Социологический анализ культуры

Культура – многообразное понятие. Его границы слишком размыты, чтобы дать одно чёткое определение. Этот термин появился в Древнем Риме, где слово “ cultura ” обозначало возделывание земли,

воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры.

Культура - социальное явление. Она имеет множество значений: 1) под культурой подразумевают определенную сферу общества, (духовная сфера); 2) под культурой понимается совокупность материальных и духовных ценностей; 3) культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений; 4) культура - социальная память общества и т.д.

Всевозможные проявления культуры изучают многие науки: антропология, этнология, археология, история культуры и др. В чём же специфика социологического анализа культуры?

Социологический анализ культуры даёт возможность изучать социальное и территориальное распространение в обществе форм и способов создания, освоения и использования людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обусловливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным установить реальный вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направления её движения.

Различают 2 основных вида культуры: 1) материальная (совокупность материальных ценностей); 2) духовная (совокупность духовных ценностей). Кроме того, выделяют политическую, экономическую, правовую культуру, культуру труда, быта, поведения и т.д.

С точки зрения социологии в культуре выделяют 2 основные части: 1) культурная статика (описывает культуру в покое); 2)культурная динамика (описывает культуру в движении и изменении).

К культурной статике относят внутреннее строение культуры, совокупность базисных элементов, или черт, и формы культуры - конфигурации, характерные сочетания этих элементов. Элементы бывают двух видов - материальные и нематериальные, совокупность первых (артефактов, т.е. объектов, созданных человеческими руками) создает материальную, вторых - духовную культуру (нормы, знания, ценности, идеи, традиции, обычаи и т.п.).

Социальные нормы – это общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом направлении. Какими же бывают социальные нормы? В качестве структурных элементов культуры можно выделить следующие социальные нормы.

Привычки – это устоявшаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях. Они усваиваются в процессе социализации и соблюдаются людьми автоматически, без осознания. Привычки бывают

коллективные и индивидуальные Большинство из них не одобряются и не осуждаются окружающими. Однако есть так называемые вредные привычки, которые свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры – внешние формы поведения человека, которые получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных людей от невоспитанных. Хорошие манеры надо воспитывать, в то время как привычки приобретаются стихийно. Манеры очень разнообразны. Принято различать манеры светские и повседневные.

Этикет – принятая в особых социальных группах система правил поведения, составляющих единое целое. Он присущ высшим слоям общества и включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы (например, придворный этикет, дипломатический этикет).

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на коллективных привычках и присущ широким массам людей. Обычаи являются одобренными обществом массовыми образцами действий, которые рекомендуется выполнять. К их соблюдению людей часто принуждают, а к нарушителям применяют неформальные санкции – неодобрение, порицание, изоляция.

Традиция – всё то, что унаследовано от предшественников. Традициями становятся привычки и обычаи, переходя от одного поколения к другому. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, вкусы, взгляды. Разновидностью традиции является обряд.

Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Он характеризует массовые действия. В обряде могут выражаться как религиозные представления, так и бытовые традиции. Обряды относятся ко всем слоям общества.

Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвящённых празднованию каких-либо событий или дат. Задача церемонии – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.

Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых особо избранными и подготовленными лицами. Ритуал наделён символическим значением гораздо в большей степени, чем церемония. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей сильные эмоции (благоговейный трепет, восторг, страх).

Нравы – особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, и нарушение их наказывается более сурово, чем нарушение традиций. Особой формой нравов является табу – полный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Разновидностью нравов выступают также законы.

Законы – нормы или правила поведения, оформленные документально, т.е. подкреплённые политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Нарушение законов приводит в действие формальные санкции, которые в отличие от неформальных более жёстки и чётко регламентированы.

Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо. Чаще всего вкусом называют чувство или понимание изящного. Вкус в большей степени индивидуален и показывает то, насколько человек отклоняется от общепринятых норм, усреднённых стандартов.

Увлечение – эмоциональное кратковременное пристрастие. Увлечение может отражать как индивидуальные особенности человека, так и свойства группы (например, целого поколения).

Мода – смена увлечений, овладевающих большими группами людей. Это может быть быстро преходящая популярность чего-либо или кого-либо. Мода выражает социальные символы.

Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п. Ценности служат идеалом для всех людей. Однако индивиды могут выбирать те или другие ценности. Для характеристики того, на какие ценности ориентируются люди, в социологии существует термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Верование – убеждённость, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Вера не требует никаких доказательств. Вера бывает не только религиозной, на ней основаны не только мифы, но и научные знания. Верованием является то, что считается истинным или фактически достоверным.

Знания – достоверные сведения о чём-либо, т.е. научные сведения. Знания являются результатом познания – специализированной деятельности, которая осуществляется подготовленными людьми. Истинность знания требует обязательной проверки и доказательства.

Миф – фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нём общества и человека. Мифы существовали не только в древних обществах. Современные мифы выражают освящённые идеологией или традицией верования членов общества.

Кодекс чести – свод правил, обладающих этическим содержанием, которые определяют то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной (например, честь офицера, честь организации, честное имя).

В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Культурное наследие - часть культуры, которая выдержала испытание временем, как нечто ценное передается от одного поколения другому. Культурный ареал - это регион, внутри которого у разных культур наблюдается сходство в главных чертах (например, славянская культура). Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. В 1959 г. Дж. Мердок выделил более 70 универсалий. Культурная дифференциация - разнообразие национальных культур.

Три формы культуры в культурной статике:

1. элитарная культура; ее формула - «искусство для искусства». Она создаётся привилегированной частью общества, или по её заказу профессиональными творцами. Она включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу, а также особые манеры, этикет, церемонии и ритуалы. Как правило, элитарная культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей составляет высокообразованная часть общества;

2. народная, созданная анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, фольклор. Народная культура включает в себя мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни, танцы, народные обряды и традиции. Именно в народной культуре отражаются национальные особенности данного народа, специфические отличия конкретного общества от других;

3. массовая культура. Это общедоступная культура, которая не выражает изысканных вкусов и понятна всем группам и слоям общества. Массовая культура появилась в середине ХХ в. Это было связано с бурным развитием средств массовой информации и коммуникации. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, массовая культура (например, эстрадная музыка) обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его, поэтому образцы массовой культуры быстро устаревают и выходят из моды. В массовой культуре чётко проявляется современная тенденция к унификации норм жизнедеятельности и стандартов поведения людей в разных обществах.

Совокупность норм (ценностей, верований, традиций, обычаев), которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Но поскольку общество не однородно и распадается на множество групп – национальных, демографических, профессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. своя система ценностей и правил поведения.

Субкультура – часть общей культуры данного общества, система норм и ценностей, присущих большой социальной группе. Можно выделять национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, социальных групп и т.д. Отличие субкультуры от доминирующей культуры может быть достаточно сильным, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующей системой ценностей. Например, такое актуальное в наше время явление, как терроризм, имеет свою субкультуру, которая противостоит человеческой культуре, и поэтому с полным основанием может быть названа контркультурой.

Культурная динамика описывает изменение черт культуры, ее трансформацию. Ее первокирпичиками являются открытия и изобретения - разновидности инноваций. Изучает культурные контакты, культурную диффузию (взаимопроникновение), культурную интеграцию, культурную аккумуляцию (накопление), конфликт культур и т.д.

Очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализуется через ряд функций.

Образовательно-воспитательная функция. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется её приобщённостью к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, аккуратностью, вежливостью, высокой нравственностью и т.д. Всё это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная функция. Освоение культуры создаёт у членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, профессиональной группе и т.д. Культура, таким образом, сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.

Дезинтегративная функция. Сплачивая одних людей на основе какой-либо субкультуры, культура противопоставляет их другим людям, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты, разделение на “своих” и “чужих”. Таким образом, культура выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция. В ходе социализации нормы, ценности, идеалы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют её поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в школе, на работе, в быту ещё и потому, что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения, т.е. системой социального контроля.

Таким образом, социология культуры исследует социальные закономерности развития культуры и формы их проявления в человеческой деятельности. А деятельность эта связана с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения и других нормативных систем, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: