double arrow

Структура личности. Социология изучает личность в соотнесении с обществом


Социология изучает личность в соотнесении с обществом. Её интересует именно социально-типическое, прежде всего человек как социальный тип. Отсюда одна из важных задач социолога – раскрыть структуру личности, т.е. строение и соподчинение личностных свойств индивида. Только, исходя из этого, можно определить основу социально-типического поведения личности.

Под структурой личностипонимают соотношение основных компонентов личности как социального образования.

Рассматривая личность как систему, можно выделить в ней две основные подсистемы, в которых раскрываются два мира личности: один – внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно “живущий” для самой личности; второй – деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в её внутреннюю жизнь.

Структура, характеризующая срез сознания личности, имеет набор элементов, находящихся в определенной зависимости.

Мотивационный механизмвключает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов, конечным результатом которого является их преобразование в цель личности.




Потребностивыступают как исходные побудители деятельности личности. Они, как правило, неосознанны и отражают объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных потребностей (в различных формах деятельности, общении). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребности в одежде, жилье и даже еде приобретают социальную “оболочку”.

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересыличности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий.

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор её поведения – ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определённые ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Потребности и интересы, отражаясь в сознании людей и преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности – достижение определённой цели.

Другой “внутриличностный” механизм связан с “диспозиционной” структурой личности. Диспозиция личности– это её предрасположенность к определённому поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности.



Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установокличности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Под мотивами, как уже отмечалось, принято понимать внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы.

В отличие от мотивов стимулывыступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды обитания личности.

Установки– это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки – один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий её предрасположенность, готовность действовать определённым образом в отношении данного объекта. Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Установки во времени предшествуют деятельности, в них отражается “нацеленность” на тот или иной “вектор” поведения.



Выделяют три уровня диспозиций.

Самый высший– уровень формирования у личности концепции жизни и её воплощения в ценностных ориентациях. На этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения и интересов личности.

На среднемуровне формируется обобщённая установка личности на социальные объекты.

На нижнемуровне также происходит формирование установки, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определённых, непосредственно данных условиях.

Третьим механизмом внутренней структуры является память личностикак разновидность социальной памяти. Она разделяется на два уровня:

1) глубинный– освоенный личностью опыт человечества и его знания. Это устойчивый элемент структуры личности.

2) оперативный– внешняя, динамическая, быстро меняющаяся информация.

Глубинная и оперативная память в процессе взаимодействия с мотивационным и диспозиционным механизмами определяют поведение личности.

Таким образом, “внутренние” механизмы личности – мотивационный, диспозиционный, память – позволяют понять и описать субъективную детерминациюеё поведения.

Само поведениепредстаёт как совокупность (система) поступков личности, в которых отражаются – адекватно или нет – все три механизма с их элементами – потребностями, интересами, ценностными ориентациями, мотивами, стимулами, установками, диспозициями, знаниями, оперативной информацией. Функционирование названных механизмов – один из аспектов деятельности личности – внутренний, непосредственно не наблюдаемый.

Внешние наблюдаемые поступки людей составляют второй аспект деятельности – поведенческий, в котором находят непосредственное, конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности.

Какова же структура такой внешней наблюдаемой деятельности?

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действий для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) её демографическим, социальным, профессиональным положениями, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений.

Поскольку жизнедеятельность человека очень богата, то и вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Так, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальнуюи духовную, практическуюи теоретическую.

Критерий получения нового результатаявляется основанием для выделения творческойили воспроизводящей(репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационнойи рутинной.

Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом её поведения, характеризуют её образ жизни.

В процессе социологического исследования личности образ жизниоказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между её внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.







Сейчас читают про: