Обещание покупки

Другим важным аспектом который стал предметом острых дискуссий между шариатскими учёными является то, что банк/финансист не может не может осуществлять продажу в то время как клиент прибегает к нему за муарабаха финансированием, потому что необходимый товар в этот момент не находиться в собственности банка, а, как было разъяснено ранее, нельзя продавать товар который не находиться в собственности продавца, и так же нельзя осуществлять форвардную продажу. Следовательно, ему необходимо купить данный товар у поставщика и только после физического или конструктивного овладения им, он может продать его клиенту. С другой стороны, клиент не обязан покупать товар, после того как приобрёл его у поставщика, и финансист рискует столкнуться с ситуацией при которой он понесёт значительные затраты на приобретение товара, а клиент откажется покупать его. При этом товар может быть такого свойства, что он не будет иметь широкого спроса на рынке и будет очень тяжело реализовать его. В этом случае финансист может понести неприемлемые потери.

Выход из этой проблемы в процедуре мурабаха может быть найден посредством подписания с клиентом обещания по покупке товара, в тот момент когда он будет приобретён финансистом. Таким образом, вместо двустороннего контракта по форвардной продаже, это будет односторонним обещанием клиента, которое будет обязывать его, но не финансиста. Будучи односторонним обещанием, данные отношения будут иметь серьёзные отличия от двустороннего форвардного контракта.

Это решение ограничено тем обстоятельством, что одностороннее обещание создаёт лишь моральное обязательство, которое не может быть принуждено к исполнению, в соответствии с Шариатом, посредством судебных органов. Это приводит нас к вопросу, может ли одностороннее обещание быть принуждаемым к исполнению с точки зрения Шариата. Основное мнение состоит в том, что не может, однако прежде чем принять его, мы должны оценить его в свете первоисточников Шариата.

Всестороннее изучение соответствующих материалов в книгах по исламскому праву говорит о том, что фукаха (исламские правоведы) имеют различные мнения по этому вопросу. Их мнения могут быть сведены к следующему:

1. Многие из них сходятся во мнении, что выполнение обещаний это благородное качество и рекомендуется чтобы обещающий принимал это во внимание, и его нарушение недопустимо, однако это не является обязательным (уаджиб), и не может быть принуждено к исполнению посредством судебных органов. Это мнение относят имаму Абу Ханифе, имаму Шафии, имам Ахмаду и некоторым маликитским правоведам3.

2. Большое количество исламских правоведов придерживаются мнения, что выполнение обещаний является обязательным и обещающий находиться как под моральным, так и под юридическим обязательством для выполнения своего обещания. В соответствии с их мнением, обещание может быть принуждено к исполнению посредством судебных органов. Это мнение относят к Самуре ибн Джунубу, да будет доволен им Аллах, известному сподвижнику Достопочтенного Пророка, мир ему и благословение, Умару ибн АбдельАзизу, Хасану аль-Басри, Саиду ибн Ашуа, Исхаку ибн Равахе и имаму аль-Бухари4. Аналогичным является мнение и некоторых маликитских учёных, а так же предпочитается ибн аль-Араби и ибн аш-Шатом, одобряется имамом аль-Газали, известным шафиитским правоведом, которые говорят что обещание может быть принуждено к исполнению, если было сделано в безусловных выражениях. Подобного мнения придерживается и ибн Шубрума5. Третье мнение представлено некоторыми маликитскими правоведами. Они говорят, что при нормальных обстоятельствах, обещание не может быть принуждено к исполнению, но если обещание, даваемое обещающим, может стать причиной понесённых затрат или использования рабочей силы, или же стать причиной появления обязательств, является обязательным выполнить обещание, для чего даже обещающий может быть принуждён даже посредством судебных органов6.

Некоторые современные учёные утверждают, что те правоведы, которые признали возможность принуждения к исполнению в отношении обещаний, сделали это только применительно к подаркам или другим благотворительным платежам, но никто из них не признал подобное в отношении двусторонних коммерческих или денежных операций. Однако, основываясь на тщательном изучении, представляется что данное утверждение не является верным, так как маликитские и ханафитские правоведы дозволили операцию «Бай биль-уафа» на основе возможности принуждения к исполнению в отношении обещания. Бай биль-уафа это особый вид продажи в рамках которого покупатель недвижимого имущества принимает на себя обязательство, что в любое время когда продавец предложит ему цену оплаты обратно, он обязан будет перепродать ему эту недвижимость. Вопрос дозволенности бай биль-уафа уже рассматривался в подробностях в рамках первого раздела когда давалось разъяснение концепции жилищного финансирования на основе убывающей мушарака. Главным выводом нашего изучения было, что если выкуп покупателем сделан условием изначального договора, то эта операция не является действительной, если стороны вступили в договор не ставя условий дополнительной сделки, однако покупатель сделал отдельное и независимое обещание по выкупу имущества, это обещание будет иметь возможность принуждения к его исполнению в отношении обещающего посредством судебных органов. Возможность принуждения к исполнению в этом случае была допущена как маликитскими, так и ханафитскими учёными7.

Очевидно, что это обещание не имеет отношение к подаркам. Это обещание осуществить покупку в будущем. Однако, маликитские и ханафитские правоведы признали возможность принуждения к исполнению обещания посредством судебных органов. Это является ясным доказательство того факта, что правоведы, кто считает возможность исполнения обещания посредством принуждения не ограничивают её исключительно в отношении обещаний о подарках и т.п. Аналогичный принцип применим, по их мнению, к обещаниям в отношении осуществления двустороннего контракта в будущем.

В действительности, Священный Коран и Сунна Достопочтенного Пророка, мир ему и благословение Аллаха, уделяет особое внимание выполнению обещаний. В Священном Коране говориться:

وَأَوْفُوا الْكَيْلَ إِذا كِلْتُمْ وَزِنُواْ بِالقِسْطَاسِ الْمُسْتَقِيمِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً

«И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (Священный Коран, 17:34).

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ

كَبُرَ مَقْتاً عِندَ اللَّهِ أَن تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُون

«О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (Священный Коран, 61:2-3)

Имам Абу Бакр ад-Джасас сказал, что эти аяты Священного Корана подчёркивают, что если кто-либо обязался совершить что-то, не важно сделано это в отношении поклонения или контрактов, является обязательным для него сделать это8.

Приводится, что Достопочтенный Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт9».

Это лишь один из примеров. Существует множество предписаний в хадисах Достопочтенного Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в которых он приказывает выполнять обещания и является однозначно запрещённым нарушать их, за исключением правомерных причин.

Следовательно, исходя из этих предписаний является очевидным, что выполнение обещаний является обязательным. Однако вопрос заключается в том, может ли обещание приводиться в исполнение посредством вмешательства судебных органов, что зависит от природы обещания. Совершенно очевидно что некоторые виды обещаний не могут приводиться в исполнение посредством вмешательства судебных органов. Например, во время знакомства стороны обещают осуществить женитьбу. Эти обещания создают моральные обязательства, но совершенно очевидно что они не могут приводиться в исполнение посредством вмешательства судебных органов. Однако в коммерческих сделках, при которых одна сторона даёт безусловное обязательство продать или купить что-либо и по этой причине другая сторона принимает на себя какие-либо обязательства, не существует причин по которым данное обещание не может принуждаться к исполнению. Следовательно, на основе ясных предписаний Ислама, если стороны соглашаются что данное конкретное обещание будет принуждаться к исполнению, это соглашение будет являться действительным.

Этот вопрос касается не только лишь сделки мурабаха. Если в коммерческих операциях обещания не могут быть принуждаемыми к исполнению, то это может серьёзно подвергать опасности коммерческую деятельность. Если кто-либо закажет продавцу доставить определённый товар и пообещает купить его, на основании чего продавец осуществит операцию импорта товара из-за рубежа и понесёт большие затраты, как может быть дозволенным покупателю отказаться от покупки? Не существует никаких препятствий ни в Священном Коране, ни в Сунне которые бы запрещали делать подобные обещания принуждаемыми к исполнению.

Именно на этой основе Исламская Академия Фикха постановила что обещания в коммерческих сделках могут быть принуждаемыми к исполнению, с соблюдением следующих условий:

а) Обещание должно быть односторонним.

б) Это обещание становится причиной принятия на себя определённых обязательств.

в) В случае с обещанием покупки чего-либо, продажа должна осуществляться в назначенное время посредством обмена предложения (оферты) и приёмки (акцепта).

г) В случае если обещающий отказывается от выполнения своего обещания, судебные органы могут принудить его к покупке товара или покрытию ущерба продавца8.

Таким образом, является дозволенным чтобы клиент дал обещание финансисту что он купит товар после того как последний приобретёт его у поставщика. Это обещание будет принуждаемым к исполнению, что может быть осуществлено судебными органами образом описанным выше. Это обещание не означает реальной продажи. Это будет являться просто обещанием и реальная продажа будет осуществлена только после того, как товар будет приобретён финансистом, после чего должен произойти обмен предложением (офертой) и приёмкой (акцептом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: