double arrow

Функции государства в рыночной экономике


Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.

3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

4. Предоставление общественных товаров и услуг

5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

6. Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

7. Участие в хозяйственной деятельности.

№71. Объекты, цели, методы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики — система мер законодательного, исполнительного и конт­ролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества.

Объектами государственного регулирования высту­пают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где обра­зовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.




Основными видами объектов государственного регули­рования являются: экономический цикл, занятость, накоп­ление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конку­ренция, внешнеэкономические связи и др.

Объекты различаются по уровню решаемых проблем:

· фирма;

· район;

· отрасль;

· сфера производства;

· национальная экономика;

· международные отношения.

Целями государственного регулирования экономики

выступают:

· экономическая и социальная стабильность — глав­наяцель;

· опосредующие цели для решения главной (первичные, вторичные, третичные и т. д.) — конкретные цели.

В системе методов государственного регулирования эко­номики центральное место занимают ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, которые включают в себя:

· методы прямогогосударственного регулирования;

· методы косвенногогосударственного регулирования.

Прямыеметоды выступают в следующих основных фор­мах:

· целевое финансирование государства(дотации предприятиям, финансирование научно-технических, эко­логических программ, финансирование социальной сферы;

· государственные закупки;

· функционирование государственного сектора экономики.

Косвенныеметоды выступают в следующих основных формах:

· кредитно-денежные методы(учетная ставка, опе­рации на открытом рынке ценных бумаг, установле­ние норм обязательных резервов);



· бюджетно-налоговые методы(система налогообло­жения, установление налоговых скидок, предоставле­ние налоговых льгот);

· ускоренная амортизация(нормы амортизации, по­рядок амортизационных списаний);

· внешнеэкономические методы(стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).

В государственном регулировании экономики используются АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ, основными фор­мами которых являются:

· антимонопольные меры(предупреждение монополь­ного сговора, принудительное разукрупнение, конт­роль за функционированием доминирующих произво­дителей);

· введение обязательных стандартов(экологиче­ские, санитарные, социальные стандарты);

· определение минимально допустимых парамет­ров жизни населения(гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).

Государство организует деятельность государственного сектора, функционирующего на государственной собственности, которая, в свою очередь, формируется тремя путями:

· национализацией (с выплатой стоимости капитальных активов);

· строительством за счет средств государственного бюджета новых предприятий;

· покупкой государством акций частных предприятий и созданием смешанных предприятий. Последний путь настоящее время является преобладающим.

№72. Налоговая система и ее элементы.

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.



Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.







Сейчас читают про: