Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции является неотъемлемой составляющей экономической политики Российской Федерации. Ее необходимость вызвана слабым финансовым состоянием большинства сельскохозяйственных организаций и предприятий и рядом особенностей сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства страны. Эти особенности таковы:
- сезонный характер сельскохозяйственного производства;
- использование природных ресурсов, состояние которых может непредсказуемо измениться;
- незавершенность институциональных и земельных преобразований в аграрном секторе.
Государственная поддержка сельскохозяйственного производства Российской Федерации осуществляются в рамках Закона РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.1997 №100-ФЗ. В Законе понятия «государственная поддержка» и «государственное регулирование» применяются в одном значении, и дается определение понятия «государственное регулирование» («экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства»). В рамках Закона перечислены задачи и основные направления государственного регулирования агропромышленного производства. Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются: стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности РФ, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства. Решение поставленных задач намечено по направлениям:
|
|
- формирования и функционирования рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия; финансирования, кредитования, страхования, льготного налогообложения;
- защиты интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
- развития социальной сферы села.
Одним из направлений государственной поддержки является финансовая поддержка. Со стороны государства финансовая поддержка осуществляется на основе бюджетного финансирования при участии бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии со статьей 68 Бюджетного кодекса РФ текущие расходы бюджетов направляются на «оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций»
|
|
В настоящее время, говоря о взаимодействии государства и аграрной отрасли в РФ, наиболее правомерно применять термин «государственная поддержка», так как решаются задачи выживания отрасли в рыночных условиях и повышения ее конкурентоспособности.
Решая вопрос о государственной поддержке производителей сельскохозяйственных товаров, следует уточнить понятие эффективности и систематизировать критерии эффективности государственной поддержки.
Все исследователи определяют эффективность как понятие, отражающее явления сложные и многогранные, как категорию расширенного воспроизводства. Эффективность выражает результативность функционирования средств труда, предметов труда и рабочей силы. Ее можно выразить отношением «результат/затраты».
По отношению к производству различаются: экономическая, технологическая, социальная и экологическая эффективность (при оценке полученных результатов в сельскохозяйственном производстве пользуются понятиями агроэкономической, агротехнологической, агросоциальной, агроэкологической эффективности).