double arrow

Методология познания истории. Формации и цивилизации


Методология истории – дает ответ на вопрос что в человеческом обществе является первичным.

Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды, этапы и методы исторического познания, а также формы исторических знаний). Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.

В настоящее время"формационный"взгляд на исторический процесс мало удовлетворяет историков.

Важным недостатком данной теории является то, что едва ли не единственным основанием формационной схемы исторического процесса до сих пор остается понятие способа производства, включающее в себя ряд производных понятий. Но, ограничиваясь таким совершенно необходимым для теории формаций понятием, как "способ производства", невозможно ответить на простой вопрос: почему последовательность формаций (какой бы она ни была в представлениях науки) является именно такой? Иными словами, понятие способа производства само по себе еще не позволяет в достаточной мере аргументировать теорию формаций, в силу чего становится возможным существование взаимоисключающих трактовок исторического процесса (например, в дискуссии об "азиатском способе производства").




Цивилизационный подход к историческому процессу не является альтернативой формационному (как и наоборот), поскольку перед нами две стороны одного подхода. Теоретическими элементами, связывающими два подхода в один, являются, на наш взгляд, понятия "способности" и "потребности" человека, а также категория "уклад". (Мы исходим из традиционной трактовки широко распространенных в науке понятий "формация", "уклад",

Различным формационным концепциям часто противопоставляются цивилизационные ― в качестве альтернативного (дополнительного или даже единственно верного) способа описания и объяснения исторической реальности.

Вопрос 8







Сейчас читают про: