вида оценок: индивид-е и колл-е

Индив экспертные оценки основаны на испол-ии мнений экспертов- специалистов соотв-го профиля. Широко распространены методы: - Метод интервью предполагает беседу специалиста по заранее разработ программе.

Аналитич метод предусматр частную самост работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития планируемых объектов. Эксперт свои выводы оформляет в виде докладной записки. Основное преимущество - возможность максим использ-я индив способностей эксперта. Минус - мало пригоден для прогноз-я развития сложных систем и выработке соответ стратегий из-за ограниченности знаний одного специалиста-эксперта смежных областях знаний.

- Метод написания сценариев (относится как к методам индивид, так и коллективной, колл-е считаются более точными), основан на определении логики процесса или явления во врем при разл условиях и предполагает установление последов-ти событий, развив-ся при переходе от существующ ситуации к будущ состоянию объекта.

45. Методы коллективной оценки: сущность, содержание оценки Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта планирования. В современных условиях используется математико-статистический инструментарий обработки результатов опроса экспертов. Процесс: 1) создаются раб группы. Их функ-и: проведение опроса, обработка матер и анализ результ-в колл экспертной оценки;

2) опред-ся цель прогноза,

3) нзначает эксперты, кот дают ответы на???. Кол-во экспертов-от 10 до 150.

4) обработка матер, полученных в рез-те колл оценки.

5) окончат-я оценка м. определяться как среднее суждение или как среднее арифмет суждение оценок всех экспертов. М. исп-ся и др. методы. В мир практике исп: метод колл генерации идей – исп-е творч потенциала специалистов при проблемной ситуации. Подразум 6 этапов: 1) формир-е группы участников мозг атаки (10- М. 635. Сущн-ть: одна из разновид мозговой атаки 6 участ-ов, кажд из кот д. записать 3 идеи в теч 5 мин. Лист ходит по кругу и за 30 мин кажд пишет 18 идей, итого 108. Стр-ра идей четко определена. М. Дельфи исп-ся при прогноз-ии науки и техники, инвестиций и др. Цель - разработка программы последов многоур индив опросов. Инд опрос экспертов обычно проводится в форме анкет-опросников, М. комиссий - основан на работе спец комиссий. Группа экспертов за кругл столом обсуждает ту/ин проблему с целью соглас-я т. зрения и выработки единого мнения. Недостаток - группа экспертов в своих сужд м руковод-ся логикой компромисса.

М. экстраполяции - исп-е знаний прошлого и наст для формир-я прогнозов.

46. Метод социально-экономического анализа в системе методов стратегического планирования Соц.-эк. анализ - неотъемлемой частью и основной элемент методики макроэк. планирования и прогнозирования. Анализ должен вестись на макроуровне, мезо- (субъекты федерации) и микро (фирмы, корпорации). Необходимо опираться на системный анализ (система - все общество, его нац. экономика, ее отдельные структурные элементы, при этом анализ должен быть комплексным. Сущность - социальный или экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязи и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Стадии соц-эк. анализа: 1) постановка проблемы 2) опред-е целей и критериев оценки 3) подготовка инф-и для анализа 4) изуч-е и аналит обработка инф-и 5) разработка рек-ций о возмож вариантах решения проблемы и достиж-я цели 6) оформ-е результ анализа.

47. Методы прямых инженерно-экономических расчетов: сущность, содержание Проектировка роста производства на предприятиях обосновывается детальными инженерно-экономическими расчетами потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства. На промышленных предприятиях рассчитываются оптимальное улучшение использования производственных мощностей, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов (персонала), снижение себестоимости продукции и др. Особое место среди инженерно-экономических расчетов занимают расчеты экономической эффективности производства, инвестиций, доходности ценных бумаг, использования кредитных ресурсов, конверсии валюты и наращения процентов (простых и сложных) и др. Нормы инженерно-экономических расчетов: использования основных производственных фондов; использования оборотных средств (сырья, материалов); затрат труда и трудоемкости изделий (нормы выработки, нормы использования рабочего времени); организации производственных процессов (затрат времени на ремонт оборудования, образование запасов сырья, материалов и др.); качества продукции (содержание полезного вещества в продукте, показатели надежности и долговечности и др.); удельных капиталовложений, окупаемости капитальных затрат и т.п; издержек производства и обращения, рентабельности. На мароуровне как правило используются укрупненные нормативы ресурса на один миллион рублей продукции, либо на один миллион рублей строительно-монтажных работ. Эти нормативы должны постоянно уточняться в связи с ростом цен на сырье,топливно-эн ресурсы и =>продукцию Методы инженерно-экономических расчетов широко используются при решении стандартных и структурированных проблем..

48. Балансовый метод и его роль в решении современных проблем стратегического планирования Балансовый метод - центр метод в макропланир-и. С его пом реализ-ся принцип обеспечения оптим пропорцион-ти на основе выделения ведущих звеньев. Под ним понимается совокуп-ть приемов, исп-х для обеспечения увязки и согласования взаимозавис показателей. Цель этих приемов -добиться баланса (равновесия) м/у показателями. Б.М. явл важным инструментом анализа и прогноз-я развития нац.экономики. Сущность - увязка потребностей страны в разл видах продукции, мат, труд и фин ресурсов с возможностями пр-ва продукции и источниками ресурсов. Он предпол разработку целой системы балансов, представл-х систему показателей, в кот 1 часть, харак-щая ресурсы по источникам поступления = другой, показывающей исп-ние и распр-ние по всем направлениям их расходов. Нельзя смешивать Б.М. с разработкой только одних балансов. Система балансов охват все разделы программ и планов, при их составл исп-ся как Б.М., так и все др методы страт план-я. Б.М. широко исп-ся при решении проблем всех типов структурир-ти. Виды балансов: платежный, доходов и расходов гос-ва, денежных дох. и расх. населения, спроса и предложения… Результаты балансовых расчетов служат основой при формир-и структурной, соц, финанс, бюдж и кредитно-ден политики, политики в области занятости и внешнеэкон деят-ти. Центр место - материальные балансы, кот состоят из 2 частей: ересурсы и распределении ресурсов. Ресурсы - осн источники поступления, распределение -основные направления потребления.
Принципиальная схема матер баланса средств производства Ресурсы 1. Остатки на начало планируемого периода 2. Производство (90%) 3. Импорт 4. Разбронирование гос резервов 5. Прочее Итого Распределение ресурсов 1. Производственно-экспортные нужды 2. Кап стр-во 3. Рыночный фонд 4. Экспорт 5. Пополнение гос резервов 6. Прочее 7. Остатки на конец периода Итого
Разработка баланса начин с определения потребностей в ресурсах. Заключит этап разработки баланса -процесс увязки потребностей с ресурсами, осущ-ый путем разработки мероприятий по сокращ норм расход-я ресурса на 1 продукции, увелич пр-ва ресурса в результате внедрения нов технологий и т.д. Работа по увязке части баланса называется его корректировкой

49. Проблема корректировки материальных балансов и пути ее решения

В системе прогнозных и плановых балансов одно из центр мест занимают МБ. С их пом увязываются пр-во и потребление конкр видов продукции, обосновывается произв-я программа предприятий. Они широко используются для установления межотраслевых пропорций. МБ могут разраб-ся как в соответств-х, так и в условно-натур единицах измерения или ден выражении. Напр, сводный баланс топлива разраб-ся в натур выражении и условном топливе (тоннах условного топлива). Все МБ состоят из двух частей: ресурсов и распределения. В ресурсной части отражаются основные источники поступления, а в распределит - основные направления потребления. Они составляются по опред схемам, кот имеют свои особенности в завис от типа МБ. Главн проблемой матер балансов явл-ся возможность несоответствия их ресурсной и распред частей. Т.е. правая часть баланса – исп-ние ресурсов – превышает левую (ресурсы). Такая сит возникает из-за того, что потребности государства превосходят его ресурсы. Сущ 2 пути решения этой пробл: 1. Увеличение ресурсов за счет увел импорта, пр-ва, исп-ания остатков, кот были в балансе на начало план года и исп-ние гос-ых резервов. 2. Если все же дисбаланс сохр-ся, то необх уменьшать правую часть баланса за счет снижения исп-ния ресурсов (на произв- эксплуатац нужды, капитальное строительство) и уменьшения экспорта.

Балансовый метод прим для разработки программ, планов и прогнозов. Результаты балансовых расчетов служат основой при формир-и структурной, соц, финанс, бюдж и кредитно-ден политики, политики в области занятости и внешнеэкон деят-ти

50. Экономико-математические методы и модели в системе Экономико-математ методы - специфические приемы анализа социально-эконом систем, равновесия экономики, прогнозирования эконом роста. Большое значение для практики стратег план-я имеют экономико-математические модели. Важнейшими экономико-математическими моделями являются:

1) СНС 2) балансовая таблица “Затраты-выпуск” 3) межотраслевой баланс производства и распределение продукции и услуг 4) баланс финансовых ресурсов и затрат, сетевые модели и т.д.

Широко используются методы линейного и нелинейного программирования. С помощью линейного программирования успешно решаются задачи производственного план-я: составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах, оптимальной загрузки оборудования. Подавляющее большинство зависимостей в экономике носит нелинейный характер. Поэтому получили свое развитие и другие виды программирования – нелинейное (целочисленное, параметрическое), динамическое, стохастическое.

51. Министерство экономического развития и торговли: основные задачи и содержание выполненных функций. Минэкономразвития – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение единой гос социально-эконом политики. Главная задача — определение путей и разработка методов эффективного развития экономики.

Функции: 1. аналитическая (анализ экономического положения РФ, тенденций социально-экономического развития, экономической ситуации в регионах, хода проводимых в стране реформ).

2. информационная (подготовка годовых и ежеквартальных докладов о состоянии российской экономики).

3. экспертная (заключения по вопросам развития отдельных отраслей экономики и регионов страны, развитию инфраструктуры рынка; совершенствованию законодательной базы).

4. консультационная (предложения по ценовой политики в РФ; развитию рыночной инфраструктуры).

5. разработка и обоснование различных аспектов внутренней политики государства (формирование и обоснование региональной экономической политики; социально-экономической политики государства).

6. выработка методов реализации внутренней политики государства (решение задач экономической, социальной, структурной политики).

7. разработка прогнозов, проектов стратегических федеральных программ и планов (разрабатывает комплексный прогноз соц-эк развития РФ, ее регионов, отраслей и секторов экономики).

8. организационно-методическое руководство плановой работы в РФ (координация работы по составлению и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ; формирование перечня целевых программ)

52. Система прогнозов, разрабатываемых в России на макроуровне. Гос прогнозы соц-эк развития РФ - это комплексный анализ демографической ситуации, научно-технического и духовного потенциалов, накопленного национального богатства, состояния природных ресурсов, положения РФ в мире и возможные изменения этих факторов. Прогнозы разрабатываемые в России на макроуровне используют информацию, содержащуюся в таких прогнозах, как: демографические, экологические, научно-технические, социальные, внешнеэкономические, отраслевые, региональные. Комплексные прогнозы социально-экономического развития могут быть: - общими (развернутая характеристика перспектив развития национальной экономики в целом) - по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики; - по регионам; - прогнозами развития государственного сектора экономики. Долгосрочные гос прогнозы соц-эк развития РФ разрабатываются на десятилетний период через каждые 5 лет. Среднесрочные прогнозы на период от трех до пяти лет составляются на базе информации, содержащейся в долгосрочном прогнозе соц-эк развития, подлежат ежегодной корректировке. Краткосрочные прогнозы соц-эк развития РФ разрабатываются ежегодно.

53. Концепция и программы правительства РФ, разрабатываемые в настоящее время: общая характеристика.

1. Концепция соц-эк развития РФ на долгосрочную перспективу (до 10 лет). Рассматриваются варианты соц-эк развития страны, определяются возможные его цели, а также пути и средства их достижения. Разрабатывается концепция на основе гос прогноза соц-эк развития на долгосрочную перспективу с выделением двух среднесрочных перспектив Концепция долгосрочного соц-эк развития РФ на период до 2020 года (далее – КДР-2020) разработана в соответствии с поручением Президента РФ по итогам заседания Гос совета РФ, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Цель разработки КДР-2020 - опред-е путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы: основные направления долгосрочного соц-эк развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратег партнерства государства, бизнеса и общества;цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной гос политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития рос экономики, цели и задачи территориального развития 2. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Она основана на положениях, содержащихся в послании Президента Российской Федерации, и содержит: итоги соц-эк развития РФ за предыдущий и настоящий периоды, концепции программы соц-эк развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу; В нее входят также макроэкономическая политика; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; аграрная, экологическая; социальная; региональная экономическая; внешнеэкономическая политики.

3. + можно вопрос 54 добавить

54. Федеральные целевые программы и проекты развития государственного сектора экономики. Федеральные целевые программы нужны для решения задач стратегического характера, касающихся отдельных экономических и социальных проблем развития российского общества. Жилье - Программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы 3. Транспортная инфраструктура 4. Дальний восток 5. Развитие села 6. Социальная инфраструктура 7. Безопасность 8. Развитие регионов 9. Развитие гос институтов

55. Опыт макроэкономического планирования во Франции:

Первый этап: послевоенный период (c 1945г и около 20 лет). Характерно принятие обязательных для предприятий планов для быстрого восстановления экономик (начало среднесрочного планирования) Первый пятилетний план - с 1947 по 1952 г. Цель: ускоренное восстановление французской экономики, ее реконструкция, модернизация и индустриализация. Было необходимо повысить производительность труда и усилить конкурентоспособность французской продукции на мировом рынке. Для достижения цели предусматривались объемы инвестиций, порядок финансирования, обеспечение рабочей силой, уровень издержек производства + реформа налогообложения, облегчающая государству сосредоточение необходимых финансовых ресурсов, а предприятиям — производственное накопление. В это время происходит создание системы плановых органов Франции: 1. Генеральный комиссариат по планированию, на который возлагалась разработка планов развития национальной экономики и их контроль. Подчиняется комиссариат непосредственно премьер-министру страны, имеет вертикальную и горизонтальную структуры. Вертикальная структура включает четыре крупных отдела: финансовый (денежные аспекты подготовки и исполнения планов), социальный (социальные проблемы, политика доходов и занятости), региональный и городской (развитие регионов и городов), координационный (координация всех работ по подготовке планов). Горизонтальную структуру образуют следующие отделы: промышленный, сельскохозяйственный, энергетики, транспорта, телекоммуникаций. 2. Высший совет по вопросам планирования (обсуждение и принятие общих направлений экономического плана) 3. Межминистерский плановый комитет (контролирует подготовку и исполнение плановых программ) 4. Комитет по регионализации планов (разработка региональных планов) 5. Центральный совет по вопросам планирования, созданный в 1974 г. Возглавляет его президент страны. 6. Министерство экономики и финансов ( МЭФ) (определяет порядок налогообложения, распределяет мобилизованные средства, осуществляет прямой контроль над денежным обращением и кредитной системой)

56. Организация макроэкономического планирования во Франции: раскройте содержание его второго этапа. Второй этап (конец 1960-х годов) частный сектор окреп и возникла необходимость координации его деятельности государством характерно: переход к индикативному плану, который содержит ограниченное число обязательных заданий. Такой план имеет направляющий, рекомендательный характер. Целевые задачи плана предусматривают сокращение безработицы, сдерживание инфляции, повышение технологического уровня производства, улучшение профессиональной подготовки кадров, выравнивание платежного и торгового балансов. Поскольку рынок не решает проблему социальной защищенности населения, не обеспечивает проведение фундаментальных научных исследований, плохо участвует в решении таких долгосрочных проблем, как развитие производственной инфраструктуры, общественного транспорта, то этими задачами занимается государство. Государство использует механизм выдачи производителям специальных госзаказов. Заказы государства имеют для предприятий и фирм приоритетный характер и обеспечивают устойчивость вложений капиталов. Для усиления заинтересованности фирм в государственных заказах государство осуществляет их прямое поощрение путем льготного ценообразования, налогообложения и кредитования. Индикативный план принимает парламент страны. План служит ориентиром для договоров с регионами, департаментами и коммунами Франции, касающихся как материальных, так и финансовых аспектов их развития, включая получение из центрального бюджета субсидий и дотаций. От этого в свою очередь зависит характер бюджетной политики на местах.

57. Опыт макроэкономического планирования во Франции: раскройте содержание его третьего этапа. Третий этап: конец 80-х—начало 90-х годов. предпосылка: интернационализация экономик стран ЕС, формирование общеевропейского рынка, ликвидация национальных границ и намерение ввести общую валюту. сущность: переход от индикативного планирования к стратегическому. Занимаются планами 2 структуры: генеральный комиссариат по планированию и государство. Главная задача развития французской экономики — укрепление национальной валюты и обеспечение занятости + развитие системы образования, поддержка научных исследований, обустройство территории Франции, обновление государственных служб. Стратегические планы дополнялись след мерами: антимонопольной политикой для расширения сети малых предприятий; свободным доступом на внутренний рынок иностранного капитала; государственным управлением ценами контроль за оплатой труда через налоговую систему • изменения в кредитно-денежной и налоговой политике.

58. Особенности макропланирования в Италии: общая характеристика Работы по гос планированию начались после 2 Мировой Войны. Сначала - программы развития важнейших отраслей (металлургии, нефтехимии и др), а также отдельных регионов (прежде всего юга Италии). Сегодня работу в данной области ведут Министерство бюджета и программирования, межминист комитет по программированию экономики и промышленности. система макро планирования: 1) отраслевые программы, 2) региональные, 3) общенац экон планы, 4) целевые программы по решению важнейших эконом задач (носят стратег характер). В конституции Италии имеется специальная статья, провозглашающая необходимость и неотложность экономического программирования. Действующие средне- и долгосрочные локальные планы различаются по: •Целенаправленности.; -Территории: региональный характер, другие – национальный. •Сферам и срокам действия •Методам финансирования - Локальные планы делятся на: - реализуемые гос администрацией, - автономными гос предприятиями, - специально созданными для решения определенных задач (например, «Касса Юга») Лучше всего в Италии зарекомендовали себя локальные программы, хуже всего – общенациональные.

59. Организация макропланирования в ФРГ и Швеции ФРГ. До 1960-х гг. прогнозирование и программирование считались неприемлемыми, а на понятие «планирование» было наложено табу. Потом социал-демократы выдвинули идею глобального регулирования экономики, целиком укладывающуюся в рамки рыночного хозяйства. (включало меры кредитно-денежной и финанс политики + определенные формы планирования: •среднесрочное финансовое планир-е: Финансовые планы разрабатываются министерством финансов ФРГ сроком на пять лет лишь для федерального бюджета и подлежат ежегодной корректировке; •региональное планирование: помощь восточным землям; помощь в создании новых районов развития; расширение программы «развития центральных пунктов». Совет экспертов при МВД составляет на основе данных НИИ и федерального статистического управления прогнозы регионального структурного развития. межминистерский комитет региональной структуры и межминистерский комитет региональной экономической политики;

60. Организация и особенности макро пл-ния в Японии. Стратег цель всех разрабатываемых планов – обеспечение условий для долгосрочного сбалансированного развития страны. Планы носят индикативный характер, формально не являются законом. Перспективные планы подготавливаются на основе заданий правительства, в которых отмечаются лишь важнейшие стратегические цели. Общегос перспективным планированием занимается система плановых и регулирующих органов, включая: - Ведущую роль в системе плановых органов Японии занимает управление экономического пла-нирования (УЭП).

61. Организация макроэкономического планирования в США. Планирование является одним из видов деятельности, постоянно осущ. Правительством США. На федеральном уровне: Совет экономических консультантов, Административно-бюджетное управление, Совет управляющих Федеральной резервной системы (ФРС). Совет экономических консультантов - деятельность в области прогноз-я с целью консультирования Президента при составлении эконом отчетов, консультирования Правительства, оценки различных программ развития. Состав определяется законодательно и состоит из высококомп специалистов. Его прогнозы строятся на базе прогнозов, построенных другими гос организациями, а также частными фирмами.

62. Раскройте содержание методов «ППБ» и «зеро-бюджета», используемых в США. ППБ («планирование-программирование-разработка бюджета»). Это конкретная форма приложения системного подхода к принятию решений по нац программам и распределению для их реализации по комплексным программам. В наст время эти принципы частично используются в системе «управление по целям», которая в начале 70х годов пришла на смену ППБ и в большей или меньшей мере применяется в разных министерствах и ведомствах федерального правительства США. Метод «зеро-бюджета». предполагает использование принципа разработки бюджета на нулевой основе. -Обязательный пересмотр целесообразности ассигнований на каждую из осуществляемых программ в бюджетном цикле независимо от ранее сделанных затрат. -Аналитическая оценка и рассмотрение альтернативных вариантов заявок на ресурсы

63. Организация макроэкономического планирования в ЕС. Социально-экономические процессы, протекающие в странах ЕС, имеют в настоящее время пять взаимодоп, зачастую конкурирующих механизмов регулирования: •Стихийный механизм рыночной конкуренции •Внутрифирменный механизм •Государственный национальный механизм •Международный региональный механизм в рамках ЕС •Глобальный межгосударственный механизм Основными регулирующими органами ЕС являются: Европейский совет, Европейский парламент, Совет министров ЕС, Комиссия ЕС, Экономический и социальный комитет ЕС

64. Раскройте содержание программ «ФАСТ-1» и «ФАСТ-2». Группа «ФАСТ» выполняет ряд функций: •Осуществление собственных исследований •Заключение договоров на проведение исследований •Финансирование исслед-х программ европейских научных центров и ор-ганов ЕС •Организация проведения семинаров, конференций и т.д. Программа «ФАСТ -1» - первая из разработанных программ. Она была экспериментальной и была рассчитана на 1978-1983 гг. В ней намечалось проведение исследований пол таким направлениям, как экономические ресурсы, промышленная структура и социальные сдвиги. В рамках перечисленных направлений рассматривалось около 20 ключевых проблем, в т ч междун торговля, междун валютная система, энергетика, сырьевые ресурсы, промышленная специализация, изменение в образе жизни.. Программа «ФАСТ-2» позволила странам союза сделать очередной шаг в развитии научно-технического прогнозирования. Ее реализация предполагалась в течение 1983-1987 гг. Основные направления: •Взаимодействие между развитием новых технологий, занятостью и процессом труда •Комплексное развитие систем возобновляемых природных ресурсов •Возникн-е новых промышл систем в отраслях связи и агропищевой промышленности В качестве стержня этой программы были выставлены исследования, связанные с определением роли новых технологий в оживлении экономического роста и увеличении занятости.

65. Раскройте содержание программ «ФАСТ-Ш» и «ФАСТ-IV». В программе «ФАСТ-3» (1988-1992 гг.) намечались следующие приоритетные направления деятельности: Прогнозирование, выдвижение гипотез, определение преимуществ, проблем, трудностей, которые могут возникнуть в результате научно-технического развитие Европы Особенностью «ФАСТ-4» (1994-1998 гг.) заключается в укрупнении блока разработок базовых технологий, который обязан объединить такие направления исследований, как: Информационные технологии и технологии средств связи (9 групп программ) Промышленные технологии (9 групп программ) Защита окружающей среды (4 группы программ) Биотехнология и наука о живой материи (9 групп программ) Энергетика (4 группы программ)

66. Сущность эконом и социальной политики государства. Диалектика взаимосвязи. Социальная политика государства - форма сознательного воздействия на социальную сферу жиз-недеятельности людей с целью ее изменения. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного произ-водства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. Экономическая политика государства - это набор инструментов, рычагов, мер и действий правительства страны, оказывающих влияние на развитие макроэкономических показателей для дости-жения общественно значимых целей.

67. Стратегические цели социальной политики и условия, необходимые для их достижения. Стратегическими целями социальной политики являются: •гарантированное осуществление гражданских прав жителей на охрану здоровья, об-разование, приобщение культурным ценностям, благоустроенное жилище, торговое, быто-вое, социальное обслуживание, связь с административными центрами; •создание среды обитания, позволяющей воспроизводить на расширенной основе полноценный демографический потенциал, формировать способность товаропроизводите-лей к высокопроизводительному труду и освоению эффективных технологий, всесторонне развивать личность; •обеспечение социальной защищенности малоимущих пользователей услуг и потреб-ности в социальном обслуживании инвалидов, лиц пожилого возраста, детей других нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения; •обеспечение возможности выбора типов и форм обслуживания с учетом интересов разных по уровню доходов групп населения; •сближение условий жизнедеятельности и на этой основе установление баланса труда и капитала между городом и деревней. Условия, необходимые для достижения целей социальной политики: •выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов; •единое законодательство, формирующее целостное соци­альное пространство для всех слоев населения; •протекционизм государства и иных субъектов социаль­ной политики по обеспече-нию финансирования социальной сферы; •единая социальная инфраструктура, единое кадровое и ин­формационное обеспечение».

68. Социальная политика России на современном этапе ее развития Cоциальная политика - концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности. СП переживала различные периоды и кризисы, из-за чего были разные цели. С 2001 («Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 г.)») Задачи: обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, обеспечение всеобщей доступности базовых социальных благ общественно приемлемого качества, создание для трудоспособного населения эконом-х условий, позволяющих гр-м за счет собственных доходов обеспеч-ть высокий уровень соц-го потребления, комфортное жилье, формирование институтов, создающих возможность макс. полной мобилизации средств населения и предприятий. Концепция долгосроч социально-эконом-го развития РФ на период до 2020г разработана в соответствии с поручением Президента РФ утв распоряж-м Правительства РФ от 17.112008 №1662-р

69. Содержание основных сфер регулирования социальных процессов, происходящих в российском обществе Сфера доходов и личного потребления семьей Объект - оплата труда лиц, работающих по найму. Цель - стимулирование трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения, сокращение Сфера общественного благосостояния Предусматривает разработку и использование минимального потребительского бюджета (прожиточный минимум) и механизм социальной защиты населения от инфляции. Область труда и занятости Цель: создание новых рабочих мест, Совершентсвование пенсий социальное обслуживание семьи и детей, престарелых и инвалидов

71. Основные понятия и показатели, используемые в процессе стратегического планирования народного благосостояния Народное благосостояние – один из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание раскрывается через понятия – условия жизни, уровень жизни, качество жизни.

Условия жизни – непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища, имущественная обеспеченность семей, развитие системы социальных выплат). Уровень жизни — это обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Качество жизни — это понятие, характеризующее человека как субъекта общественной жизни и потребностей (продолжительность жизни, уровень физ и псих здоровья, образования, культ и интел потенциала), комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.

Синтетические показатели уровня жизни: коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения; продолжительность жизни, заболеваемость; занятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и т.д.

Натуральные показатели: обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, прожиточный минимум, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта и иные показатели, выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния.

72. Раскройте содержание основных категорий характеризующих доходы полученные населением страны Номинальные доходы - часть ВВП, ВНП или НД, на которую население имеет право: государственные трансферты (пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), социальные трансферты, трансферты между организациями, некоммерческие трансферты. Сюда относятся денежные доходы (от гос, общественных, кооперативных, частных предприятий итд), натуральные доходы, косвенные

Реальные доходы = Номинальные доходы – Налоги, другие обязательства, обязательные платежи и услуги.

Реально используемые доходы (располагаемые денежные доходы) – это часть реальных доходов, которая используется на приобретение благ и услуг.

Используются также следующие понятия:

Среднедушевые денежные доходы – отношение общей суммы денежных доходов населения за год на наличное население.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата – отношение начисленного месячного фонда заработной платы на среднесписочную численность и количество месяцев периоде.

Средний размер назначенной месячной пенсии – отношение общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров

73. Принципиальная схема формирования доходов населения и методы прогнозирования их возможного уровня I. Номинальные доходы: денежные доходы; натуральные доходы; материальные затраты учреждений, бесплатно обслуживающих население.

Вычесть: оплату услуг; обязательные платежи и налоги.

Равно = II. Реальные доходы населения

Вычесть: добровольные платежи и взносы; прирост сбережений; сокращение задолженности населения за товары, имущество, купленные в кредит.

Равно = III. Конечные (реально используемые) доходы — Индекс цен и тарифов

IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопоставимых ценах и тарифах, всего — В том числе: на душу населения; индекс роста (падения) доходов.

Методы:

1) основан на использовании в расчетах прогнозных значений объема ВВП и его структуры ЛРДt+n =ВНПt+n – Аt+n – НПКоt+n + ТПt+n – Нt+n, где ВНП — валовой национальный продукт; А — амортизация; НПКо — нераспределенная прибыль коммерческих организаций; ТП — трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, выплаты инвалидам и т.п.); Н — налоги; t + п — год прогнозируемого периода

2) основан на прогнозных значениях объема и структуры национального дохода НД = ВНП - А - КН. При этом берется во внимание то обстоятельство, что национальный доход имеет следующую структуру: НД = Фп + Фн + Фр (где Фп — фонд потребления; Фн — фонд накопления; Фр — фонд резервов

74. Логика перспективного прогнозирования доходов населения и схема расчета его реальных доходов Прогнозные расчеты уровня доходов могут осуществляться двумя методами с использованием: валового национального продукта и национального дохода.

Первый метод основан на использовании в расчетах прогнозных значений объема ВНП и его структуры. Здесь определяется величина дохода, которым лично располагает население (ЛРД). Этот показатель включает оплату труда и трансфертные платежи.

Второй метод базируется на прогнозных значениях объема и структуры национального дохода, являющегося важнейшим элементом ВНП. Для определения величины национального дохода необходимо из ВНП вычесть амортизацию и косвенные налоги.

В этом случае, логика прогнозирования уровня доходов населения в любом году перспективного периода может иметь следующий вид:

- определяется НД в прогнозируемом периоде,

- затем к фонду потребления в национальном доходе добавляются платные услуги и накопления в домашнем хозяйстве и вычитаются износ жилищного фонда, материальные затраты учреждении науки и управления, в результате получают потенциальные ресурсы для потребления населением,

- далее вычитают конечные доходы населения базисного года и получают общий прирост ресурсов потребления,

- затем вычитают ресурсы, обеспечивающие сохранение стабильного уровня жизни, учитывающие влияние роста численности населения, стипендиатов и пенсионеров, и т. д., и получают ресурсы, обеспечивающие рост реальных доходов населения.

75. Баланс денежных и расходов населения: сущность, содержание, роль в стратегическом планировании уровня жизни

Баланс денежных и расходов населения - один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов. Баланс строится на федеральном и местном уровнях.

С помощью баланса определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, рассчитывается распределение населения по уровню доходов и доля населения, живущего ниже уровня бедности, осуществляются другие экономические расчеты.

Доходы – 1. Оплата труда, 2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда, 3. Дивиденды, 4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, 5. Пенсии и пособия, 6. Стипендии, 7. Поступления из финансовой системы, 8. Доходы населения от продажи иностранной валюты, 9. Прочие поступления.

Расходы и сбережения – 1. Покупка товаров и оплата услуг, 2. Обязательные платежи и добровольные взносы, 3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, 4. Покупка жилых помещений, 5. Расходы населения на приобретение иностранной валюты, 6. Деньги, отосланные по переводам (за вычетом полученных сумм).

76. Прожиточный минимум населения: сущность, методы расчета Прожиточный минимум - показатель абсолютного измерения низких доходов населения, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

В процессе расчетов могут быть использованы следующие методы:

1. статистический — прожиточный минимум устанавливается на уровне доходов, которыми располагают 10—20% самых малоимущих граждан страны;

2. нормативный — определяется по фактической стоимости потребительских товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину;

3. комбинированный, или нормативно-статистический, — питание определяется по нормативам, а остальное — по его доле в общих расходах;

4. субъективный — на основе социологических опросов населения о необходимом минимальном доходе;

5. условных расчетов — оценка стоимости специально сконструированного продовольственного набора, исходя из условного соотношения между величиной прожиточного минимума и стоимостью продовольственного набора как 1:3 определяется величина прожиточного минимума (применяется в основном в США).

В России применяется комбинированный (нормативно-статистический) метод.

77. Основные типы воспроизводства населения: сущность, содержание, роль в процессе разработки демографической политики Население как производительная сила общества может быть объектом государственного регулирования в двух важнейших направлениях:

1) регулирование и страт. планирование воспроизводства населения; 2) регулирование и страт. планирование процессов формирования рабочей силы, трудового потенциала общества.

Цели и содержание демографической политики определяются демографической ситуацией в стране, под которой понимают особенности воспроизводства населения в той или иной стране.

1) Для экстенсивного воспроизводства населения, свойственного слаборазвитым странам (обычно) характерны: высокий уровень рождаемости; высокий уровень показателя абсолютного воспроизводства населения (АПН характеризует отношение числа родившихся девочек к общей численности женщин в детородном возрасте); относительно высокий уровень прироста населения; высокий уровень смертности; низкий уровень миграции.

2) Интенсивное воспроизводство населения присуще высокоразвитым странам: относительное снижение уровня родлаемости; относительно низкий уровень показателя абсолютного воспроизводства населения; резкое снижение смертности; явно выраженный процесс постарения общества; высокий уровень миграции.

3) Суженное воспроизводство населения или негативная демографическая ситуация (присуще странам в экстремальных условиях): резкое сокращение рождаемости; сокращение значений показателя абсолютного воспроизводства населения; относительно высокий уровень смертности; постепенное сокращение численности населения; хаотический характер миграционных потоков.

78. Демографическая политика современной России: Демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование миграции, сохранение и укрепление здоровья населения. Ухудшение демографической ситуации, обусловливает необходимость разработки активной демографической политики, подготовки и осуществления мероприятий по стимулированию рождаемости, естественного прироста, увеличения численности семьи, её сохранения, планирования, большей занятости женщин, ускорению миграционных процессов.

Основные направления:

1. Укрепление здоровья: увеличение ожидаемой продолжительности жизни, рост продолжительности активной жизни, улучшение репродуктивного здоровья, улучшение качества жизни инвалидов;

2. Стимулирование рождаемости и укрепление семьи: укрепление института семьи, создание условий для самореализации молодёжи, обеспечение адресной социальной защиты семьи, введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, ипотека;

3. Миграция и расселение: регулирование миграционных потоков, обеспечение интеграции мигрантов в российское общество;

4. Положение женщины: обеспечение безопасного материнства, родов и т.п., усиление госконтроля за соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин, создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей работающим;

5. Положение детей: обеспечение бесплатной медпомощи, образования, совершенствование системы пособий. («Год семьи», материнский капитал, декретный отпуск мужчинам, антимагнитский закон).

79. Основы методики разработки демографического прогноза Дем.прогнозы помогают определить возможные изменения в численности и составе населения, оценивать демографическую ситуацию (т.е. совокупность показателей естественного и механического движения населения, а также изменения показателей рождаемости, смертности, естественного прироста, половозрастной структуры, миграции населения и др.).

Этапы разработки демографического прогноза: I этап: определяется возможный прирост численности населения в прогнозируемом периоде методами ретроспективной экстраполяции и передвижки возрастов (произведение численности населения за предыдущий год и среднегодового темпа изменения общей численности населения). Если численность населения изменяется неравномерно, выделяют различные этапы, различающиеся типом динамики и её темпами.

II этап: определяется структура населения. При этом большое значение имеют расчеты:*возрастной структуры населения; *половой структуры населения; *профессиональной группировки по специальностям.

III этап: определение размещения населения по территории страны, распределения его между городом и селом, по субъектам РФ. Одновременно данные расчеты позволяют: выявить излишек или недостаток населения в определенных регионах; иметь представление о возможном предложении рабочей силы на региональных рынках труда; судить о реальном соотношении различных групп населения в отдельных регионах страны.

IV этап: прогнозируется уровень производительности труда – фактический и прогнозируемый. Результаты демографических прогнозов широко используются как в процессе формирования социальной политики государства

80. Сущность и содержание основных терминов, используемых в процессе стратегического Рабочая сила – способность человека к труду, совокупность его физических и духовных сил, благодаря которым он в состоянии производить различные потребительные стоимости.

Рабочее место – ограниченная в пространстве и во времени первичная ячейка потенциально возможного процесса труда, представленная определённой совокупностью средств труда, трудовых функций, условий труда и предполагающая наличие у работника соответствующего образовательно-профессионально-квалификационного уровня. Совокупность рабочих мест – спрос на труд.

Трудовые ресурсы – потенциальные возможности занятости в национальной экономике, т.е. население страны, рассматриваемое как производительная сила общества, которое может трудиться. В составе трудовых ресурсов выделяют три группы населения: 1) население в дорабочем возрасте до 16 лет 2) население в рабочем возрасте 3) население в послерабочем возрасте, трудоспособное, занятое в национальной экономике и не работающее в ней.

Трудоспособное население – совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способных по своим психофизическим данным к участию в трудовом процессе. Трудовой потенциал – общая численность экономически активного населения страны, обладающего необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечивающими возможность его участия в трудовой деятельности.

Экономически активное население = Занятые + Безработные

Экономически неактивное население - та часть населения, которая не относится ни к занятым, ни к безработным (учащиеся и студенты, лица, получающие пенсии по старости, за потерю кормильца, по инвалидности и т.д.)

81. Основы методики прогнозирования ожидаемого спроса на рабочую силу Рабочая сила – способность человека к труду; совокупность его физических и духовных сил, благодаря которым он в состоянии производить различные потребительные стоимости.

спрос: Ls = L + V, где L – реально существующая занятость, V – вакансии, или количество свободных рабочих мест.

Алгоритм расчета спроса на рабочую силу, основанный на предположении, что число рабочих мест в определенный момент будущего принимается равным сумме занятых и вакансий (разработал А. Семенов):

Этап 1. Выбытие рабочих мест (сокращение занятости) в связи с износом основных производственных фондов (ВФ).

Этап 2. В озможное в прогнозируемом периоде выбытие рабочих мест в связи с банкротством предприятий (ВБ

Этап 3.Возможное избавление предприятий отрасли от накопленного потенциала изменений численности работников (ВtизЭтап

4. Возможное выбытие рабочих мест по эк-м причинам: ВЭt = ВБt + Btиз.

Этап5. Рассчитывается показатель прироста потенциала изменений численности в прогнозируемом году (∆Чиз), используемый для характеристики изменения уровня скрытой безработицы в зависимости от темпов роста (спада) производства, темпов инфляции и выбытия излишней численности.

Этап 6. Расчет величины ввода в действие новых рабочих мест. Этап 7. Строится балансовое соотношение между числом рабочих мест и числом вакансий..

82. Прогнозные расчеты состояния рынка труда и движения рабочей силы Теоретической основой прогнозирования рынка труда являются равновесная и неравновесная модели описания функций спроса и предложения рабочей силы. Обе эти модели исходят из того, что под спросом на рабочую силу в них понимается количественное выражение потребностей предприятий и организаций в работниках, в том числе и нереализованных. Прогноза формирования совокупной рабочей силы и ее возможного использования в экономике РФ. Показатели:

1.Предложение на рынке труда совокупной рабочей силы

2. Спрос на рабочую силу со стороны совокупных владельцев рабочих мест, всего.

В том числе: на предприятиях и в организациях государственной собственности на предприятиях смешанных форм собственности

Из них: в акционерных обществах на арендных предприятиях в ассоциациях, концернах, объединениях на предприятиях с участием иностранного капитала в общественных фондах в кооперативном секторе

Из них: в сельскохозяйственных кооперативах в кооперативах по производству товаров и услуг в потребительской кооперации в частнопредпринимательском секторе всего

В том числе: на частных предприятиях в домашних хозяйствах населения в фермерских хозяйствах в ИТД

работающие по договору-подряду

Спрос на потенциальную рабочую силу, занятую подготовкой к труду и учебой с отрывом от производства Потенциальная рабочая сила, занятая в домашнем хозяйстве, всего

ПРОГНОЗ ДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ Показатели

I. Появится на рынке труда, всего

В том числе: за счет прироста трудоспособного населения и лиц старшего возраста в результате сокращения занятых на государственных предприятиях за счет уменьшения занятости в кооперативном секторе из домашнего хозяйства

II. Покинет рынок труда после заключения договоров о найме на работу, всего В том числе: на предприятиях смешанных форм собственности на предприятиях и в организациях частнопредпринимательского сектора пополнит численность безработных

83. Прогнозный баланс трудовых ресурсов: сущность, содержание, роль в стратегическом планировании динамики занятости населения Баланс представляет собой систему показателей, характеризующих наличие трудовых ресурсов и их распределение по сферам и видам деятельности, по городам и сельской местности. Состоит из ресурсной (наличие трудовых ресурсов и источники их формирования) и распределительной (ресурсы разделяются на экономически активное и экономически неактивное население).

Прогноз включает следующие показатели, отражающие наличие трудовых ресурсов и их распределение:

1) численность трудовых ресурсов;

2) численность трудоспособного населения в трудосп. возрасте;

3) численность иностранных трудовых мигрантов;

4) численность работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста;

5) численность занятых в экономике;

6) численность занятых в экономике по разделам ОКВЭД;

7) численность населения, не занятого в экономике;

8) численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы;

9) численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости;

10) чис-ть прочих категорий населения, не занятого в экономике

Алгоритм разработки прогноза включает:

1) расчет численности трудовых ресурсов в прогнозном периоде;

2) расчет распределения трудовых ресурсов в прогнозном периоде;

3) оценку сбалансированности трудовых ресурсов в прогнозном период

Для разработки прогноза Минздравсоцразвития России: а) не позднее 1 ноября текущего года разрабатывает предварительные результаты прогноза баланса трудовых ресурсов и направляет их на рассмотрение в Минэкономразвития Росси; б) не позднее 10 декабря текущего года на основе предложений Минэкономразвития России осуществляет уточнение показателей прогноза и направляет его в Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также размещает на официальном сайте Минздравсоцразвития России в сети Интернет.

84. Основы методики стратегического планирования развития системы образования в РФ Стратегическое планирование развития системы образования в РФ ориентировано на реализацию главной цели политики в этой области, состоящей в удовлетворении потребностей граждан России в образовании, гармоничном развитии личности и творческих способностей человека, повышении интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципов равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях. Плановые расчеты ведутся по всем структурным элементам системы образования России, а именно: дошкольному, общему, начальному и среднему профессиональному высшему, послевузовскому и доп. При этом, начиная с дошкольного и кончая ВО граждане России имеют право на бесплатное образование, то послевузовское и доп.образование предоставляется – за плату. В расчетах используются: количество образовательных учреждений всех типов; численность учащихся (студентов) образовательных учреждений с разбивкой по классам (курсам), возрасту, специальностям и т.п.; прием и выпуск из учебных заведений; объемы площадей образовательных. При анализе состояния системы образования и постановке задач по ее развитию применяются расчетные показатели: сменность работы школ; учебные площади в расчете на одного учащегося; обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях; обеспеченность детей дошкольного возраста услугами дошкольных учреждений; численность студентов высших и средних специальных учебных заведений; выпуск спец-ов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10000 населения и другие.

В процессе стратегического планирования развития системы высшего, среднего и начального профессионального образования решаются 2 важные задачи: 1. Выявление потребностей рынка труда в рабочей силе разных специальностей и уровня квалификации.

2. Определение источников ее удовлетворения

85. Основы методики стратегического планирования развития культуры и системы здравоохранения Главная цель СПЛ развития культуры — материализация намеченных в программе социальных реформ мероприятий по сохранению и наращиванию культурного потенциала страны. В процессе разработки прогнозов и программ развития культуры используются показатели, характеризующие сеть культурно-просветительских учреждений и обеспеченность населения их услугами. Стратегическими целями культурной политики гос-ва являются: сбережение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии и тд. Стратегическая цель реформирования здравоохранения состоит в улучшении качества медицинской помощи населению. Ее достижению должны способствовать такие структурные и функциональные преобразования в системе здравоохранения, как: •обеспечение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли; •приоритет в гос-ой и муниц-ой системах здравоохранения профилактическим мероприятиям по снижению заболеваемости и смертности, угроз возникновения эпидемий, формирования здорового образа жизни; •повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения; •защита прав на получение своевременной и качественной медицинской помощи. В процессе СПЛ системы здравоохранения должны учитываться общие условия: сохранение основных позиций гос-ой системы здравоохранения; формирование конкурентной среды в сети лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности; использование рыночных механизмов регулирования и функционирования отрасли. Преимущество отдается развитию амбулаторно-поликлинической и санитарно-профилактической помощи, поскольку предназначение этих видов бесплатных услуг — предохранять население от заболеваний.

86. Основы методики стратегического планирования развития жилично-коммунального хозяйства В состав этой отрасли социальной сферы входят: Жилищное хозяйство (жилищный фонд, гостиницы и др.); Коммерческие предприятия и службы (водопровод, канализация, бани, службы очистки города и др.); Внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, такси и др.); Энергетическое хозяйство (котельные, теплофикационные и газовые сети и др.); Дорожно-мостовое хозяйство (тротуары, мосты и др.). Главные цели реформирования ЖКХ: обеспечение российским гражданам условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и тарифов и т.д. Стратегическое планирование развития ЖКХ должно учитывать современные особенности ЖКХ: серьезные изменения в формах собственности жилого фонда; бесплатное или за доступную плату предоставление жилья малоимущим гражданам, военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, северянам, вынужденным переселенцам и т.д. На федеральном уровне стратегическое планирование развития ЖКХ осуществляется в форме прогнозов. Они входят отдельным разделом в состав комплексного прогноза социально-экономического развития страны. На уровне местных органов власти составляются программы и планы развития ЖКХ. В процессе стратегического планирования жилищного хозяйства используются основные показатели: жилищный фонд; размер общей и жилой площади домов; размер нежилой площади, сдаваемой в аренду; обеспеченность населения жильем; оборудование жилищного фонда и тд. Плановые расчеты развития коммунального хозяйства предусматривают установление заданий по расширению водопровода, канализации и газификации жилого фонда, санитарной очистке и уборке территорий, городского транспорта.

87. Современная НТП и проблемы природопользования Современная НТП и проблемы природопользования Наиболее актуальные экологические проблемы в условиях НТР (научно-техническая революция): загрязнение Мирового океана; тепловое загрязнение; быстро нарастающее пылевое загрязнение атмосферы; накопление углекислого газа в атмосфере. Направления взаимодействия человека с окружающей средой (виды природопользования) А) Ресурсопотребление: 1)добыча ресурсов (извлечение); 2) ресурсопользование (без извлечения из природной среды); 3) использование элементов среды как «вместилища» отходов производства и потребления. Б) Конструктивное преобразование: 1) комплексные программы преобразование прир.среды; 2) улучшение отдельных свойств ресурсов среды; 3) защита от стихийных явлений; 4) ликвидация последствий хозяйственной деятельности. В) Воспроизводство природных ресурсов: 1) непосредственное воспроизводство возобновл.ресурсов; 2) создание условий для воспроизводства возобновимых ресурсов; 3) восстановление (очистка рек). Г) Охрана среды обитания и природных ресурсов: 1) предотвращение негативных воздействий производства и потребления; 2) собственно охрана (консервация) ландшафты; 3) сохранение генетического разнообразия биосферы. Д) Управление и мониторинг: 1)инвентаризация, учет и контроль; 2) регулирование состояния ресурсов и природной среды; 3) управление процессами природопользования.

88. Экологическая политика России: сущность, содержание, стратегия и тактика. Экологическая политика - целостная система мероприятий, обеспечивающих достижение целей субъектов управления различных уровней в области природопользования и охраны окружающей среды. Содержание: Особое внимание - обеспечение экологической безопасности. Решение следующих проблем: ухудшение качества вод, воздуха, деградация возобновимых природных ресурсов, рост риска техногенных катастроф, обусловленный значительным износом оборудования, существенное ухудшение качества среды жизни населения. Стратегия (Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»): обеспечение экологически безопасного устойчивого развития на основе экологически обоснованного размещения производительных сил; экологически безопасное развитие отраслей; рациональное использование ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов; утилизация отходов и т.п;. Тактика: совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования; совершенствование системы платежей за природные ресурсы, с ориентацией на экономически обоснованное увеличение доли ресурсных платежей в системе налогообложения; проведение НИОКР по оздоровлению среды обитания; переход на международные стандарты технологических процессов; переход на малоотходные ресурсосберегающие технологии при господдержке; лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию в стране проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду при реализации программ и проектов хозяйственной и иной деятельности; осуществление работы по разграничению полномочий в области использования природных ресурсов между Российской Федерацией и ее субъектами.

89. Экологическая безопасность страны: общая характеристика. Особое внимание в современной экологической политике - вопросам обеспечения экологической безопасности, так как экологическая ситуация в России угрожает существованию нынешнего поколения. Экологическая безопасность в современном мире - новый вид социальных благ. Экологическая безопасность - степень адекватности экологических условий обитания человека задачам сохранения здоровья и обеспечения длительно устойчивого социально-экономического развития общества.

90. Мониторинг природной среды в Российской Федерации: общая характеристика. Мониторинг - система наблюдения и контроля над всеми изменениями природной среды, вызванными хозяйственной деятельностью человека. Задачи: выявлять наиболее неблагоприятные для жизнедеятельности человека районы, предупреждать возможные вредные изменения внешней среды и разрабатывать научные прогнозы ее состояния в будущем. Уровни: биоэкологический - наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды: ее влияние на здоровье и жизнедеятельность человека. геоэкологический — наблюдение и контроль за изменениями геосистем окружающей среды. На основе геоэкологического блока показатели биоэкологического приобретают научную базу для пространственной экстраполяции и всеобщий характер. биосферный - наблюдение и контроль над глобальными фоновыми изменениями окружающей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: