Управление конфликтами. Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) - столкновение противоположных интересов, мнений

Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) - столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями для любой из противоборствующих сторон.

Впервые термин «социальный конфликт» в научный оборот было введено в 1908г. немецким мыслителем, философом, социологом Георгом Зиммелем, он рассматривал социальные конфликты как проявление социального взаимодействия, и с этой точки зрения они являются неотъемлемой составляющей жизни общества.

К изучению конфликтов обращались и обращаются многие ученые, начиная с античности и до наших дней. Аристотель, Т.Гобс, А.Смит, К.Маркс, Л.Козер, Р.Дарендорф и многие другие изучали и анализировали причины и течениеконфликтов в различных социальных системах, выявляли закономерности и особенности, искали пути разрешения. Одним из основоположников теории конфликта считается основатель марксистской школы в социологии - К.Маркс, который рассматривал и описывал антагонистические (непримиримые) противоречия между классами, видя в них главную движущую силу общества на пути социальных изменений. Рассматривая революцию как наивысшее проявление классового конфликта, К.Маркс называл их «локомотивом истории». Представители неомарксистской школы утверждают, что межклассовые конфликты не только дестабилизируют общество, но могут привести к полному разрушению социального порядка. Во второй половине 20-го века появились новые направления в теории конфликта, которые объясняли социальные конфликты, как неизбежные процессы, сопровождающие функционирование и особенно развитие любого общества. В 1956г. Георг Зиммель в своём труде «Функции социального конфликта» обосновывает развивающую функцию конфликтов путем создания новых социальных норм в обществе, которые обеспечивают и являются показателем его развития. Л.Козер полагал, что конфликты в группе повышают ее адаптивность и способствуют внутригрупповой интеграции. Р.Дарендорф отмечал, что в основе социальных конфликтов лежат неравные властные возможности, авторитет, престиж, господство и подчинение, т.е. конфликты возникают везде – в любой социальной системе, где есть стремление к доминированию.

Следовательно, социальные конфликты - это неотъемлемые составляющие социальной жизни, они разрушают аморфность и однородность в обществе, являются источником перемен, напряженности и столкновений. Это одна из ярких форм взаимодействия социальных субъектов - социальных общностей и личностей.

В структуре конфликта выделяются: объект, субъекты, инцидент, т.е. реагирование субъектов на объект конфликта. Объект конфликта - причина конфликта, ее следует отличать от повода. Субъекты конфликта - стороны, чьи интересы сталкиваются.

Типология - выделение типов или видов конфликтов. По сферам распространения конфликты бывают: экономические, социальные, политические, идеологические, трудовые, национальные. По уровням: глобальные, международные, государственные, региональные, локальные. По субъектам: межгрупповые, между личностью и группой, межличностные, внутриличностные. По объекту: деловые, эмоциональные.

Функции конфликтов можно разделить на конструктивные, которые смягчают противоречия, снижают напряжения, и деструктивные – способствующие развитию и течению конфликта. Например, конструктивными функциями конфликта являются:

- коммуникативная функция;

- консолидирующая функция;

- функция разрядки напряженности.

Л.Козер выделял следующие конструктивные и в целом влияющие благотворно аспекты конфликта:

- образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

- установление и поддержание относительно стабильной структуры межгрупповых и внутригрупповых отношений;

- адаптация и социализация групп и индивидов;

- создание и поддержание баланса сил и власти;

- получение информации об окружающей среде;

- стимулирование нормотворчества и активизация социального контроля;

- созданиеусловий возникновения новых социальных институтов.

Конфликтологи выделяют стадии социального конфликта:

- предконфликтная. Предшествует конфликту, развивается в него. Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые процессы, прямо ведущие к открытому конфликту. На этой стадии складывается сочетание разных обстоятельств, которые предшествуют конфликтам и часто порождают несовместимые требования. При этом удовлетворение интересов одной стороны препятствует удовлетворению интересов другой. В предконфликтной стадии субъекты, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможно - (материальные ценности, власть, информацию, связи и т.д.), предпринимают шаги для консолидации сил каждой из противоборствующих сторон, поиска сторонников. Кроме того, предконфликтная стадия является периодом формирования каждой стороной своей стратегии действий;

- непосредственно конфликтная. Начало конфликта является периодом наибольших колебаний участников. Не случайно сторонники открытых конфликтов проводят работу по поддержанию боевого духа участников, убеждая их идти до конца. Именно на этом этапе могут быть предприняты действия, которые позволят остановить открытое столкновение, прийти к компромиссному решению. В самом конфликте действия могут быть открытыми непосредственными, или же скрытыми, опосредованными. Они могут быть физическими, психологическими, идеологическими и т. д. В них проявляется специфическое поведение людей. Эти действия могут быть предсказуемы и непредсказуемы, но обычно они расширяют сферу конфликта. Итак, для наличия конфликта требуются три условия; объективно складывающаяся конфликтная ситуация, субъекты конфликтов (наличия одной только конфликтной ситуации еще недостаточно, если стороны миролюбивы) и наличие повода для конфликта, т. е. своеобразного «спускового механизма», способствующего развитию событий;

- стадия разрешения конфликта. Предполагает знание объекта конфликта, состава его участников, его исторических корней и непосредственного повода, а также представление об уровне напряженности. Признаком разрешения служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента – необходимое, но недостаточное условие для погашения конфликта, ибо при определенных обстоятельствах угаснувший конфликт может вспыхнуть вновь. Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, точнее, если будет изжита коренная причина конфликта, когда изменится установка соперников в отношении друг друга и они перестанут видеть друг в друге противников, когда изменятся требования сторон и соперник идет на уступки (но возможны и одновременно обоюдные уступки);

- послеконфликтная.

Конфликты могут иметь различныеформы выражения и течения: открытие - массовые действия, массовый протест и другие. Закрытые формы – разные формы скрытого течения конфликтов, митинги. Они могут перейти, при определенных условиях, в открытые формы или быть урегулированы.

Последствия конфликтов можно свести к 2-м главным: интегративным и дезинтегративным.

Методы разрешения конфликта разнообразны, каждый из них применяется с учетом особенностей той или иной организации, условий ее функционирования и т.п. Первая группа методов разрешения конфликта (по Д. Карнеги, М. Мескону) включает в себя уклонение от конфликтного взаимодействия. Часто применяемым методом разрешения конфликтов является принуждение, когда они загоняются вглубь. Широко распространен специфический метод решения конфликтов, называемый компромиссом, когда достигается соглашение путем взаимных уступок. Американский ученый К. Томас выделил 5 способов реагирования в конфликтных ситуациях: соперничество, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество. Оптимальным является сотрудничество, при котором достигается выигрыш обеих сторон.

В разрешении конфликтов, особенно возникающих между различными организациями, группами, странами, очень важное место занимают переговоры, в ходе которых нужно искать точки соприкосновения при существующих различиях и расхождениях. Большое значение имеет посредничество - «деликатное» участие третьей стороны, советы которой добровольно принимают обе конфликтующие стороны. В некоторых случаях имеет место арбитраж - обращение к третьей стороне, решение которой обязательно для конфликтующих сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: