Совершенствование оценки персонала на предприятии

В условиях рыночной экономики все большее значение приобретает обеспечение организации квалифицированными кадрами.

Оценка персонала (далее оценка) - это систематическая процедура определения эффективности деятельности сотрудников в реализации задач предприятия с целью последовательного накопления информации, необходимой для принятия дальнейших управленческих решений.

Своевременное комплектование нужными кадрами всех подразделений организации становится невозможным без разработки и реализации кадровой политики. Дело в том, что в современном производстве наибольшую ценность представляют не стены и машины предприятия, а творческий потенциал персонала и методы управления. Кадровая политика на ОАО «Ивановский хлебозавод № 4» базируется на оценке персонала, мотивации, постоянного обучения.

Назначение оценки персонала: получение объективной информации о качественном составе персонала предприятия; использование данных оценки при разработке систем мотивации персонала; обеспечение соответствия сотрудников требованиям предприятия; информирование персонала о соответствии требованиям предприятия.

Основными принципами проведения оценки персонала являются: объективная оценка профессиональных знаний и умений персонала; законность; достоверность получаемых результатов; связь с мотивационной политикой.

Для реализации принципов проведения оценки персонала используется оценка показателей эффективности деятельности и оценка по компетенциям.

Показатели эффективности деятельности (ПЭД) - это показатели, сформированные из функциональных обязанностей и плана работы сотрудника, в соответствии с целями и задачами предприятия, отражающие степень достижения результатов в процессе работы, а также эффективность их выполнения.

Компетенция - набор взаимосвязанных навыков, способностей и знаний, обеспечивающий эффективное решение сотрудником определенного объема задач.

По итогам оценки: принимаются рекомендации о повышении категории/разряда в соответствии с трудовым законодательством РФ; планируются рабочие цели сотрудника на следующий оценочный квартал; сотруднику предоставляется информация о степени его соответствия требованиям предприятия.

Результаты оценки персонала могут быть использованы руководителем структурного подразделения для распределения квартальной премии.

Результаты оценки не являются основанием для принятия кадровых решений об увольнении работников.

Оценка персонала - это кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала работника требованиям выполняемой деятельности. Именно на основе оценки делаются выводы о целесообразности, сроках, направлениях продвижения сотрудника, сохранения его в прежней должности, либо о его нецелесообразности. Главное назначение оценки – выявление резервов повышения уровня отдачи работника, эффективности работы.

На практике существует два основных подхода к оценке. В соответствии с одним ее смысл состоит в контроле за деятельностью работника, имеющей следствием поощрение, наказание, продвижение по службе. Другой подход делает акцент на поиске путей совершенствования работы и самореализации сотрудника.

Если основными целями оценки являются повышение результативности и определение заработной платы работников, то оценку следует основывать непосредственно на критериях результативности труда.
Если же целью является возможное повышение работников по службе – необходимы другие критерии, которые определяли бы потенциальную результативность на новом месте.

В первом случае оценка осуществляется в форме оценки членами экспертной комиссии, наделенными судейскими функциями, которые ограничиваются заслушиванием отчета и вынесением «приговора». Во втором ее проводит непосредственный руководитель, выступающий как советник, консультант, пытающийся совместно с подчиненными найти их ошибки, пути их преодоления и решения, стоящих перед ним задач. Успех аттестации предопределяется, прежде всего, объективностью, доброжелательным отношением к оцениваемым, хорошим знанием их, ясностью целей, четкостью критериев и показателей оценки, которые определяются совместно руководителем и подчиненными на основе перечня его служебных обязанностей.

Показатели, с помощью которых осуществляется оценка, могут быть качественными и количественными, которые выражаются как в реальных величинах, так и в условных баллах. К показателям предъявляются также и такие требования, как полнота и достоверность отражения результатов, индивидуализированность, обеспечение сопоставимости, как с предыдущим периодом, так и с достижениями других сотрудников. При этом деятельность оценивается комплексностью, масштабностью, управленческой и технологической сложностью, а результаты – по степени достижения поставленных целей, своевременности, полноте и качеству выполнения заданий. Основой оценки квалификации работника является производственный стаж.

Выбирая методы проведения оценки персонала, важно видеть ее цели, а именно: оценка эффективности труда работников и соответствия их занимаемым должностям, а также выявление перспективных сотрудников для их подготовки и продвижения. Поэтому процедуры оценки делятся на две составляющие:

· Оценка труда, которая имеет своей целью сопоставить реальное содержание, качество, количество и интенсивность труда персонала с планируемыми, которые представлены в планах, программах, технологических картах работы предприятия.

· Оценка персонала, которая имеет своей целью изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей с целью оценки перспектив роста (ротации), поиска резервов для совершенствования эффективности работы, а также разработки кадровых мероприятий, необходимых для достижения целей кадровой политики.

Оценка трудадает возможность решать следующие кадровые задачи:

· оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников;

· снизить затраты на обучение;

· повышать трудовую мотивацию сотрудников;

· организовывать обратную связь сотрудникам о качестве их работы;

· разрабатывать кадровые программы обучения и развития персонала.

Для получения достоверных и точных данных оценки необходимо:

1. Установить стандарты результативности труда для каждого рабочего места и критерии ее оценки.

2. Выработать политику проведения оценок результативности труда, т.е. решить, когда, как часто и кому следует проводить оценку.

3. Обязать определенных лиц производить оценку результативности труда.

4. Вменить в обязанности лицам, производящим оценку, собирать данные по результативности труда работников.

5. Обсудить оценку с работником.

6. Принять решение и документировать оценку.

Для того чтобы процедуры оценки труда были эффективны на каждом конкретном предприятии, они должны отвечать следующим требованиям:

· используемые критерии должны быть понятны исполнителю и оценщику;

· информация, используемая для оценки, должна быть доступна;

· результаты оценки должны быть связаны с системой поощрения;

· система оценки должна соответствовать ситуационному контексту.

Основные подходы к оценке труда:

1. Оценка результата. Затруднение вызывает оценка сложных, комплексных видов деятельности, затрагивающей множество людей, поскольку возникает проблема оценки вклада каждого работника в получение результата.

1. Оценка поведения (по критериям, связанным с исполняемой деятельностью).

2. Рейтинги успешности (по ряду шкал, отражающих поведенческие измерения или измерения черт). Проблемы этого подхода – ошибки обобщений, при которых оценки одних шкал необоснованно переносятся на другие.

3. Процедуры ранжирования, дающие возможность установить различия между работниками (по одному или ряду показателей). Однако при использовании прямых рейтингов могут давать ложные (субъективные) результаты.

Полная схема оценки персонала включает комплексную оценку результативности труда работника, его компетентности, способности к выполнению эффективно и качественно определенную работу, оценку качеств и поведения человека.

Современные методы оценки персонала состоят в том, чтобы в модельных ситуациях, типичных для выполнения деятельности, пронаблюдать оцениваемого и выявить наличие или отсутствие у него необходимых для успешной работы качеств, дать описание его особенностей и сформулировать задачи на обучение. Создаются упражнения, моделирующие ключевые моменты деятельности оцениваемого, наблюдаются и анализируются типичные способы поведения человека в конкретных ситуациях, определяется степень выраженности профессионально-важных качеств. На основании этой оценки делаются заключение о степени пригодности аттестуемого к данной работе, потенциальных возможностей, продвижению по службе.

В процессе участия испытуемых в тестировании, групповой работе, интервью происходит сбор поведенческой информации экспертами-наблюдателями, перевод первичной поведенческой информации в описания по критериям. При этом характеризуются личностно-деловые качества: внимание, тщательность, наблюдательность, умение детализировать, способность к обучению.

По результатам наблюдения оцениваются коммуникативные и организационные навыки аттестуемых, способности к аргументации своей точки зрения, системность, динамичность и гибкость мышления, креативность. Цель психологических тестов – получить информацию об уровне развития личностно-деловых качеств, существенно влияющих на поведение человека в организации и определяющих эффективность его профессиональной деятельности.

В ходе итогового обсуждения принимается окончательное решение о том, как оценен уровень развития качеств испытуемого, что может способствовать или препятствовать его эффективной работе, высказываются предположения о перспективах роста, совершенствовании деятельности.

Оценка - метод оценки деятельности руководителей и специалистов в период их работы. Цель оценки – определить соответствие работника занимаемой должности по результатамего деятельности, уровню квалификации и личным качествам. Оценканосит периодический характер, проводится непосредственно на предприятиях один раз в три года.

В современной международной теории менеджмента общепризнанным является положение о том, что ЛЮДИ РАБОТАЮТ ЛУЧШЕ И ДОСТИГАЮТ БОЛЬШЕГО, если:

n они оцениваются по результатам своего труда;

n цели работы им ясны и достижимы;

n они лично вовлечены в процесс определения целей и задач.

Данную методику оценки проходит персонал ОАО «Ивановский хлебозавод № 4», включая руководителей и специалистов отделов, служб, цехов.

Категории сотрудников, не подлежащих оценке: сотрудники, проработавшие в должности менее 1 квартала; директор ОАО «Ивановский хлебозавод № 4», главные инженеры, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и уходу за ребенком; главный бухгалтер, а также работники с индивидуальными условиями оплаты труда.

При перемещении (переводе) сотрудника из одного структурного подразделения в другое (а также внутри подразделения) при условии несущественного изменения его должностных обязанностей оценка данного сотрудника производится непрерывно. При этом решение о существенности изменений должностных обязанностей принимает руководитель структурного подразделения.

При существенном изменении должностных обязанностей сотрудника оценка проводится следующим образом:

Сотрудник, проработавший в должности менее 1/3 отчетного квартала перед назначением на новую должность, не подлежит оценке в текущем квартале. Оценка производится в следующем календарном квартале.

Сотрудник, отработавший более 2/3 отчетного квартала перед назначением на новую должность, подлежит оценке за отработанный период. Руководитель структурного подразделения совместно с сотрудником разрабатывает новые ПЭД, в соответствии с которыми сотрудник подлежит оценке через 1 квартал после назначения.

Методы оценки: оценка эффективности деятельности сотрудника осуществляется руководителем структурного подразделения по итогам выполнения показателей эффективности деятельности. Условно переменные показатели могут меняться на протяжении квартала в зависимости от сложившихся (текущих) условий работы. Показатели эффективности деятельности должны состоять из условно постоянной и условно переменной части, каждая из которых содержит не менее 2-3 показателей. Условно постоянная часть содержит показатели, от выполнения которых зависит результативность работы всего подразделения.

Итоговый процент по ПЭД рассчитывается как отношение процента выполнения показателей по кварталу к общему количеству показателей.

Оценка по компетенциям осуществляется с использованием словаря компетенций, который содержит описание компетенций и баллов.

Оценка компетенций руководителем структурного подразделения осуществляется путем заполнения бланка оценки по компетенциям непосредственным руководителем структурного подразделения, в чьем подчинении находится оцениваемый сотрудник.

Оценка компетенций коллегами внутри подразделения производится путем заполнения бланка оценки по компетенциям коллегами, определенными руководителем структурного подразделения, которые в процессе профессиональной деятельности взаимодействуют с оцениваемым (2 человека).

Оценка компетенций сотрудниками смежных подразделений представляет собой оценку компетенций руководителями и сотрудниками смежных подразделений, с которыми взаимодействует оцениваемый сотрудник в процессе деятельности (2 сотрудника разных структурных подразделений). Перечень смежных подразделений определяется руководителем структурного подразделения совместно с оцениваемым сотрудником на основании его должностной инструкции и выполненной за истекший период работы. Оценка компетенций в структурном подразделении, состоящем менее чем из 3 сотрудников (включая руководителя), производится руководителями и сотрудниками только смежных отделов (2 сотрудника разных структурных подразделений).

Самооценка проводится путем заполнения сотрудником бланка самооценки.

Итоговая оценка по компетенциям определяется как средняя оценка руководителя структурного подразделения, коллег внутри подразделения, сотрудников смежных подразделений и самооценка, и рассчитывается как отношение суммы всех средних оценок по компетенциям к общему количеству компетенций. Итоговая оценка по компетенциям приводится к проценту. Приведенный процент является отношением полученного фактического балла по компетенциям к максимальному баллу - 5 баллов, умноженным на 100 %.

Результатом оценки для каждого оцениваемого сотрудника является итоговый оценочный процент, который определяется как сумма итоговых процентов по ПЭД и компетенциям, скорректированных на значимость оценки. При этом значимость оценки по выполнению показателей эффективности составляет 80% (0,8), а по компетенциям - 20% (0,2). Оценка работников по ПЭД и по компетенциям происходит ежеквартально.

Подготовка к проведению оценки:

Под периодом проведения оценки подразумевается один календарный год. Отдел кадров за 1 месяц до начала периода оценки издает приказ о проведении оценки. Специалист отдела кадров формирует структуру электронных оценочных баз на сетевом диске в соответствии с организационной структурой и штатным расписанием. Не менее чем за 2 недели до начала периода оценки руководитель и сотрудники подразделения обсуждают и составляют планы на предстоящий год с поквартальной разбивкой. Специалист кадровой службы проводит разъяснительную беседу с руководителем подразделения по их составлению. Планы сотрудников структурного подразделения руководитель/ответственный заносит в электронную оценочную базу на сетевом диске.

Проведение оценки:

В конце каждого квартала руководитель и сотрудник структурного подразделения обсуждают результаты работы за данный квартал. До 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, руководителем структурного подразделения/ответственным лицом заполняется электронная оценочная база на работников подразделения на сетевом диске. Руководитель структурного подразделения/ответственное лицо готовит итоговую ведомость, заверенную всеми оцениваемыми работниками, и направляет ее в отдел кадров. Исправления, дополнения данных, занесенных в электронную оценочную базу, возможно только с согласования экспертной комиссии.

Организация и проведение экспертных комиссий:

Экспертные комиссии по подведению итогов оценки персонала в составе председателя (директор ОАО «Ивановский хлебозавод № 4»/технический директор), членов комиссии (начальники отделов, их заместители и руководители групп) и секретаря (специалиста кадровой службы), проводятся ежеквартально в соответствии с графиком, определенным Приложением к приказу ОАО «Ивановский хлебозавод № 4».

Специалист кадровой службы предоставляет в экспертную комиссию итоговые ведомости с оценками на сотрудников структурных подразделений. Экспертная комиссия на основании итоговых оценочных ведомостей выносит постановление. Руководитель информирует сотрудников о результатах оценки путем предоставления итоговых оценочных ведомостей, а также протокола заседания экспертной комиссии. Подписанные протокол заседания экспертной комиссии и итоговые оценочные ведомости предоставляются в кадровую службу.

Ответственность при проведении процедуры оценки:

Должностные лица, организующие и осуществляющие оценку персонала, несут персональную ответственность: за выполнение поставленных задач; за неразглашение информации в части обработки данных; за своевременное и достоверное предоставление информации, необходимой для оценки и отчетности; за соблюдение порядка ведения электронной оценочной базы и сохранность документации; за вежливое и тактичное обращение с оцениваемыми коллегами; за соблюдение принципов оценки персонала: объективность, достоверность, законность; за исполнение рекомендаций; руководитель структурного подразделения ответственен за сбор необходимых сведений о работе оцениваемого сотрудника.

Для организации проведения оценки руководитель подразделения должен: определить показатели эффективности деятельности сотрудника на квартал и оценить их выполнение сотрудником; обеспечить заполнение электронной оценочной базы на сотрудников своего подразделения.

Специалист кадровой службы ведет общую электронную оценочную базу по оценке персонала и несет ответственность за неразглашение данных итоговых оценочных ведомостей и протоколов экспертных комиссий.

Руководитель структурного подразделения доводит до сведения сотрудника результаты оценки.

Организация хранения данных:

Электронная оценочная база располагается на сетевом диске. Специалист отдела кадровой службы для обеспечения резервного копирования электронной оценочной базы до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, копирует электронную оценочную базу на съемный электронный носитель.

Итоговая оценочная ведомость и протокол оценочной комиссии являются конфиденциальной информацией и хранятся в личном деле сотрудника с соблюдением ст.ст. 85-90 ТК РФ в течение 15 лет. Оценочные бланки хранятся в кадровой службе в течение двух лет.

Руководителями структурных подразделений совместно со специалистами были разработаны показатели эффективности деятельности. Работа по оценке персонала велась согласно определенному графику.

Количество руководителей и специалистов, прошедших оценку персонала составило 110 человек.

Количество экспертных комиссий в организации при проведении оценки персонала - 7. В организации применяется автоматизированная программа (электронная оценочная база) оценки персонала, доступ к которой есть только у специалиста кадров, занимающегося оценкой персонала, у руководителей структурных подразделений, а также у высшего руководства. Данная программа все данные, внесенные в нее, пересчитывает в проценты и выводит конечные результаты по оценке показателей эффективности деятельности, оценке компетенций и общую оценку. Руководители раздают бланки оцениваемым, затем все полученные данные заносит самостоятельно в программу. Данная программа является интеллектуальной собственностью ОАО «Ивановский хлебозавод № 4».

Таким образом, данный метод оценки сочетает в себе сразу несколько методик: самооценка, оценка по компетенциям, оценка показателей эффективности деятельности. Получается, что работник оценивается сразу по комплексу критериев. Такая методика проведения оценки персонала вполне может считаться комплексной. Объективность оценки достигается тем, что работник оценивается сразу руководителем, сотрудниками и коллегами, а также проводит самооценку, а показатели эффективности деятельности разрабатывает совместно со своим руководителем.

Данная система имеет ряд преимуществ. К преимуществам можно отнести всестороннюю достаточно объективную оценку, ее комплексность, объединение нескольких методик (круговая оценка «360 градусов», оценка компетенций, оценка эффективности деятельности), участие в составлении показателей эффективности деятельности самого сотрудника (именно работник лучше всех понимает свою работу), обсуждение с руководителем результатов оценки, возможность не согласиться с результатами оценки и последующее рассмотрение данного несогласия в экспертной комиссии, обработка результатов проходит автоматизировано, работник не имеет доступа к базе данных (таким образом, не происходит искажение информации).

Оценка является объективной основой для составления программ обучения и развития персонала. Качественную и количественную потребность в обучении работников можно определять следующими методами: анализ информации о работниках (стаж работы, рабочий опыт, базовое образование, участие в программах обучения и повышения квалификации); регулярная оценка эффективности деятельности. В ходе регулярной оценки могут обнаружиться как сильные, так и слабые стороны в работе конкретного человека. После этого можно принимать решение о необходимости обучения и определение конкретной формы и содержания обучения; анализ долгосрочных и краткосрочных планов компании и планов отдельных подразделений с целью определения того, какой уровень квалификации и профессиональной подготовки персонала необходим для их успешной реализации. Каким должно быть обучение (содержание, используемые методы), которое позволит работникам достичь требуемого уровня квалификации и профессиональной подготовки; анализ несоответствий и предпринятых корректирующих действий. Проблемы организации, обусловленные плохой работой, нарушениями техники безопасности, неоправданно большими потерями рабочего времени и т. п., а также затраты, связанные с устранением несоответствий и их причин, также могут быть следствием недостаточной компетентности персонала; сбор и анализ заявок на обучение персонала от руководителей подразделений; предложения работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: