Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:
1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
4. Предоставление общественных товаров и услуг
5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
6. Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.
7. Участие в хозяйственной деятельности.
№71. Объекты, цели, методы государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики — система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества.
|
|
Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.
Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.
Объекты различаются по уровню решаемых проблем:
· фирма;
· район;
· отрасль;
· сфера производства;
· национальная экономика;
· международные отношения.
Целями государственного регулирования экономики
выступают:
· экономическая и социальная стабильность — главная цель;
· опосредующие цели для решения главной (первичные, вторичные, третичные и т. д.) — конкретные цели.
В системе методов государственного регулирования экономики центральное место занимают ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, которые включают в себя:
· методы прямого государственного регулирования;
· методы косвенного государственного регулирования.
Прямые методы выступают в следующих основных формах:
· целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы;
· государственные закупки;
· функционирование государственного сектора экономики.
Косвенные методы выступают в следующих основных формах:
· кредитно-денежные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);
|
|
· бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);
· ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);
· внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).
В государственном регулировании экономики используются АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ, основными формами которых являются:
· антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием доминирующих производителей);
· введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные стандарты);
· определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).
Государство организует деятельность государственного сектора, функционирующего на государственной собственности, которая, в свою очередь, формируется тремя путями:
· национализацией (с выплатой стоимости капитальных активов);
· строительством за счет средств государственного бюджета новых предприятий;
· покупкой государством акций частных предприятий и созданием смешанных предприятий. Последний путь настоящее время является преобладающим.
№72. Налоговая система и ее элементы.
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.