Философские учения И.Г. Фихте и Ф. Шеллинга

Фихте Иоганн Готлиб (1762—1814) —нем. философ, второй по времени после Канта деятель нем. классического идеализма. Проф. Иенского (уволен из него в связи с обвинением в атеизме) и Берлинского ун-тов. Ф. выступал с критикой сословных привилегий, ратовал за объединение Германии и отмену феодальной раздробленности. Выдвинул значение «практической» философии — вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, однако свел «практику» к деятельности одного лишь морального сознания. Предпосылкой «практической» философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно науку о науке — «наукоучение». В основе «Наукоучения» Ф. (1794) лежит теория субъективного идеализма. Ф. отбросил учение Канта о «вещи в себе» и пытался вывести все разнообразие форм познания из одного»- субъективно-идеалистического начала. Это начало состоит в том, что философ полагает некий абсолютный субъект, к-рый он наделяет бесконечной активной деятельностью и к-рый творит мир. Фихтевское исходное «Я» не только не индивидуальное «Я», но и не субстанция вроде субстанции Спинозы, а нравственная деятельность сознания. Из этого мистического исходного «Я» Ф. Выводит отдельное «Я», под к-рым он понимает не абсолютный, а всего лишь ограниченный человеческий субъект, или эмпирическое «Я», к-рому противостоит — тоже эмпирическая — природа. Отсюда Ф. заключает, что теоретическая философия, положив «Я» и «не-Я», необходимо противополагает их друг другу — в пределах того же исходного абсолютного «Я» — как результат его ограничения или разделения. Следуя этому своеобразному методу «полагания», «противополагания» н «синтезирования», Ф. развил систему категорий бытия н мышления, как теоретических, так и практических. Метод Ф., в к-ром развиты некоторые черты идеалистической диалектики, называется «антитетическим», т. к. антитезис собственно не выводится у Ф. из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность. Органом разумного познания Ф. признал непосредственное созерцание истины умом, т. е. «интеллектуальную интуицию». В этике центральным вопросом для Ф. Стал вопрос о свободе, интерес к к-рому был обострен событиями фр. буржуазной революции. Подобно Спинозе Ф. видит в свободе не беспричинный акт, но действие, основанное на познании непреложной необходимости. Однако в отличие от него Ф. ставит степень свободы, доступную людям, в зависимость не от индивидуальной мудрости, а от исторической эпохи, к-рой принадлежит индивид. Не найдя сил преодолеть иллюзии, порожденные отсталостью совр. ему Германии, Ф. Разработал утопический проект устройства нем. буржуазного об-ва в форме «замкнутого торгового государства». Выражая особенности буржуазного развития Германии, проект этот отмечен рядом реакционных черт, в т. ч. чертой националистической нем. исключительности. Классики марксизма-ленинизма дали глубокую оценку прогрессивных и реакционных сторон учения Ф. В числе философов, происхождением от к-рых гордятся нем. коммунисты, Энгельс называл н Ф. Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775—1854) — нем. философ, третий по времени в плеяде нем. классических идеалистов. Проф. в Иене, Эрлангене и Берлине; член Мюнхенской академия наук.

Выступил в 90-е гг. с серией работ по вопросам философии природы. Использовав идеи Канта и учение Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес идею развития в понимание природы. В своей «Системе трансцендентального идеализма» (1800) пытался сочетать субъективный идеализм Фихте с объективным идеализмом собственной системы. По Ш., философия должна дать ответ на два вопроса: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приходит к возникновению сознания и каким образом, наоборот, сознание, к-рое само по себе есть лишь субъект, становится объектом. На первый вопрос отвечает «философия природы», на второй — учение «трансцендентального идеализма». Отличие своей системы от субъективного идеализма Фихте Ш. видел в том, что фихтевскому исхождению от субъекта он противопоставил — в философия природы — исследование, для к-рого первичным является объективное. При этом под субъективным Ш. понимает не сознание отдельного лица, а непосредственное созерцание разумом самого предмета, или «интеллектуальную интуицию». В отличие от Фихте, Ш. распространил «интеллектуальную интуицию» на все ступени размышления («рефлексии») сознания по поводу его собственной деятельности. Достигнув понимания собственной спонтанности, сознание постигает себя одновременно и как подчиненное необходимости, и как свободное. Через свободные действия отдельных людей необходимо действует и проявляется закономерный процесс, в к-ром сочетаются в единство дух я природа, субъект и объект, свобода и необходимость. Задуманное как диалектика необходимости и свободы в истории, но развитое на основе идеализма и мистики, учение Ш. на деле свелось к фаталиазму и к полному отрицанию предвидения в истории. От «философии природы» и системы «трансцендентального идеализма» Ш. перешел к «философии тождества» - новой форме объективного идеализма. Гл. проблемой учения Ш. Становится идея тождества объекта и субъекта, высшим законом объявляется закон тождества единого разума с самим собой. В абсолюте происходит процесс самопознания тождества - переход от единого ко многому. Учение Ш. о свободе получило дальнейшее развитие в «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы и о связанных с этим предметах» (1809). Вместе с Фихте Ш. понимал свободу как познанную необходимость, видел в явлении свободы не подвиг отдельного лица, а достижение об-ва. Приблизительно с 1815 Ш. перешел к новой - и последней - фазе своего развития: к мистической «философии мифологии и откровения». Учение этого периода отличается крайним усилением мистических элементов мировоззрения Ш. Теперь Ш. клеймит всякую философию, основывающуюся на разуме. Ей он противопоставляет «философию откровения», к-рая ищет истину по ту сторону границ разума - в «религиозном опыте». Публичная пропаганда «философии откровения», развитая Ш., провалилась.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: