Все ученые, согласно тому, как они отвечают на вопрос о существовании закономерностей в развитии государства, делятся на две группы. Первая группа утверждает, что в основе развития государства лежат субъективные факторы, т.е. развитие общества зависит преимущественно от сознания и воли людей. Следовательно, закономерностей развития государства не существует.
Вторая группа считает, что в основе развития государства лежат объективные факторы, не зависящие о сознания и воли людей. Значит, закономерности развития государства существуют и подлежат установлению. Однако и эта группа исследователей придерживается различных взглядов на то, какие именно факторы определяют закономерности развития государства.
1. Природно-биологический натурализм. Течение теоретической мысли, предполагающей, что природные факторы определяют развитие государства:
а) первичные факторы: внешние (климат, ландшафт, флора и фауна) и внутренние (физические, эмоциональные, интеллектуальные качества и способности людей).
|
|
б) вторичные факторы, являются результатом влияния человеком на окружающую среду (строительство городов, дорог, хозяйственного освоения территорий и т.д.)
2. Экономический детерминизм. Развитие государства определяется, в конечном счете, развитием экономики:
а) цель государства (и права) в обеспечении условий для развития производительных сил общества, эффективного развития экономики;
б) при высоком уровне развития экономики государство отмирает.
3. Этический и правовой позитивизм. Развитие государства определяется правовыми нормами и этическими стандартами поведения. Цель развития государства - наиболее полное воплощение всех моральных и правовых норм.
4. Идеологический позитивизм. Считает, что развитие государства определяетсяразвитием идеологии:
а) идеология является источником развития государства;
б) процесс развития государства состоит в замене старой идеологии на новую;
в) цель государства в установлении идеологического единства в обществе.
Формы проявления закономерностей.
Стадиальность и цикличность развития. Ее заметили еще в античное время: подобно живому телу государству присущи рождение, рост, расцвет, упадок. В период ранней государственности население и его права воплощает монарх. В зрелом обществе население осознает свою самостоятельность и преобладающей формой правления становится республика, где широко утверждаются права граждан. В стареющем обществе, государственная власть принадлежит опять монарху, но уже императору, опирающемуся на мощный, разветвленный государственный аппарат, активно вмешивающийся в дела общества. Затем государственный организм гибнет.
|
|
Волнообразность развития. Усиление роли государства в обществе чередуется с либерализацией, когда степень управляемости ослабляется. Возможны и резкие взлеты и падения в развитии государства – от демократии к тоталитаризму.
Вариантность развития. т.е.разнообразие форм и содержания государственности.
Преемственность в развитии. Наблюдается преемственность как внутри отдельных государств, так и, в связи с глобализацией, между различными цивилизациями и государствами. Так, английский историк А. Тойнби различал первичные и вторичные государства, когда вторичные создавали государственность на основе и по примеру первичных, воспринимая при этом государственные институты, их структуру, правовое регулирование.
В современных государствах фиксируют следующие тенденции в развитии государств:
1) унификация, демократизация и социализация на базе общечеловеческих ценностей;
2) интеграция государств и создание межгосударственных объединений (Евросоюз, Союз Белоруси и России и т.д.);
3) уменьшение роли государственного принуждения
4) установление идеи социального государства;
5) установление технократического государства
6) усиление регулирующей роли государства при высокой степени саморегулирования общества.