Понятие градостроительной композиции

Градостроительство – творческая деятельность, направленная на создание не только удобной и здоровой, но и эстетически совершенной среды обитания. В проектной практике используются такие не технические понятия как «градостроительное искусство», «художественный образ города», «градостроительная композиция».

Градостроительная композиция – упорядоченное в соответствии с художественными требованиями взаимное расположение антропогенных (созданных человеком) и природных компонентов формируемой архитектором-планировщиком пространственной среды.

Эстетические особенности градостроительной композиции нельзя рассматривать изолированно от функциональных, социальных, экономических, экологических качеств градостроительного объекта. Развитие градостроительного объекта происходит во времени и в определенной последовательности. В отличие от композиции здания, которая может представлять собой законченное произведение, композиция города, района, промышленного узла постоянно видоизменяется – развивается или деградирует. Чем больше градостроительное образование, тем разнообразнее его пространственные элементы и тем сложнее обеспечить его композиционную целостность.

Градостроительная композиция рассматривается в двух аспектах – как композиция плана и как композиция пространств.

3.2 Композиция плана

3.2.1 Геометрическая форма плана

Композиция плана выполняется архитектором-планировщиком на картографических материалах и воспринимается опосредованно, в виде чертежа. Непосредственное восприятие художественных качеств геометрической формы плана возможно крайне редко, например, при наблюдении из космоса.

Не смотря на то, что градостроительный чертеж – генеральный план - имеет в основном утилитарное, техническое назначение, архитекторы зачастую через форму и деталировку плана стремятся передать некий авторский или общечеловеческий эстетический идеал.

Поиски идеальной планировки городов как некоторой модели мироустройства ведутся на протяжении всей истории человечества. Так центричные и симметричные планы столиц древних деспотий и демократий отражали политические и философские воззрения соответствующих исторических эпох. В те времена преобладали простые геометрические формы плана – круг, квадрат, правильный многоугольник, звезда, - удовлетворявшие одновременно фортификационным, хозяйственным, идеологическим и образно-композиционным целям.

В эпоху просвещения теории геометрической регламентации планов населенных мест также получили широкое распространение. В Российской империи XVIII века широко применялись «образцовые» планировки городов, отличавшиеся регулярной планировкой улиц, членением территории на однотипные кварталы. Центр города Курска является одним из таких примеров.

С ростом урбанизации в эпоху капитализма появляются все более оригинальные, динамичные композиционные решения. Здесь встречаются как регулярные решения, которые можно уподобить кристаллу, улитке, параболе, летящей птице, так и аморфные по форме, абстрактные по композиционному замыслу планы. В современном градостроительстве преобладает принцип планировочной незавершенности, возможности развития и реконструкции, предположительного роста или сокращения, а «идеальные» планировочные модели населенных мест встречаются только в виде исключения.

Как правило, сама исходная топографическая ситуация, по природе своей всегда уникальная, делает композиционные решения градостроительных чертежей своеобразными и неповторимыми, даже не смотря на одинаковые функционально-инженерные требования к застройке.

3.2.2 Композиционная структура плана

Наиболее важные в композиционном отношении элементы плана – композиционные центры и оси.

Композиционные центры (узлы) – компактные градостроительные комплексы и объекты. Композиционные центры служат ориентирами в пространстве. Композиционные центры могут быть главными, второстепенными, локальными.

Композиционные оси – основные направления обзора, ориентированные на композиционные узлы. Композиционные оси могут быть антропогенными - транспортная магистраль, промежуток в застройке, или природными – река, берег крупного водоема, зеленый массив, мнимыми – пространственные линии между возвышающимися объектами, могут быть прямыми, искривленными или ломанными. Композиционные оси визуально и логически соединяют пространственные ориентиры.

Композиционный каркас – иерархически организованная система композиционных центров и осей. Композиционный каркас может быть основным – общим для всего поселения, и вспомогательным – для отдельных планировочных элементов. Выявление геометрии ландшафта и имеющихся анторопогенных объектов происходит при композиционном анализе территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: