Цивилизационный подход

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен, Н. Данилевский, К. Леонтьев, П. Сорокин и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.) Основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация.

Первоначально термином «цивилизация» обозначали определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. Отличительными признаками цивилизации является появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности. В более широком плане под цивилизацией чаще всего понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии.

Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет на себе печать своеобразия той или иной цивилизации.

Согласно этому подходу культурно-исторические типы — это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные только для них особенности культурного и социального развития.

С юридической точки зрения более ценным представляется цивилизационный подход к типологии государств, основанный не на внешних, а на внутренних особенностях функционирования государственности. Государство – это организация власти, поэтому анализируя особенности различных государств, внимание следует обращать на аспекты формирования, принадлежности, осуществления государственной власти. Исходя из этого, различают традиционные и современные государства.

Традиционные:

· рабовладельческие и феодальные монархии

· народ – не источник власти

· государство обладает неограниченными полномочиями

· отрицание равноправия людей, наличия у них естественных прав

Современные (конституционные):

· буржуазные республики и конституционные монархии

· народ – источник гос. власти, он формирует законодательные органы

· государство подчинено обществу

· признание и гарантирование прав человека

15.Понятие «форма государства».

Форма государства — это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства.

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах:

Во-первых, это определенный порядок образова­ния и организации высших органов государственной власти и уп­равления.

Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений цент­ральной, региональной и местной властей.

В-третьих, это при­емы и методы осуществления государственной (политической) власти.

Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (го­сударственного, политического) режима:

1) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);

2) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);

3) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический).

Системный подход
Форма государства — это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).


16.Форма правления: понятие и классификация.

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государ­ственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимо­отношения этих органов друг с другом.

Под формой правления подразумевают организацию вер­ховной государственной власти, в особенности высших и цент­ральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок обра­зования этих органов, длительность их полномочий, взаимоот­ношения с населением, степень участия последнего в их фор­мировании.

Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Формы правления различаются в зависимости от того, осущест­вляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления - монархию и республику.

17. Соотношение государства, права и экономики.
Экономика (от греч. oikonomike - искусство ведения домашнего хозяйства) как термин на протяжении исторически длительного времени носит устойчивый характер. В контексте излагаемого материала различными словарями он определяется как "Совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе" или как "Совокупность производственных отношений определяющих общественно-экономические формации, экономический базис общества". В этих устоявшихся словосочетаниях просматривается тесная связь между государством и характером экономических отношений посредством установления правового режима, позволяющего наиболее эффективно решать общие задачи. Государство всегда и постоянно, но в различной форме присутствует в национальной экономике.
В либеральном варианте государство ограничивается обеспечением в стране верховенства закона; поддержанием обороноспособности; определением макроэкономической политики.
В нейтральном варианте - при переходном этапе, переживаемом государством. В этот период государство берет на себя обязанность обеспечения населения медицинскими услугами; возможностью получения образования; решение вопросов социальной защиты определенных слоев населения; обеспечение экологической безопасности.
Воздействие права на экономику.
Необходимо подчеркнуть, что общественные отношения, базирующиеся на нормах права, являются наиболее адекватной формой экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (директивно-государственная, приказная) не являются оптимальными. Они искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право - это естественная форма экономических отношений.
Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт) в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе. Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они - носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. его права. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой - уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода - необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулируерует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена. Итак, право не просто воздействует на экономику, оно - имманентная ее часть. В правовой науке существует мнение, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Сторонники этой теории ссылаются на Европу XIX века, когда произошло, якобы, окончательное формирование англосаксонской и романо-германской правовых систем.

18. Право и религия. Право и мораль.
В любом объединении людей действуют различные социальные нормы, регулирующие их взаимоотношения. В семье, в армии, в тюрьме, в научно-исследовательских экспедициях и в других стихийно создаваемых и возникающих социальных группах каждый индивид со временем начинает действовать по определенным правилам, которые признаются большинством данного объединения. В любой нормальной семье детей учат уважать старших, отрицательно относиться к алкоголю, воровству, в тюрьме заставят уважать сильных, в армии подчиняться отважным и решительным командирам.
Люди с древнейших времен отличали доброе от злого, справедливое от несправедливого, стыдливость от бесстыдства. Эти основы морали усваивались с детства каждым членом семьи, рода, общины. Под влиянием норм морали осуществлялось познание мира, формировались представления о чести, долге и т.д. Люди выработали целый комплекс норм морали, обеспечивший взаимопонимание и согласие между ними. Общие моральные правила поведения консолидировали семьи, роды, племена.
С течением времени формировалась неповторимая духовно-нравственная культура народности, нации. В мужчинах в первую очередь ценились мужество и благородство, в женщинах – верность семье, дому, навыки кулинарии. В зрелом возрасте люди жили интересами семьи, рода, общины, народности. Комплекс моральных правил и воззрений передавался от поколения к поколению.
Большая часть моральных правил составило естественное право. Возникшие государства создали кодексы обычного права, которые закрепляли в качестве норм позитивного права ряд моральных и естественно-правовых норм. Основатели мировых религий не могли не учесть общепризнанные нормы морали при написании своих священных книг. Поэтому мораль, право и религия взаимосвязаны. Библейские заповеди и суры Корана имеют моральное происхождение. Реализация христианской максимы «Богу богово, а кесарю кесарево» привела к новым проблемам и созданию в пределах одного государства двух властей – светской и духовной. В средневековой политико-правовой мысли, по мнению И. И. Царькова, так и «остался нерешенным вопрос, кому из этих политий человек обязан в первую очередь подчиняться? Кого он должен в первую очередь слушать? Как подданный – своего суверена или как христианин – церковь, если между церковью и государством назревает конфликт? Примирить церковь и государство теологии не удалось».
Неизменными оставались лишь основы народной морали и такие ее ценности, как стыд, честь, достоинство, долг, благородство, скромность, чуткость к людям и т.д. (Хотя есть различия в морали разных народов. На Руси всегда честь ценилась больше самой жизни. Известные выражения: «Жизнь – царю, честь – никому», «Береги рубаху снову, а честь смолоду» достаточно хорошо характеризуют русскую мораль.) Грубость, эгоизм, непочтительное отношение к старшим, излишняя болтливость, измена, предательство всегда рассматривались либо как неразумность, либо как неуважение к обществу. Лиц, грубо нарушивших моральные нормы и закон отцов, подвергали позорящим наказаниям, им отказывали в помощи, в обычных визитах вежливости, не являлись на их похороны и т.п. Предприимчивые отцы мировых религий не оставили этих индивидов, как правило небедных, без внимания и защиты. Церковь могла отпускать им грехи, а они за это всячески поддерживали церковь. Многие нормы морали были заимствованы религиозными писателями при сочинении священных книг либо санкционированы государственной властью, приобретя статус религиозных или правовых. До этого не было никаких мононорм, а были лишь мораль, нравы. В силу этого проблема соотношения и разграничения права и морали, естественного и позитивного права является одной из самых тонких и глубоких в этике, теологии и правоведении. Главное, чтобы законодатели говорили о моральном долге соблюдать лишь справедливые законы, т. е. те, которые поддерживает подавляющее большинство народа.
Прав был Л. И. Петражицкий, который считал нормы морали императивными, а нормы права императивно-атрибутивными (есть права и обязанности у обоих субъектов).

ТГП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: