Образование и деятельность Временного правительства

Утром 27 февраля члены Государственной Думы приняли решение о создании Временного комитета во главе с председателем Думы М.В.Родзянко. Комитет поставил перед собой задачу восстановить государственный и общественный порядок, наладить контакты с правительственными учреждениями и вступить в переговоры со Ставкой, Николаем II и Петроградским Советом. Члены комитета до последнего надеялись, что смогут заставить царя пойти на уступки, склонив его к сотрудничеству и образованию кабинета министров, ответственного перед Думой. Однако деятельность руководства Петроградского Совета заблокировало все попытки буржуазных политиков сохранить монархию, придав ей конституционные формы. В ходе совместных переговоров Временного комитета Государственной Думы и исполкома Петроградского совета было решено сформировать Временное правительство.

Временное правительство было сформировано 2 марта 1917 г., в состав которого вошли известные в стране политические и общественные деятели либерального толка: лидер земского движения князь Г.Е. Львов (глава правительства и министр внутренних дел), председатель партии кадетов П.Н. Милюков (министр иностранных дел), октябрист А.И. Гучков (возглавил военно-морское ведомство), кадет Н.В. Некрасов (министр путей сообщения) и др. В состав Временного правительства вошли 6 кадетов или примыкающих к ним, 2 октябриста, 1 прогрессист и 1 беспартийный. В правительстве был один социалист - эсер А.Ф.Керенский (министр юстиции), но он выполнял обязанности министра как частное лицо. Временное правительство (с разным составом) просуществовало до 25 октября и являлось все это время исполнительным, законодательным и распорядительным органом власти.

Согласованную с исполкомом Петросовета программу Временное правительство изложило в Декларации, опубликованной 3 марта, а затем в обращении к гражданам России 6 марта. В этих документах провозглашался курс на широкую демократизацию страны и подготовку выборов в Учредительное собрание и органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого равного и тайного голосования. Также, была объявлена полная и немедленная амнистия по всем политическим и религиозным делам, отменялась смертная казнь и военно-полевые суды. Провозглашались свобода слова, печати, союзов, собраний, стачек, с распространением политических свобод на военнослужащих (в том числе для солдат) в пределах, допустимых военно-техническими условиями. Отменялись все сословные, религиозные и национальные ограничения. Полиция заменялась народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.

Деятельность Временного правительства была направлена в первую очередь, на реформирование сферы центрального и местного управления, его демократизацию.

В частности, была расширена структура министерств и ведомств включением ряда новых: Министерства труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования), Министерства продовольствия (взамен министерства земледелия), Министерства государственного призрения (возложило на себя функции благотворительных органов) и Министерства по делам вероисповедания (вместо Синода). Для эффективного законотворчества, координации деятельности министерств Временное правительство сформировало Юридическое совещание с Особой комиссией по составлению проекта основных государственных законов, проекта Конституции (под председательством Н.И. Лазаревского и В.М. Гессена). В России предполагалось учредить президентскую республику с двухпалатным парламентом. В то же время, Временное правительство провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права», что проявилось в сохранении большинства старых госучреждений и действии основных положений 16-томного свода законов Российской империи.

Временное правительство, подчинив себе властные структуры, попыталась укрепить свое влияние в регионах, в частности, приняло ряд нормативно-правовых актов, которые были положены в основу реформирования самоуправления (об учреждении милиции, положение о комиссарах, закон об устройстве городских финансов и др.). Постановлением от 15 апреля 1917 г. «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях» был определен перечень муниципалитетов 453 городов России, выборы которых должны были осуществляться на основе всеобщего избирательного права. Демократически избранные в июле-сентябре муниципалитеты опекались органами юстиции, комплекс их полномочий был расширен и выходил за пределы только хозяйственных рамок. Создавались мелкие районные единицы самоуправления. Было сформировано правительственное совещание по реформе местного управления, в составе которого действовало 7 комиссий в соответствии с задачами реформы: по избирательному закону и пересмотру земского и городового положения; о волостном земстве и поселковом управлении; по реформе местного строя в неземских губерниях; по устройству органов административной юстиции; по выработке положений о комиссарах; по местным финансам.

Компетенция земских и городских учреждений значительно расширялась. К ним перешли заведование милицией по охране личной и общественной безопасности, обязанности по охране труда, право издавать обязательные постановления (прежде целиком принадлежащие администрации).

Обязанности местной администрации (генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников) возлагались Временным правительством на председателей губернских и уездных земских управ, получивших ранг комиссаров Временного правительства ( лишь в отдельных местах должности комиссаров заняли городские головы, члены Государственной Думы и Государственного Совета ). Правительственные комиссары были направлены и в действующую армию, где они занимались укреплением дисциплины и власти офицеров.

Вместе с тем, в проведении реформы самоуправления правительство не проявило необходимой настойчивости, не были завершены разработки проектов и введения земств в казачьих районах Донской, Кубанской и Терской областях. Система местной власти была создана из однородной с правительством среды, комиссаров назначали в приказном порядке и в основном это были крупные землевладельцы и промышленники, с либерально-буржуазными взглядами.

В условиях революции власть на местах находилась в подвижном переходном состоянии, логика событий неуклонно вела к дальнейшему размыванию власти: одна её часть продолжала удерживаться общественными исполнительными комитетами[1], другая попадала в руки правительственных комиссаров Временного правительства, а третья постепенно переходила в ведение советов.

Вывод. Таким образом, в стране не оказалось более или менее определенной властной структуры: на общегосударственном, правительственном уровне сложилось двоевластие, а на местах, как минимум, троевластие.

У правительства не было ясной и последовательной программы преобразований. Действия Временного правительства в социально-экономической сфере являлись продолжением политики предшествующего режима. Решения основных вопросов ставились в зависимость от воли Учредительного собрания. Но этот орган так и не был созван в период действия Временного правительства. Обычного в таких ситуациях срока хватило лишь на учреждение Особого Совещания по составлению проекта избирательного закона. Неспешными и ограниченными были меры правительства по аграрному и рабочему вопросам. Правительство подрывало свой авторитет, настаивая на выполнение союзнических обязательств и на дальнейшем участии России в войне. Реализация программных установок Временного правительства в условиях двоевластия, экономического кризиса, аграрных беспорядков и затянувшейся войны оказалась трудновыполнимой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: