Основные сведения о транспортном строительстве

Без транспорта невозможна жизнь страны, он обеспечивает связи между регионами, населенными пунктами, предприятиями. По транспортным системам перемещаются люди, сырье, промышленная и сельскохозяйственная продукция и другие грузы. Проектируя транспортные сети, в первую очередь прогнозируют: основные направления движения грузов и людей, интенсивность грузо- и пассажиропотоков, массу и размеры (габариты) перевозимых грузов. При этом учитывают не только ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день, но и перспективное развитие региона и, следовательно, возможный рост грузо- и пассажирооборота. Часто построенная дорога способствует резкому увеличению производимой в регионе продукции, повышает ее конкурентоспособность, поскольку уменьшает транспортные расходы.

Транспорт подразделяют на автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный.

Строительство объектов для различных видов транспорта имеет свою специфику. Ограничимся рассмотрением инженерных сооружений для автомобильного транспорта.

Центральным элементом автомобильной дороги (рис. 3.1, а) является дорожное полотно, предназначенное для движения автомобилей. Кроме него дорога должна иметь комплекс зданий и сооружений для обслуживания автомобильного транспорта. К ним относятся: тротуары, мосты, переходы, автомобильные стоянки, станции заправки, пункты питания, кемпинги и др.

Для обеспечения движения транспорта через реки или ущелья строят мосты (рис. 3.1, б). Строительство мостов, особенно большой длины, сложно и дорого, поэтому может занимать несколько лет. Для возведения опор мостов часто нужно проводить специальные подводные работы, а для установки мостовых балок и ферм требуются специальные технологии, более сложные, чем для монтажа конструкций промышленных и гражданских зданий. Например, пролетное строение возводимого моста надвигают с одного участка моста на другой либо транспортируют на баржах к мостовым опорам, а затем с помощью домкратов устанавливают на место.

Кроме возведения самого моста выполняют комплекс подъездных путей, предусматривают систему защитных мер, предотвращающих размывание берегов около мостовых опор, защищают опоры моста от ударов льдин и других плывущих по реке предметов, обеспечивают безопасный проход судов под мостом, устанавливают осветительное оборудование и т.д.

Для прокладки кратчайшего пути в горной местности приходится пробивать туннели, что весьма трудоемко, поскольку туннель − это не просто отверстие в скале, а сложный комплекс. При его строительстве и дальнейшей эксплуатации требуется отводить грунтовые воды, обеспечивать освещение, сигнализацию, вентиляцию, предусматривать меры на случай пожара или аварии автотранспорта внутри туннеля и многое другое. Все системы туннеля должны охраняться и поддерживаться в рабочем состоянии.

Конструкции дорог могут различаться, но все они должны обеспечивать надежное и безопасное движение автомобильного транспорта. В целях этого полотно дороги нередко разделяют (зеленым газоном, бетонным барьером и т.п.) на две части для движения в разных направлениях, а каждую из этих частей делят линиями разметки на несколько полос, число которых зависит от интенсивности движения, оборудуют полотно светофорами, автоотбойниками, дорожными знаками и т.д.

Все элементы дороги составляют единую систему, которая требует постоянного ухода и поддержания в рабочем состоянии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: