Без транспорта невозможна жизнь страны, он обеспечивает связи между регионами, населенными пунктами, предприятиями. По транспортным системам перемещаются люди, сырье, промышленная и сельскохозяйственная продукция и другие грузы. Проектируя транспортные сети, в первую очередь прогнозируют: основные направления движения грузов и людей, интенсивность грузо- и пассажиропотоков, массу и размеры (габариты) перевозимых грузов. При этом учитывают не только ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день, но и перспективное развитие региона и, следовательно, возможный рост грузо- и пассажирооборота. Часто построенная дорога способствует резкому увеличению производимой в регионе продукции, повышает ее конкурентоспособность, поскольку уменьшает транспортные расходы.
Транспорт подразделяют на автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный.
Строительство объектов для различных видов транспорта имеет свою специфику. Ограничимся рассмотрением инженерных сооружений для автомобильного транспорта.
|
|
Центральным элементом автомобильной дороги (рис. 3.1, а) является дорожное полотно, предназначенное для движения автомобилей. Кроме него дорога должна иметь комплекс зданий и сооружений для обслуживания автомобильного транспорта. К ним относятся: тротуары, мосты, переходы, автомобильные стоянки, станции заправки, пункты питания, кемпинги и др.
Для обеспечения движения транспорта через реки или ущелья строят мосты (рис. 3.1, б). Строительство мостов, особенно большой длины, сложно и дорого, поэтому может занимать несколько лет. Для возведения опор мостов часто нужно проводить специальные подводные работы, а для установки мостовых балок и ферм требуются специальные технологии, более сложные, чем для монтажа конструкций промышленных и гражданских зданий. Например, пролетное строение возводимого моста надвигают с одного участка моста на другой либо транспортируют на баржах к мостовым опорам, а затем с помощью домкратов устанавливают на место.
Кроме возведения самого моста выполняют комплекс подъездных путей, предусматривают систему защитных мер, предотвращающих размывание берегов около мостовых опор, защищают опоры моста от ударов льдин и других плывущих по реке предметов, обеспечивают безопасный проход судов под мостом, устанавливают осветительное оборудование и т.д.
Для прокладки кратчайшего пути в горной местности приходится пробивать туннели, что весьма трудоемко, поскольку туннель − это не просто отверстие в скале, а сложный комплекс. При его строительстве и дальнейшей эксплуатации требуется отводить грунтовые воды, обеспечивать освещение, сигнализацию, вентиляцию, предусматривать меры на случай пожара или аварии автотранспорта внутри туннеля и многое другое. Все системы туннеля должны охраняться и поддерживаться в рабочем состоянии.
|
|
Конструкции дорог могут различаться, но все они должны обеспечивать надежное и безопасное движение автомобильного транспорта. В целях этого полотно дороги нередко разделяют (зеленым газоном, бетонным барьером и т.п.) на две части для движения в разных направлениях, а каждую из этих частей делят линиями разметки на несколько полос, число которых зависит от интенсивности движения, оборудуют полотно светофорами, автоотбойниками, дорожными знаками и т.д.
Все элементы дороги составляют единую систему, которая требует постоянного ухода и поддержания в рабочем состоянии.