На ранних стадиях развития этой системы характерно было создание больничных касс, развитие частного медицинского страхования. Страховые компании использовали принцип общественной солидарности, при котором богатый платит за бедного, молодой — за старого, больной — за здорового.
Постепенно формировалась юридическая база для правового регулирования отношений между страховщиками (работодателем, частным лицом), страховыми компаниями, частными производителями медицинских услуг, адвокатскими конторами, которые регулировали спорные вопросы.
Стала постепенно усиливаться роль государства в формировании правовой базы, начали вводиться отдельные элементы обязательного медицинского страхования для отдельных категорий граждан (программы для неимущих и инвалидов в США).
Такая государственная поддержка отдельных категорий граждан в получении медицинской помощи не носила всеобщего характера.
Характерны следующие признаки:
основным источником финансирования медицинской помощи являются личные средства граждан и прибыль (доход) юридических лиц;
|
|
большой выбор медицинских учреждений, врачей, создающих конкурентную среду на рынке медицинских услуг;
свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги;
высокие доходы врачей, других медицинских работников;
высокая стоимость медицинских услуг, ограниченная доступность медицинской помощи для широких слоев населения;
6. недостаточное внимание к помощи на дому и профилактике, приоритет в лечении «легких» заболеваний;
7. неэффективное использование ресурсов, преобладание затратных хозяйственных механизмов;
8. гипердиагностика, выполнение значительной доли дорогостоящих процедур и вмешательств без достаточных медицинских показаний;
9. государственная поддержка отдельных категорий граждан.
Такая модель характерна для здравоохранения США, ряда арабских, африканских и латиноамериканских стран.