double arrow

Проблема сознания в философии. Сознание и познание. Самосознание и личность. Творческая активность сознания


Проблема сознания - одна из важнейших и загадочных Она как философская категория имеет сложную и противоречивую историю, характеризуется многозначностью подходов и толкований Это свидетельствует одновременно про пристальное внимание философов к проблеме сознания, актуальность которой объясняется тем, что:

- без выяснения природы человеческого сознания нельзя определить место и роль человека в мире, особенности его взаимоотношений с окружающей действительностью;

- вопрос о сущности сознания, о ее связи с бытием является одним из важнейших мировоззренческих и методологических аспектов каждого философского направления;

- все проблемы современной общественной практики органически связаны с исследованиями сознания Это касается острых и актуальных проблем общественного развития, взаимодействия человека и техники, отношение научного-технического прогресса и природы, проблем воспитания, общения людей .

Одним из важных философских вопросов всегда был и остается вопрос о связи между сознанием и бытием

Материалистическая позиция, исходя из примата бытия над сознанием, не исключает того, что человеческая деятельность всегда предполагает сознание, что она \"пронизана\" сознанием Бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, \"механизмом\" вписывания человека в эту целостную систему .




Итак, вторичность сознания относительно человеческого бытия выступает как вторичность элемента относительно системы, вторичность условия и предпосылки относительно целостной структуры деятельности

Сознание - это особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своих способов общения, которые возникают и развиваются на основе практично-преобразовательной деятельности.

Материалистическая философия, исходя из принципа материального единства мира, органической включенности человека в целостность живой и неживой природы, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи - мозга Поэтому необходимо проследить генетические истоки сознания именно в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции.

важной предпосылкой такого исследования является анализ отображения формы материального взаимодействия, на основе которой возникают психика и сознание

Отражение - это способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с ними

Подход в исследовании отражение должно быть последовательно генетическим, историческим Следует рассматривать развитие конкретных форм и видов отображения, их осложнения, совершенствование в процессе развития форм движения материй.



Характер отражения зависит от:

- природы воздействия;

- особенностей, качественной специфики тела отражает есть появление более сложных материальных объектов предопределяет появление новых, более сложных форм отражения

Так, наиболее простым материальным объектам соответствует физическая форма отражения С появлением белковых тел возникает биологическая форма отражения - чувственность

Возникновение живого вещества сопровождалось появлением еще более сложной биологической формы отражения – раздражимости. Это свойство простой живого вещества отвечать на воздействие внешнего мира (поворот головки подсолнечника за солнцем в течение дня).

Более сложным свойством живого вещества есть ощущение, возникающее на основе осложнения раздражимости Ощущение - это определенный внутреннее состояние живого вещества, который заключается в мобилизации возможностей организму, его ресурсов для осуществления реальных действий, необходимых для удовлетворения потребностей организму.

Формы отражения в живой природе развиваются в направлении роста роли этого внутреннего состояния мобилизации, настройки организма на решение жизненных задач

Возникновение ощущений связано с формированием особой материальной структуры, отвечающей за отображение, - нервной ткани, постепенно развивается в сложные нервные системы



Сначала примитивные нервные клетки под воздействием внешней среды специализируются, происходит распределение функций между отдельными группами нервных клеток Затем возникает центральная нервная система, то действия организма регулируются из одного центра - головного мозга.

Ощущение является элементарной формой психического Более сложной формой является восприятие и представления Восприятие - это синтез ощущений, полученных от различных органов чувств Представление - это способность сохранять образ предмета в мозге не только тогда, когда предмет непосредственно воздействует на органы чувств, но и тогда, когда этого влияния нет.

Кроме ощущений, которые дают непосредственное знание о мире, человеку свойственна высшая форма проявления сознания - понятийное мышление Только человеку присущи высшие психические функции - мышление, память, воля, эмоции

Сознания соответствует специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействие с миром Этим способом является практика, т.е. практически-преобразовательное отношение к действительности, с помощью которого человек создает с свое \"неорганическое тело\", \"вторую природу\" и вообще творит культуру Формирование культуры на основе практики влечет возникновение сознания В последний с необходимостью фиксируются навыки, способы, нормы практической деятельности Поскольку эти навыки, способы и нормы имеют общественную природу, т.е. возникают, реализуются и воспроизводятся в совместной, коллективной деятельности, то и формы отображения, в которых они закрепляются, всегда имеют социальный характер.

навыки, способы, нормы практической деятельности всегда предполагают определенное общение людей, их кооперацию Отсюда - человеческое сознание имеет общественную природу

Проблема сознания в философии одна из сложнейших, поскольку требует абстрагирования от предмета мысли. Познать сознание возможно, если занять позицию вненаходимости по отношению к нему, но в действительности это невозможно, т.е. нельзя «выйти» из собственного сознания, чтобы его познать. В этой связи философия рассматривает сознание через отношение его к чему-либо, например, в направленности к бытию (интенциональность), к самому себе (рефлексивность).

Все формы психической деятельности, начиная с самой простой, элементарной - условного рефлекса, и заканчивая высшей - сознанием, выполняют функцию ориентации живого существа во внешней среде, в окружающем мире. Чем сложнее устроена эта среда, тем более сложной должна быть организация психики (души), позволяющая успешно ориентироваться в такой среде. Довольно сложно с философских позиций объяснить взаимосвязь сознания и психики.

Сознание есть форма ориентации индивида в мире культуры, в окружающей среде. Эта среда формировалась в течение тысячелетий истории человечества, она создана трудом множества поколений людей. Каждый предмет в культуре имеет какое-либо идеальное общественное значение. Сознание позволяет человеку ориентироваться в этой идеальной среде, в мире значений.

Функционально сознание понимают как мышление, т.е. операциональную систему. Весьма приблизительно сознание объясняется и через функцию мозга. Такой взгляд, распространенный в естествознании (биологии, медицине), не способен охватить ценностно-смысловую деятельность сознания, которая выходит за рамки физиологического описания и понимания явления.

Для человека сознание представлено в познавательной деятельности. Человеческое познание начинается с усвоения значений простейших предметов культуры. Оперируя этими предметами, ребенок перенимает и заключенные в них значения, и учится оперировать этими значениями как таковыми (главным образом, в плане словесно-речевом), не трогая реальных предметов. Эта деятельность с чистыми значениями вещей и есть сознание.

Направленность сознания на себя, выраженное в субстанциональном нахождении «Я» личности, есть самосознание. Самосознание (то, что мы зовем своим «я») - это атрибут личности, функция ее психики, позволяющая человеку ориентироваться в общественной, культурной среде. Но личность и сама - частица этой среды, феномен культуры. Направляя свое сознание на саму себя, стараясь разобраться в себе, личность обретает самосознание и определяет свое место в бытии. Однако личность есть нечто гораздо большее, чем ее самосознание, т.к. в отношениях с окружающим миром она образует свой индивидуальный мир, в центре которого находится Я, а на периферии различные социальные связи и общественно значимые предметы. В структуре самосознания личности условно можно выделить - «Я идеальное» и «Я реальное». Первое означает цель саморазвития и пределы личностного роста, заключенные в достижении желаемых качеств, положения в обществе, знаний и т.п. Второе складывается в противоречии мнений окружающих людей о личности и ее индивидуальных представлений о себе, их взвешенная оценка показательна для гармоничной личности.

В социально-гуманитарных науках до конца не выяснен вопрос о приоритетах социального и биологического в человеке. Эта проблема относится и к личности, сформированность которой одни усматривают от рождения, другие от стадии взросления. В психологии и педагогике считается, что личностью становится каждый человек в процессе социализации, в философии же нет единства мнения о том, всякий ли человек становится личностью, обладающей иерархией ценностей, высоким чувством ответственности, потребностью в самосовершенстве, представлениями о смысле жизни.







Сейчас читают про: