Методы сбора социологической информации

Выделяют 4 основных метода сбора социологической информации:

1. Изучение документов. Документ - специально созданный предмет для передачи и хранения информации. Документы бывают: письменные (рукописные, машинописные, печатные), фонетические (звуковые, магнитофонные записи), иконографические (рисунки, фото и кино документы), документы на машиночитаемых носителях информации (на дискетах, дисках). Выделяют также официальные и неофициальные; первичные (например, протоколы) и вторичные (справки); личные и безличные документы.

Существуют два способа анализа документов: а) традиционный; б) количественный (метод контент-анализа), когда информация переводится в количественные показатели.

Достоинства метода изучения документов в том, что он позволяет оперативно получить необходимые данные и не требует затрат. Недостатки этого метода в том, что: 1) информация не всегда бывает достоверной; 2) в документах, как правило, не содержится информации о внутреннем мире, о состоянии сознания работников.

2. Социологическое наблюдение - это целенаправленное систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем в дневнике, журнале, бланке наблюдений.

Виды наблюдения: 1) внешнее (со стороны, или невключенное); 2) внутреннее (включенное) наблюдение, которое бывает: а)открытое; б) скрытое (инкогнито) - используется при изучении девиантного и деликвентного поведения (впервые использовали социологи в Чикаго в 1930-е гг.).

Достоинства метода: дает возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Недостатки наблюдения: метод требует значительных затрат времени, кадровых и финансовых ресурсов; кроме того возможности человеческого восприятия ограничены, поэтому исследователь может упустить что-то важное.

3. Социологический опрос - главный метод сбора социологической информации. Им, как правило, собирается от 50 до 90% социологической информации. Он представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает сообщение респондентов. Приоритетность применения опроса в случаях, когда: слабая обеспеченность изучаемого предмета статистической и документальной информацией; исследуемые явления малодоступны непосредственному наблюдению; когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания (потребности, интересы, мотивы, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.); в качестве контрольного метода для перепроверки данных, полученных другими методами.

Опрос бывает индивидуальный или групповой; устный (беседа, интервью, телефонный) или письменный (анкетирование, почтовый опрос, прессовый опрос); личный или опосредованный; свободный или формализованный; сплошной или выборочный и т.д.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Вопросы в анкете можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и о личности респондента); по функции (основные и неосновные); по форме (закрытые, полуоткрытые и открытые; прямые и косвенные; дихотомические, порядковые, номинальные).

Широко применяется интервью. Оно требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников. В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное (стандартизированное), фокусированное и свободное (нестандартизированное).

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данного метода сбора социологической информации.

4. Социальный эксперимент. Различают - естественный (полевой) и искусственный (лабораторный). Кроме того эксперимент делят на линейный (имеется одна, исследуемая, группа) и параллельный (две группы: одна - экспериментальная, вторая - для контроля).

Кроме этих четырех основных другими методами сбора социологической информации являются: тестирование - (от английского test - проба, испытание); социометрический метод - метод изучения межличностных отношений в группах (введен в 1930-х гг. американским социологом Дж. Морено); метод экспертных оценок и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: