Ведение мушарка счёта на основе суточного дебита

3. Многие финансовые институты предоставляют оборотный капитал предприятиям, открывая для них текущий счет, с которого они могут снимать средства в различные периоды времени, в то же время, возвращая на счет свою избыточную ликвидность. Таким образом, процесс расхода и прихода продолжается до истечения обусловленного срока, и проценты вычисляются на основе суточного дебита.

Может ли подобная договоренность быть осуществлена посредством мушарака и мудараба? Очевидно, будучи новым явлением, мы не сможет найти специального ответа на этот вопрос в классических работах исламского фикха. Однако, учитывая основные принципы мушарака, могут быть предложены следующие принципы:

1) Определенный процент от фактической прибыли должен быть определён для управляющего.

2) Оставшийся процент от прибыли предназначен для распределения между инвесторами.

3) Все убытки, при наличии таковых, должны быть понесены инвесторами только в точной пропорции в соответствии с их долей инвестиций.

4) Средний остаток взносов на счете мушарака, вычисленный на основе суточного дебита, нужно рассматривать как долевой капитал финансиста.

5) Прибыль, накопленная в конце периода, должна вычисляться на основе суточного дебита, и должна быть распределена соответствующим образом.

Если данные принципы согласованы между сторонами, то подобное не выглядит как нарушение каких-либо принципов мушарака. Однако данный вариант нуждается в дальнейшем рассмотрении и исследовании экспертами исламского права. Фактически, это означает соглашение сторон на принцип, что прибыль, накопленная по договору мушарака в конце периода, будет разделена на капитал, используемый в день, что в свою очередь приведет к усреднению прибыли, заработанной каждой рупией в день. Размер данной средней прибыли на рупию в день будет умножен на число дней, на которое каждый инвестор вложил капитал в бизнес, что впоследствии определит размер причитающейся прибыли на основе суточного дебита.

Некоторые современные ученые не дозволяют данный метод определения прибыли на том основании, что он является лишь гипотетическим методом, который не отражает фактическую прибыль, заработанную партнером по договору мушарака. Это связано с вероятностью того, что бизнес мог заработать огромную прибыль в тот период, когда определённый инвестор не имел вложенных в бизнес средств, или инвестировал их в очень незначительном количестве. Тем не менее, при распределении прибыли он будет иметь такие же права, как и другие инвесторы, которые вложили большие суммы в бизнес в этом периоде.

С другой стороны, предприятие может нести большие убытки в том периоде, когда этот же самый инвестор вложил значительные средства в него. Также он распределит часть своего убытка между другими инвесторами, у которых не было никаких инвестиций в тот период, или их размер инвестиций был незначителен.

Этот аргумент может быть опровергнут на основании того, что не является обязательным в сделке мушарака чтобы партнёр получал прибыль только за счёт собственных денег. Как только мушарака-пул получит существование, доходы, накапливаясь в едином фонде, причитаются всем участникам, невзирая на то, были использованы их деньги в той или иной конкретной сделке или нет. Это особенно верно для ханафитской школы, которая не считает обязательным для действительности контракта мушарака, чтобы денежные взносы участников были смешаны между собой. Это означает, что если лицо А вступило в сделку мушарака с лицом Б, но пока ещё не внесло свои деньги в общий фонд, то оно всё же будет иметь право на долю в прибыли от сделок, совершенных лицом Б по мушарака на свои собственные деньги1. Хотя его право на долю в прибыли будет зависеть от вложения им необходимой суммы денег, факт остается фактом - доход от конкретной сделки был получен не непосредственно от его денег, потому что деньги уплаченные им на поздней стадии могли быть использованы для иной сделки.

Предположим, лицо А и лицо Б вступили в контракт мушарака, чтобы вести бизнес на на сумму 100000 рупий. Они договорились, что каждый из них внесет по 50000 рупий и доходы будут распределятся между ними поровну. Допустим, лицо А пока ещё не инвестировало свои 50000 рупий в общий пул. Однако в это время лицо Б выбрало выгодную сделку и приобрело два кондиционера для мушарака за 50000 рупий, вложенных им же самим, и продав их в последствии за 60000 рупий каждый, таким образом заработало прибыль в 10000 рупий. Лицо А вложило свою долю – 50000 рупий после этой сделки. Партнеры приобрели два рефрижератора посредством этого вклада, которые были проданы по цене 48000 рупий, что означает, что эта сделка привела к убытку в 2000 рупий. Хотя сделка совершенная деньгами лица А принесла убыток в 2000 рупий, а прибыльная сделка с кондиционерами была полностью профинансирована деньгами лица Б, в которую лицо А не вносило своего вклада, лицо А всё же будет иметь право на долю в прибыли от первой сделки. Убыток в 2000 рупий во второй сделке будет отделен от прибыли в первой сделке понижая совокупную прибыль до 8000 рупий. Эта прибыль в 8000 рупий будет разделена между двумя участниками поровну. Это означает, что лицо А получит 4000 рупий даже при том, что сделка осуществлённая его деньгами принесла убыток.

Причина в том, что как только стороны вступают в контракт мушарака, все последующие сделки, совершенные для мушарака приходятся на имя общего фонда, невзирая на то, чьи конкретно деньги использовались в них. Каждый партнер имеет отношение к каждой сделке по причине его вступления в контракт мушарака.

Возражение к вышеизложенному объяснению может заключаться в том, что в данном случае лицо А приняло на себя обязательство осуществить вклад в размере 50000 рупий и таким образом вклад был определён до того, как оно вложило указанную сумму в сделку мушарака. Однако в предлагаемом текущем счете мушарака, куда партнеры вкладывают и выходят каждый день, никто не берёт на себя обязательства вкладывать какую-либо определённую сумму. Следовательно, капитал вкладываемый каждым из партнёров не известен в момент вступления в мушарака, что делает контракт недействительным.

Ответом на это возражение может быть следующее - традиционные ученые исламского фикха имеют различные точки зрения относительного того, является ли необходимым для действительности контракта мушарака, чтобы вкладываемый капитал был заранее известен партнерам. Ученые ханафитского мазхаба единодушны во мнении что это не является предварительным условием. Аль-Касани, известный ханафитский правовед, пишет:

«В соответствии с нашей ханафитской школой, не является условием для действительности мушарака чтобы сумма капитала была известна, в то время как подобное условие есть в школе Имама аш-Шафии. Наш аргумент заключается в том что джахаля (неопределённость) сама по себе не делает контракт недействительным, до тех пор пока она не приводит к разногласиям. А неопределённость относительно капитала во время мушарака не приводит к разногласиям, так как это становится известным во время покупки товаров для мушарака, следовательно это не приводит к неопределённости прибыли в момент её распределения2.

Следовательно, из вышесказанного является очевидным, что даже если сумма капитала не известна во время сделки мушарака, контракт является действительным. Единственным условием является то, что это не должно привести к неопределенности в момент распределения прибыли. Распределение прибыли на основе суточного дебита обеспечивает это условие.

Правдой является то, что понятие текущей мушарака, когда партнеры извлекают некоторые суммы и вкладывают новые, а прибыль рассчитывается на основе суточного дебита, не может быть найдена в классических книгах по исламскому фикху. Однако, только один этот факт не может делать подобное новое условие недействительным в Шариате, в случае если это условие не нарушает никаких базовых принципов сделки мушарака. В предложенной системе все участники договариваются на равных условиях. Прибыль каждого партнера подсчитывается на основе периода, в течении которого его деньги находились в общем пуле. Несомненным является факт, что совокупный доход, полученный общим фонде, образуется в результате совместного использования различных сумм, вложенных участниками в разное время. Поэтому если все они пришли ко взаимному согласию распределять прибыль на основе суточного дебита, то не существует запрета в Шариате, который бы делал эту сделку недействительной; скорее она попадает под действие общего правила, переданного Достопочтенным Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в его известном хадисе который уже многократно цитировался в этой книге:

المسلمون على شروطهم الا أحل حراما أو حرم حلالا

«Мусульмане обязаны выполнять свои условия, кроме условия которое запрещает разрешенное или разрешает запрещенное».

Если распределение на основе суточного дебита не будет принято, это будет означать, что ни один партнер не сможет ни извлечь какую-либо сумму, ни вложить новые суммы в общий фонд. Таким образом никто не сможет присоединиться к общему фонду, кроме как в особые даты начала нового периода. Подобная система абсолютно неосуществима в отношении депозитов банков и финансовых институтов, где счета дебетуются и кредитуются вкладчиками много раз в день. Непринятие концепции суточного дебита сделает необходимым ждать месяцами прежде чем получить возможность разместить свободные деньги на доходный счёт. Это затруднит использование сбережений для развития промышленности и торговли и станет причиной задержки циклов финансовой активности на долгие периоды. Нет другого решения этой проблемы кроме того как применить метод суточного дебита для расчёта прибыли и так как нет конкретного запрета в Шариате на это, то не существует причины чтобы этот метод не был принят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: