Проблемы, поставленные Кантом, разрабатывал Иоганн Фихте с позиций всеобщего «Я», в котором субъективное и объективное слито воедино. Фихте называл свою философию «наукоучением» и основывался на диалектики субъекта и объекта, теории и практики. По своей сути всеобщее Я Фихте выполняет суть первопринципа, который носит сверхчеловеческий, мировой характер. В этой концепции всеобщее Я полагает не-Я, развитие Я предстает как сложный бесконечный процесс восхождения от низших форм к высшим.
Исходным основанием познания, по Фихте, служит акт Я=Я. Мыслящий дух возникает посредством невыводимого, необъяснимого акта самосознания. Для Фихте самосознание возможно только как акт соотнесения своего Я с нечто, с иным. Результатом этого соотнесения является более всестороннее, глубокое познание Я. Тем самым Я порождает не-Я и Я;, отражаясь от этого не- Я, постигает свою суть. Сознание мыслит самое себя: мышление начинается с мысли о самом себе. Акт самосознания является той первоначальной деятельностью, из которой выводится весь мир представлений с его содержанием и формой. В этой рефлексивной деятельности проявляется активность субъекта. Деятельность субъекта порождает все, начиная с ощущений и кончая понятиями.
|
|
Следующий этап развития немецкой классической философии связан с именем Фридриха Шеллинга, начавшим свое развитие под влиянием идей Фихте. Вместе с тем интерес к изучению природы приводит его к отходу от фихтеанского наукоучения.. Принципиальные трудности выведения многообразия природы из «всеобщего Я» Фихте заставляют Шеллинга предположить, что природа динамична и развивается благодаря присущему ей единству противоположных сил. Будучи хорошо знакомым с новейшими открытиями естественных наук (в том числе, с теорией электричества) Шеллинг строит на них свою философскую картину мира, называя ее натурфилософией. Тем самым Шеллинг положил начало влиятельному в области философии природы направлению, когда разрозненные естественно-научные представления объединяются в целостную картину природы на основе неких заранее взятых философских принципов.
Натурфилософия Шеллинга призвана была решить традиционную проблему соотношения субъективного и объективного, Я и не-Я. Но поскольку природа, даже если она динамична и в основе ее лежит единство противоположностей, не может породить дух, а наука не позволяет доказать, что механическое, химическое могут породить дух, то Шеллинг пришел к выводу, что природа потенциально в основе своей духовна. Природа – бессознательная форма жизни разума, единственным назначением которой является порождение формы сознательной.Согласно Шеллингу, природа изначально обладает потенциалом духовности, тогда как человек стремится в реальности свои духовные способности. В последствие от этих пантеистических представлений Шеллинг перешел на позиции «абсолютного тождества». В его философии трансцендентального идеализма самосознание погружается в высшую объективность, где с помощью интеллектуальной интуиции достигается «абсолютное тождество» в форме единства всех противоположностей. И это означает совпадение свободы и необходимости. Реализация возможностей абсолютного тождества, по Шеллингу. Наступает в мире эстетики, философии, искусства.
|
|
Философия Шеллинга прошла несколько этапов в своем развитии, отразив особенности интеллектуального поиска того времени. Начав с натурфилософии, поздний Шеллинг стал на путь различения «позитивной» и «негативной» философии. «Негативная философия» основана на разума и занимается изучением сущности реально существующих вещей; «позитивная» основана на религии и откровении. Задачу культуры он видел в поиске их единства и интеграции.
Людвиг Феербах (1804 - 1872). Последн. великий представ. класс. нем. фил.
Первонач. Ф. увлекался ф. Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. С
т. зр. Ф., ид-м есть рационализированная религия, а ф. и религия по самому их
существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, в
осн. ф. - знание, стремл. раскрыть действит. прир. вещей. Задача ф.- критика
религии, разоблачение тех иллюзий, кот. составл. сущность религ. сознания.
Религия и близкая к ней по духу идеалистич. ф. возникают, по Ф., из чуждения
человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, кот. в
действитсти принадл. самому ч-ку. Так возник. трудноискоренимая иллюзия:
подлинный творец Бога - ч-к - рассматривается как творение Бога, ставится в
зависимость от последнего, и т.о. лишается свободы и самостоятельности. По
Ф., для освобождения от религ. заблуждений необх. понять, что ч-к - не
творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.
Однако мат-м Ф. не случайно хар-ся как антропологический. Он существенно
отличается от мат-ма 18 в., т.к. не сводит всякую реальность к механич. движ-
ю и рассм. природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания
Ф. - не отвлеч. понятие материи, как у большинства франц. матер-стов, а ч-к
как психофизич. единство души и тела. Исходя из такого понимания ч-ка, Ф.
отвергает его идеалистич. трактовку, при кот. ч-к рассматривается прежде
всего как духовное существо. По Ф., тело в его целостности как раз и
составляет сущность чел-ского Я; дух. начало в ч-ке не м. быть отделено от
телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется
организмом. Чел. природа толкуется Ф. преимущ. биологически, и отдельный
индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено
в развитии человеч. рода.
Критикуя идеалистическую трактовку познания и недовол. абстрактным мышлением,
Ф. апеллирует к чувств. созерцанию, полагая, что ощущение составл. единств.
источник познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение,
слух, осязание, обоняние обладает подлинной реальностью. С помощью орг.
чувств мы познаем как физич. объекты, так и психич. состояния других людей;
не признавая никакой сверхчувств. реальности, Ф. отверг. и возможность чисто
отвлеченного познания с пом. разума. Антропологич. принцип Ф. в теории
познания выр. в том, что он по-новому интерпретирует само понятие “объект”.
По Ф. понятие объекта первоначально формируется в опыте чел. общения, поэтому
первый объект для ч-ка - это другой человек. Из внутр. связи людей,
основанной на чувстве любви, возникает альтруистич. мораль, кот., по Ф.,
должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу есть лишь
отчужденная, ложная форма подлинной любви к другим людям. Антроп. мат-м Ф.
возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля. Ф. встал на
защиту именно природно-биологического начала в человеке.