Виды социологических исследований

Социологическое исследование - система эмпирических и теоретических процедур, которая позволяет получить новое знание об изучаемом объекте.

Целью социологического исследования является разрешение объективно существующих общественных противоречий. Социологическое исследование может иметь несколько целей. Они обусловлены проблемами, существующими в различных сферах жизни общества.

Задачи социологического исследования – это методические, организационные и содержательные этапы реализации цели. Задачи можно разделить на основные и вспомогательные.

Объект социологического исследования – то, в чем состоит, что содержит социальное противоречие, социальную проблему. Чаще всего в качестве объекта выступают социальные общности и группы.

Предметом социологического объекта выступают те свойства, стороны, составляющие объекта, которые наиболее ярко и полно отражают социальные противоречия, подлежащие изучению. В качестве предмета могут выступать связи, взаимодействия, поведение, взаимообусловленности, свойства объекта и другое.

По целям и задачам выделяют различные типы исследований: теоретические, прикладные, эмпирические, теоретико-прикладные.

В зависимости от глубины изучения выделяют три вида социологических исследований. Пилотное (разведывательное) исследование - наиболее простой вид, так как решает ограниченные и конкретные задачи, проводится с целью зондажа общественного мнения или апробации социологического 32 инструментария на небольшой выборке. Пилотное исследование является пробным, предваряет основное.

Описательное исследование - более сложный вид социологического исследования, проводимого по разработанной программе и на базе отработанного инструментария. Данное исследование предполагает систематическое характеристическое описание объекта. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений.

Аналитическое исследование - самый углубленный вид, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, которые лежат в его основе и обуславливают его характер и специфику. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени.

Наряду с основным критерием различения видов социологического исследования могут использоваться и другие критерии, связанные с формой и характером проведения исследования. Так, в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет встатике или динамике, выделяются два вида социологического исследования: разовое (точечное) и повторное. Разовое дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Повторное исследование позволяет дать характеристику явления в динамике, установить направление изменения какого-либо процесса. Выделяют панельные, когортные и трендовые повторные исследования. Своеобразие панельного исследования состоит в том, что исследованию подвергаются одни и те же люди. При когортном исследовании опрашиваются респонденты, отвечающие какому- либо признаку, (например, пол, возраст). Встречаются трендовые (от англ. trend - тенденция) и лонгитюдные (от англ. longitude - долгота, буквально продолжительное) исследования.

Выделяют также выборочные и сплошные социологические исследования. При выборочном изучается не весь массив, не вся генеральная совокупность, а ее часть, называемая выборочной совокупностью, или выборкой. Выборочные исследования имеют большие преимущества перед сплошными в эффективности затрат труда, времени и средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: