Контрольная функция

Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием этих средств по целевому назначению.

Пример Собранные средства расходуются не на строительство гидроэлектростанции, а на строительство дач госслужащим. Оправдано ли в данном случае создание централизованного фонда ресурсов? Скорее всего, нет.

Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования.

Регулирующая функция

Пример: Представим, что ресурсы были аккумулированы, правильно были выбраны пути инвестирования (строительство гидроэлектростанции). Однако в результате постройки выяснилось, что были затоплены ценные сельхозземли, и прилежащие районы переживают экономическую стагнацию. Как помочь выровнять уровень развития района? Один из путей - предоставить ресурсы, необходимые для выправления сложившейся ситуации. Эти ресурсы могут быть предоставлены банком или финансовой компанией (однако инвестиции долгосрочные и не сулят высокой прибыли). Предоставлении дотации государственным бюджетом в таком случае характеризует третью - регулирующую - функцию финансов.

Эта функция связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Вся совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов, составляет
финансовую систему общества.

В советский период в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему, государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы
(схема 1).

В целом, вся система финансов состоит из трех укрупненных подсистем: государственных финансов; страхования; финансов хозяйствующих субъектов (предприятий).

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования денежных фондов в свою очередь делятся на более частные подсистемы (звенья).

1. Государственные финансы включают:

· бюджетную систему;

· внебюджетные фонды;

· государственный кредит.

2. Страхование включает:

· личное страхование;

· имущественное страхование;

· страхование ответственности.

3. Финансы хозяйствующих субъектов включают:

· финансы коммерческих предприятий и организаций;

· финансовых посредников (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);

· финансы некоммерческих организаций.

Схема 1. Финансовая система РФ

Процесс организации и регулирования финансовой системы общества всегда осуществляется государством в лице уполномоченных финансовых органов, что определяет ключевую роль финансовой системы государства.

Финансовая система России построена в соответствии с принципами:

· сочетания территориального и отраслевого подходов;

· обеспечения необходимого уровня финансовой самостоятельности региональных финансовых органов с сохранением централизованного управления системой в целом;

· четкой дифференциации управления по сферам движения финансовых ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: