II. Этапы подготовки социологического исследования

Деятельностный подход предлагает рассмотрение социологического исследования как специфического вида деятельности. Его специфика определяется:

• строгой процедурой и этапами проведения;

• наличием высокой профессиональной подготовки исследователя;

• разновидностью социального исследования;

• опорой на теоретические и практические выводы смежных наук;

• наличием моральных норм, регламентирующих деятельность социолога-исследователя (Профессиональный кодекс социолога).

Социологическое исследование в рамках деятельностного подхода интерпретируется как сложный процесс познавательной деятельности, в ходе которого субъект познания (социолог) последовательно осущест­вляет переход от одних качественных этапов познания к другим, от недо­статка научного объяснения сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем.

Какой бы ни была специфика конкретного социологического исследо­вания, в процессе его выполнения выделяют следующие организационно-процедурные этапы.

I этапподготовительный, или программирующий. В стратегическом плане он проявляется в разработке вопросов методологии, методики и тех­ники проведения социологического исследования, то есть в обдумывании целей, разработке и текстовом оформлении программы, определении средств и сроков проведения исследования, выборе методов сбора, анализа и обработки социологической информации. Его содержание определяют:

1) предварительное знакомство с объектом исследования:

- определение сущности, содержания объекта, его целей, структуры, функций и условий функционирования;

- выявление социальных проблем, трудностей, перспектив, тенден­ций развития объекта;

- установление форм и типов социальных связей с объектом;

2) разработка проекта программы:

- описание объекта исследования, составление его моделей: генети­
ческой, структурной, функциональной, динамической, факторной,
типологической, ситуационной, технологической и др.;

- выявление социальных проблем и проблемных ситуаций;

- разработка общих и рабочих гипотез;

- построение концептуальной модели исследования;

- разработка логического плана исследования;

- определение методов и процедур исследования;

- формулирование конкретных заданий к рабочему плану;

3) составление рабочего плана и графика исследовательских работ:

- конструирование логической структуры исследования;

- разработка рабочей технологии исследовательской деятельности;

4) согласование и коррекция исследовательской деятельности:

- внешняя экспертиза проекта программы;

- обсуждение проекта программы и рабочего плана с заказчиком;

- корректировка программы;

5) разработка методики исследования:

- проектирование и разработка инструментария;

- пилотажное исследование (проверка инструментария);

- составление инструкций участникам исследования — носителям эмпирической социологической информации;

- разработка схемы и программы обработки ианализа первичной
информации, а также схем сбора данных об объекте исследова­ния;

- обсуждение и внешняя экспертиза методик исследования;

- размножение и тиражирование инструментария;

6) построение выборки:

- уточнение границ генеральной совокупности исследования;

- определение метода выборки и типа выборочной совокупности;

- сбор данных, необходимых для построения выборки;

- построение модели выборочной совокупности исследования;

7) подготовка исследовательской группы:

- отбор претендентов;

- обучение и инструктаж.

II этап — оперативный, или информационный. В стратегическом плане он предусматривает применение запланированных методов и техники для получения массива достоверной и репрезентативной эмпирической со­циологической информации. Его содержание составляют

1) организация условий выполнения полевых работ — работ по сбору
первичной социологической информации:

- согласование времени проведения исследования;

- информирование о проведении исследования;

- подготовка поля (субъектов-носителей информации об объекте);

2) составление сетевого плана-графика проведения полевых работ:

- определение границ деятельности исследовательских групп;

- уточнение географических и временных параметров сбора данных;

3) сбор первичной информации по заданной методике:

- регистрация заданных параметров в анкетах;

- фиксация фактов отклонения от методики;

4) первичная обработка носителей социологической информации:

- регистрация выполненной работы исследовательскими группами;

- концентрация рабочих документов (инструментария);

- контент-анализ открытых вопросов и пожеланий, высказанных
участниками исследования.

III этап — аналитический, или результирующий. Его стратегический замысел заключается в анализе социологической информации, ее обоб­щении, тсоретизации, описании и объяснении социальных фактов, обос­новании тенденций и закономерностей, выделении корреляционных и причинно-следственных связей, то есть в социологическом описании и объяснении изучаемого социального объекта (явления или процесса).

Содержание третьего этапа определяют:

1) подготовка собранной в ходе исследования эмпирической информа­ции к обработке:

- проверка и выбраковка рабочих документов — инструментария
как носителя социологической информации;

- кодирование собранной информации;

2) составление программы обработки собранной информации:

- разработка кодификаторов и кодификационных таблиц;

- создание базы данных для компьютерной обработки информации;

3) собственно обработка полученной информации на ЭВМ:

- ввод данных рабочих документов (инструментария) в компьютер;

- одномерный статистический анализ результатов исследования;

4) логический анализ полученных данных:

- описание и интерпретация статистических данных исследования;

- вторичный анализ социологической информации: корреляцион­ный, дисперсионный, регрессионный, факторный, кластерный
и другие виды статистического анализа;

статистическая проверка гипотез исследования

IV этаппрактический, или консультационный. Его роль в страте­гическом замысле исследования заключается в разработке практических рекомендаций и социальных технологий, то есть разработке модели прак­тического преобразования (оптимизации функционирования) изучаемо­го социального объекта (явления или процесса). Его содержание обра­зуют:

1) формулирование выводов по результатам статистической обработки:

- оформление полученных данных в таблицах, диаграммах, графиках;

- формулировка аналитических пояснений;

- подготовка аналитических записок по данным исследования;

- анализ результатов исследования и подготовка предварительного
отчета;

2) подготовка научного отчета по итогам исследования:

- научно-литературное оформление результатов исследования;

- научное обсуждение предварительного отчета, выводов и реко­мендаций;

- доработка и корректировка окончательного отчета, выводов и ре­комендаций;

3) представление итогового отчета о результатах исследования

Таким образом, социологическое исследование — это специфический процесс исследовательской деятельности по изменению социального объ­екта на основе полученной эмпирической информации и результатов ее обработки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: