Структура восприятия сложной пространственной формы

Процесс восприятия окружающей пространственной среды описывают две теории, на первый взгляд концептуально противоречащие друг другу:

¾ 1) теория развертки,

¾ 2) теория формы.

Теория развертки характеризует восприятие как интегрированный процесс развертки изображения, напоминающий работу телевизионных камер. Состоятельность теории подтверждается данными психофизиологии. Если рассеянное поле зрения человека достигает 140°, то рабочее поле зрения при концентрированном внимании не превышает 1°. Поэтому движение глаз при точном рассматривании панорамируемого объекта неизбежно.

Теория формы настаивает на необходимости целостного восприятия плоскостных или объемных объектов. Отдельные буквы, знаки, детали архитектуры не только могут, но и должны восприниматься мгновенно и целиком. На этом основана письменность и другие разновидности графического языка.

Для исчерпывающей характеристики процесса восприятия, происходящего в человеческом мозгу, должен осуществляться синтез обоих способов восприятия. Пределы применения каждого способа определяются не механическими критериями (например, величина объекта, его удаленность, угол зрения), а количеством зрительной информации.

Индивидуум за бесконечно малый промежуток времени в состоянии воспринять ограниченное число элементов информации N0. Если зрительное сообщение из окружающего пространства содержит значительно большее количество элементов, то его восприятие уже не будет глобальным, а будет осуществляться путем более или менее сложной развертки.

Таким образом, теория развертки применима при N>N0, а теория формы – при N<N0.

Максимальная скорость усвоения информации ниже скорости ее поступления. Обычно человек усваивает лишь небольшую долю информации из внешнего мира. Большое значение имеет заинтересованность индивидуума, которую трудно заранее определить. Известно, что предельная скорость усвоения информации человеком равна примерно 10-20 бит/с.

Вывод: приспособление к окружающим условиям или обучение заключается для человека в том, чтобы научиться отбирать в сложных, избыточных сообщениях из окружающей среды только те элементы, которые, в комбинации с информацией из собственной памяти, обеспечивают возможность контролировать окружающий мир и регулировать формы собственного поведения в нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: