[?], утвержденная в 1864 году[?] и проведенная в 1866—1899 годах[?]. Реформа предусматривала полное изменение судоустройства, с созданием двух ветвей судов — мировых и общих судебных установлений, каждая из которых имела по две инстанции (мировые судьи[?] и мировые съезды[?]; окружные суды[?] и судебные палаты[?]) и Кассационных департаментов Сената[?] как общей третьей инстанции. Реформа существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства: суд стал гласным, открытым и устным, с состязательным процессом, при котором стороны получили равные права на предоставление и опровержение доказательств; в уголовный процесс было введено судебное следствие, на котором проверялись данные предварительного следствия. Был создан институт присяжных[?], созывавшихся для суда над обвиняемыми в тяжких уголовных преступлениях. Рассмотрение дела в судах было ограничено двумя инстанциями (первой и апелляционной), для суда присяжных — одной инстанцией, и для всех дел — одной кассационной инстанцией. Судебная власть была полностью отделена от административной; судебное следствие было отделено от полицейского и стало процессуально независимым. Судьи общих судов стали несменяемыми, а мировые судьи — выборными на срок. Кроме непосредственно суда были реформированы судебное следствие[?], прокуратура[?], нотариат[?], создано сословие присяжных поверенных (адвокатура)[?]. Реформа сопровождалась заменой персонала судебных учреждений, приведшей к существенному повышению квалификации судебных чинов и искоренению коррупции. Основополагающими документами реформы были Судебные уставы 1864 года (Учреждение судебных мест, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями)

· Реформа городского самоуправления — 1870 (Городская реформа (реформа городского самоуправления) 1870 года — одна из реформ императора Александра II, имевшая собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но император выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет)

· Образовательная реформа Толстого — 1871 (В качестве министра народного просвещения граф Толстой провёл в 1871 году реформу среднего образования, заключавшуюся, по свидетельству авторитетного историка А. А. Корнилова[3], во введении в учебные программы больших объёмов математики вместе со значительным усилением преподавания латинского игреческого языков в гимназиях, причём только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет; бывшие реальные гимназии преобразованы в реальные училища (1872))

Военная реформа — 1874 (Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным. Военные реформы начались после Крымской войны в конце 1850-х годов и проводились в несколько этапов. С 1862 года вводились военные округа. Центральным элементом реформы стал Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности1 января 1874 года, которые ознаменовали переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности. Целью военных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности её развертывания во время войны)

Реформы расширили границы гражданского общества и правового государства в России.

Ещё при Александре Втором некоторые реформы (судебная, земская) были ограничены[1]; контрреформы, проводившиеся при Александре Третьем, затронули также положения крестьянской реформы и реформы городского самоуправления

Вопрос 34. Общественная мысль и особенности общественного движения в России в 19 в. : западники, славянофилы, народники и марксизм.

Общественное движение в России в первой четверти XIX в. прошло путь от поддержки реформаторских начинаний императора Александра I и его окружения до зарождения планов и неудавшейся попытки уничтожения самодержавия в России.

Важнейшей особенностью послевоенного периода правления Александра I было нарастание общественного движения в стране. "Гроза 1812 года" сплотила российское общество, но лишь на время. Народ, героически защищая свое Отечество от Наполеона, надеялся получить освобождение от крепостного права. Заграничный поход русской армии в 1813-1814 гг. познакомил значительную часть офицерства с социально-политическими изменениями в Европе после Французской революции конца XVIII в. и обогатил их новыми впечатлениями, идеями и практическим опытом. Либеральные западнические идеи обострили чувство протеста представителей знатных родов, породив такое явление, как декабризм.

· Общественное движение во второй четверти XIX в. имело ряд особенностей, проявившихся в том, что:

  • развивалось оно в условиях жесткого режима императора Николая I;
  • оформилась собственная идеология консервативного направления;
  • появились либеральные и социалистические течения;
  • образовались кружки, представлявшие собой своеобразную форму общественного движения;
  • главное воздействие на формирование общественного мнения оказывали журналы.

В середине 50-х - начале 60-х гг. важнейшим вопросом политической жизни страны был крестьянский, связанный с проблемой дальнейшего развития страны. Все основные силы общественного движения выступали за отмену крепостного права.

В этот период были сделаны попытки создания программных документов, объединяющих все либеральные силы. Главными положениями этого документа были свобода человека от крепостной зависимости: свобода совести; гласность суда; открытость действий правительства; свобода преподавания и др. Для либерального движения характерны разногласия, появившиеся в силу разных причин.

В свою очередь, консерваторы пытались влиять на правительственные круги, стремясь не допустить основных перемен. Главной целью консерваторов было стремление оградить власть от влияния чиновников-либералов и сохранить интересы дворянства. Консерваторы добились определенных успехов: из правительства были выведены главные разработчики крестьянской реформы.

Однако оба направления общественного движения России не имели широкой поддержки в российском обществе.

Деятельность революционеров была связана с теорией "общинного социализма", разработанной А.И. Герценым. Идейным вдохновителем революционного движения стал Н.Г. Чернышевский, который выступал за крестьянскую революцию и создание революционной организации.

Широкое распространение получило народничество как политическое движение русской радикальной интеллигенции. Оно было представлено тремя течениями: анархистским, пропагандистским и заговорщическим.

Во второй половине 60-х - 70-х гг. усиливается движение народников, главной целью которых стала подготовка крестьянской революции в стране. Они неоднократно меняли методы борьбы, что было связано с приобретением ими практического опыта. С середины 70-х гг. представители народничества идут в народ, чтобы в его сознание вносить идеи справедливого общественного строя. Однако пропагандистская тактика и террор революционеров не вызвали активных действий со стороны крестьянства в подготовке социальной революции.

В 80-х - начале 90-х гг. произошла новая расстановка общественно-политических сил в стране. После убийства императора Александра II изменилась атмосфера в российском обществе. Народники начали искать новые теории революционной борьбы. Под влиянием марксизма часть из них пересмотрела свои взгляды на вопросы о революционности крестьянства и социалистической сущности общины.

Либеральное движение приняло новые формы. Основное внимание либералов теперь было обращено на проблемы личности. Земцы отказались от немедленного введения конституции и перестроили свою деятельность в интересах общества. Либералы ушли из политики, но не выступали против нее. Политическую арену после них заняли консерваторы и революционеры.

В правление Александра III консерватизм стал ведущим направлением всей политики правительства, главным идеологом которого был ближайший советник императора К.П. Победоносцев. Основой консервативного направления стали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождения.







Сейчас читают про: