double arrow

Философская концепция Гегеля. Структура гегелевской философии


Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831). Высшим достижением нем. кл. фил.

являлась диалектика Г. великая заслуга которого состоит в том, что он впервые

представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е.

в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал

попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение

философии Г. заключалось в том, что в ней в систематической форме было

изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический

метод исследования. Г. разрабатывал диалектику как философскую науку,

обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности

развития объективной действительности. В особенности же Г. стремился

исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического

способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и

основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в

идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и

количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.




Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество

плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1.

Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении

количественных отношений после определенной стадии происходит изменение

качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание

отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью

его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого

объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Развитие

происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей.

Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина

развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально

тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие -

противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба

ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или

компромисс.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель

отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет

никаких непреодолимых преград для познания. «Все что разумно - действительно,

а все что действительно – разумно». Абсолютный идеализм Гегеля заключается в

выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1.

субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух.



Абсолют является в этих трех ипостасях.

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм. Тождество бытия и мышления

служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против

агностицизма Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его

система вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, фил.

права и этику, фил. государства и гражданского общ., фил. религиии и

эстетику, историю философии и фил. истории и т.д.

Г. фил. проникнута глубоким противоречием. Метод, разраб Г., направлен на

бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл. абс. дух, а

целью - самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено.

То есть система познания, пройдя цикл познават. ступеней, завершится

последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл. сама фил.

Гегеля. Т.о., противор. методом и системой Г. есть противоречие между

конечным и бесконечным. Данное противор. у Г. отнюдь не диалектично, ибо не

явл. источником дальнейшего развития. Нет диалектики материи - нет ее

развития во времени. Так как это просто результат материализации идеи или ее

отчуждения.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную,

античную и германскую.







Сейчас читают про: